Тематическое направление – экологическое воспитание.
Классный час "День Земли».
Актуальность:
Крохотная песчинка, затерянная в необъятном Космосе, стала домом для бесконечно многих форм жизни! Как часто мы думаем об этом удивительном факте? Всемирный день Земли служит напоминанием о том, что объединяет представителей тысяч профессий, национальностей и религиозных конфессий: несмотря на социальные и культурные различия, все мы – дети Земли. Это мероприятие проходит в конце апреля, часто 22 числа. В целях защиты экологии Земли жителям всех стран предлагается на день отказаться от поездок на автомобилях. Миллионы людей пересаживаются на велосипеды, участвуют в местных соревнованиях и марафонах или просто отправляются на велопрогулки. Российский апрель не всегда располагает к езде на велосипедах, поэтому у нас в рамках «зеленого марафона» чаще устраивают забеги, озеленительные акции, субботники и т.п. Как и во всем мире, к этой части празднования активно привлекают детей и подростков. Жители нашей страны недостаточно информированы об экологических направлениях, мероприятиях и их роли в сохранении культурного наследия. Классный час «День Земли» направлен на то, чтобы заполнить этот пробел, способствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и привлечь внимание общественности к экологическим проблемам.
Целевая аудитория – 1-4 классы (6-10 лет)
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Экологическое воспитание в сегодняшнем мире – это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое гуманистическое, нравственное и прагматическое значение. Вопрос формирования экологической культуры остаётся открытым. Поэтому должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни. Коренным образом надо менять мышление ученика на видение окружающей среды. Профилактикой нарушений является экологическая беседа, систематическое обращение внимания на проблемы экологического характера, формирование привычек поведения на улице, дома и природе.
Цель: познакомить учащихся с праздником День Земли, формировать представление о взаимосвязи человека и природы, создание условий для формирования нравственной культуры общения и гражданской позиции, привитие общечеловеческих ценностей.
Задачи:
обучающая: расширить и углубить экологические знания учащихся; формировать и обогащать словарный запас обучающихся;
развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков; развитие познавательных способностей и познавательных процессов личности; создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;
воспитывающая: способствовать формированию экологической культуры учащихся, привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и что они могут сделать для улучшения среды обитания, развитие личностных качеств: экологической, санитарно – гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, воспитание любви к своему дому - Земля.
Формируемые УУД:
1. Познавательные УУД: формировать умение находить и подбирать нужные определения.
2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать, корректировать, оценивать.
3. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
4. Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и познанию, способность детей к саморазвитию; формировать понимание экологической культуры.
Форма проведения: проблемная беседа.
Мною была выбрана данная форма проведения классного часа, так как беседа – это диалог, который активизирует и развивает логическое мышление учеников. Этот метод имеет побуждающий и творческий характер. С помощью беседы ученик открывает новые знания, закрепляет их. В ходе проблемной беседы, ученик приобретает качественные знания, формируются самостоятельность и творческое мышление.
Методы:
Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.
Самораскрытие. Классный руководитель косвенно побуждает учащегося «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.
Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Классный руководитель, используя понятные аргументы для учащегося, позволяет ему утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей.
Игра активизирует интерес и внимание детей, расслабляет обстановку, закрепляет знания и умения.
Демонстрация позволяет согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
Приемы:
Принцип Свободы выбора;
Принцип Открытости;
Принцип Деятельности;
Принцип Обратной связи;
Принцип Идеальности
Цифровые образовательные ресурсы: презентация.
Оборудование: проектор, компьютер, глобус, раздаточный материал, бумага А 4, карандаши.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
-Здравствуйте ребята!
Сейчас, я буду читать строки из стихотворения, а вы будете за мной повторять. Начинаем!
Землю обмотали, тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо чтобы в дружбу верил каждый человек!
(дети повторяют за учителем слова)
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, и скажите «Я желаю тебе…».
2. Основная часть.
-А сейчас попробуйте догадаться, о чём пойдет наш разговор. Посмотрите, что вы видите у меня в руках? (глобус, Земля)
-Давайте вспомним, что такое земля?
Земля – это планета, на которой мы живём.
Земля – это рыхлое, тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры планеты.
Земля – это суша по отношению к водоёму.
Так о чём же наш разговор? (о Земле) ( Слайд 1)
С приходом весны люди разных стран мира отмечают различные экологические даты: 21 марта – Международный день леса, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли. Эти праздники объединяют нас в деле защиты окружающей среды. В эти дни все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, в различных экологических мероприятиях, фестивалях и акциях.
( Слайд 2)
-Посмотрите на глобус. Так наша планета выглядит из космоса. Больше всего на ней голубого цвета: 70,8% территории Земли занимает мировой океан. Нашу Землю называют зелёной планетой. Зелёным цветом её раскрасили растения. (Слайд 3)
-22 апреля - Международный день Земли - день напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).
- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.( Слайд 4)
- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.
В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.
В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из разных стран. В России День Земли отмечается с 1998 года.
- Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными ресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.
Физкультминутка.
1. Игра «Движение Земли». У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждый ряд получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание, выигрывает.
2.На доске по две корзинки: одна для мусора, вторая для остальных предметов, которые мусором не являются. На столе лежат муляжи. Нужно каждый муляж положить в ту корзинку, к которой этот муляж подходит. Ряд, который первым выполнит задание, выигрывает.
-В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего дома. Колокол Мира – символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения человека и культуры. Есть и символ у этого дня-греческая буква «тета» зелёного цвета на белом фоне , и флаг, который представляет собой снимок планеты на синем фоне. ( Слайды 5, 6, 7)
3. Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали на классном часе?
- Что вам понравилось, показалось интересным?
- Какого числа отмечают «День Земли»?
- С чьим именем связана история праздника?
- Почему возникла необходимость создать такой праздник?
- Что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?
И в честь нашего урока мы с вами нарисуем рисунок!
Методические ресурсы:
Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru
Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989 г
Сайт Pedsovet.ru
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников, М., 2005 г
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Основной целью этого мероприятия является привлечение внимания к защите планеты как общего глобального Дома («Наш дом – Земля»). Данную разработку можно использовать на неделе биологии учителям предметникам. По окончании занятия, возможно провести конкурс рисунков или макетов Земли по заданной теме и следующим этапом провести экосубботник с целью закрепления.