kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час: "Урок вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с возникновением этикета и правилами вежливости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Урок вежливости"»

Цель: сформировать знания учащихся о возникновении этикета и правилах вежливости.

Занимательная история произошла однажды с известным американским юмористом Марком Твеном. Отправляясь в гости к Гарриет Бичер – Стоу, писательнице, автору романа «Хижина дяди Тома», он забыл надеть галстук. Лишь когда он вернулся, жена обратила внимание на незаконченность его туалета и упрекнула мужа за неприличное поведение. Это побудило писателя исправить положение, но на собственный лад: он упаковал галстук в коробку и отправил ее в Бичер- Стоу. Говорят, что та от души хохотала. В наше время появление в гостях мужчины без галстука не шокирует, конечно, окружающих, но и сегодня существует свод правил поведения (нормы этикета), знание и соблюдение которых совершенно необходимо человеку для успешного общения с окружающими.

Само слово «этикет» имеет французское происхождение. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово этикет, вошедшее в последствии в языки многих народов мира. Сами же правила поведения возникли в глубокой древности. И было их превеликое множество. Так, в Древнем Китае насчитывалось до 30 тыс. церемоний: как постучаться в дом, как войти, сесть, встать, взять чашку с чаем или рисом – абсолютно все было расписано.

На Руси правила хорошего тона существовали с незапамятных времен. Первый тракт по этикету, составленный по правилу Петра 1 в 1717 году(«Юности честное зерцало»), предписывал, как вести себя за столом: «не храпеть носом», «не сморкать прилюдно, якобы труба трубит», «не дуть в суп, чтобы везде брызгало», «не класть руки в тарелку и ногами везде не мотать, а также не ковырять ножом зубы». Напоследок совет – «над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши».

А как должны вести себя люди при встрече? Как удивились бы мы, если знакомый при встрече вместо слова «здравствуй» спросил бы: «ты ел сегодня?» или «здоров ли твой скот?». А ведь это тоже приветствия. Именно таким фразами при встрече обменивались при встрече люди Древней Греции, Монголии, Египта. Словами «я вас вижу» приветствуют при встрече зулусы.

Движения, жесты, которые издавна совершали люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые касались друг друга носами, пятые показывали язык. Каким бы ни было приветствие: поклон, рукопожатие, короткое слово «привет», - не ответить на него в любой стране, в любое время было бы верхом невоспитанности и даже оскорблением. Как же правильно здороваться? Существует множество вежливых слов для этой цели: «здравствуйте», «добрый день», «добрый вечер», в молодежной среде - «привет».

А как быть с рукопожатием? Всегда ли оно необходимо?

В старые- престарые рыцарские времена, когда родился обычай рукопожатия, он имел глубокий смысл. Упакованные в латы, как в консервную банку, рыцари снимали железную перчатку лишь в том случае, когда хотели показать свои мирные намерения. Со временем люди – «консервы» исчезли, а обычай остался.

В наши дни женщина первая протягивает руку для приветствия (при этом перчатку снимать необязательно). Старший мужчина первый подаст руку младшему. Во время приветствия нужно обязательно называть собеседника по имени.

- в русском светском обществе 19 века мужчина целовал руку даме, она приседала в реверансе;

- Италия: кавалер снимал шляпу, украшенную перьями, делал ею в воздухе плавные замысловатые движения, дама с веером в руке делала реверанс;

- мужчины при встрече приподнимали шляпы- цилиндры, слегка кланялись – такую картину можно было увидеть на городских улицах России 19 века;

- двое людей при встрече радостно бросаются в объятия друг друга – это, понятно, встреча друзей после долгой разлуки.

А вот такая ситуация, наверное, знакома каждому ученику. Петя идет по коридору школы. Учителя разговаривают между собой. Среди них Петя увидел своего классного руководителя, и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Татьяна Сергеевна» Правильно ли он поступил? Понятно, что в этом случае нужно адресовать приветствие всем учителям, а не одной.

А теперь поговорим о том, как правильно вести себя в гостях. Представьте себе такую ситуацию: друзья возвращаются с тренировки. Алеша предлагает: «Ребята, пошли к нам. У меня новые кассеты есть. И поедим, а то есть ужас как хочется».

-А родители не будут ругаться? – спросил Витя.

- Нет, они у меня хорошие, - уверил Алеша.

Мальчикам открыла мать Алеши. Она была в стареньком халате, фартуке. В руках -мокрая тряпка: видимо, в квартире большая уборка.

- Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что – нибудь перекусить. Хозяева вежливо уговаривали их остаться. Всем было неловко. Конечно, Алеша был неправ, когда позвал в гости ребят, не согласовав приглашение с родителями. Недаром на Руси говорили: «На незваного гостя не припасена и ложка». Конечно, лучше ходить в гости по приглашению. А если пришли, как нужно вести себя, чтобы хозяева не пожалели о том, что пригласили вас к себе на обед или к чаю?

Говорят, пунктуальность – это вежливость королей. Заставлять ждать других – это бестактность как по отношению к хозяину, так и по отношению к другим гостям. Но вы пришли точно в срок, как и договорились. Первые ваши приветствия – хозяйке дома. Весьма уместно, если вы принесете с собой один – два цветка из тех, которые любит хозяйка.

Невежливо первым садиться за стол – для этого следует подождать особого приглашения. Запомним: первой всегда садится хозяйка. Очень внимательным нужно быть с хозяевами – ведь им приходится труднее, чем вам. Не надо быть бесцеремонным и требовать каких- либо ваших любимых блюд или напитков, любимой музыки. Если ты не хочешь чтобы это приглашение стало последним, веди себя прилично. Ведь еще в руководстве по этикету 18 века было сказано о поведении к гостям: «Умой руки и сиди благочинно, сидя прямо, не хватай первый с блюда, не жри, как свинья. Когда тебе пить, не утирай губ рукою, не Пий, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба, прочего.» В основе застольного этикета лежит уважительное отношение каждого к присутствующим.

А теперь настала ваша очередь принимать гостей. Для такого случая есть несколько важных советов. «Откармливание» гостей не должно быть главной целью домашней дружеской встречи. Решающее значение имеет не обилие еды и напитков, а атмосфера в доме. Важно правильно встретить приглашенных. Хозяева, например, не должны например, являться в сугубо домашнем одеянии, хозяйке не следует стремится быть одетой пышнее гостей. Хозяин дома должен познакомить гостей, рассадить их за столом, предложить угощение. Хорошие хозяева приготовляют все заранее, чтоб не оставлять собравшихся одних на длительное время. Нужно найти несколько слов для каждого из гостей, а не заниматься весь вечер только одним из них. Хозяин должен заранее продумать «развлекательную программу»: подобрать музыку, организовать танцы, беседу поворачивать в русло, интересное не для него самого, а для гостей.

Все мы любим получать подарки. А умеем ли мы их дарить?

Делая подарок, надо радоваться тому, что приносишь радость другому. Подарок как зеркало, в котором можно увидеть щедрость и скаредность, расточительность и тщеславие, ум и юмор, тонкий вкус и его полное отсутствие. Радость приносят не только серьезные подарки по особо торжественным случаям. Очень часто небольшой знак внимания, который вы оказываете человеку, может внести радость в повседневную жизнь и возвратить светлую улыбку опечаленному лицу.

В книге Е. В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» помещена интересная инструкция …как не надо дарить подарки:

- вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором жалеть – то не стоит.

Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязат6ельно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться.

Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи и объяви: «Это я подарил».

Все это, конечно, шутка, но ведь не секрет, что некоторые дарители иногда поступают в соответствии с этой инструкцией.

Выбор подарка – дело серьезное. Мы надеемся, что никто из вас не станет иллюстрацией к рассказу одного писателя – юмориста, герой которого к Новому году подарил жене … охотничье ружье. К ее дню рождения – патроны и охотничьи сапоги. К ее именинам – двух охотничьих собак. Понятно, что жена, не имея возможности использовать эти подарки по назначению, «разрешила» мужу пользоваться ими. Помните: вашему подарку должны быть рады. Немаловажно и то, как принять подарок. Любой принесенный вам подарок вы должны тотчас же развернуть, а не откладывать небрежно в сторону. Ваше безразличие может быть принято дарителем за пренебрежение и надолго испортит ему настроение. И дорогой подарок, и бесхитростный сувенир следует принимать с одинаковой сердечностью. Не надо огорчаться, если подарок вам не по вкусу. Даритель не должен ничего заметить – ведь выбирая подарок, он думал о том, чтобы сделать вам приятное.

Если вы идете в гости с цветами, помните, что их вручают, освободив от обертки. Если в гости приходит пара, цветы всегда вручает хозяйке мужчина. Букет при этом надо держать в левой руке. Преподнося кому – либо цветы, нужно помнить, что существует определенная символика окраски цветов. Например, красный символизирует любовь и преданность, желтый – жизнь, радость; синий – верность, доверие. Букеты цветов выражают не только чувства и определяют наше отношение к тому, кому они предназначены, но и характеризуют наш вкус. При вручении букета должны принимать во внимание личные симпатии и наклонности человека – ведь у каждого есть не только свой любимый цветок, но и цвет.

В наше время принято молодым девушкам дарить еще не раскрывшиеся красные или розовые розы; молодой женщине – розы, гвоздики, хризантемы. Тюльпаны дарят по случаю радостных событий. К юбилейным датам подходят букеты из хризантем, гладиолусов, роз или гвоздик. Трудно представить себе жизнь современного человека без телефона. А умеем ли мы им правильно пользоваться?

1. Позвонив и сняв трубку, не начинайте разговор с вопроса: «Кто говорит?». Это невежливо. Лучше в начале беседы поздороваться, представиться и после этого попросить к телефону того, с кем хотите поговорить.

2. Звонящий должен назвать себя, если не застал нужного ему человека, и просить передать поручение, сообщение.

3. Звонящий поступит правильно, если вначале разговора спросит, помешал ли он и могут ли ему посвятить несколько минут.

4. Если вас просят позвать к телефону кого – либо, вы не должны спрашивать: «Кто говорит?»

5. Лица, присутствующие при любом разговоре (телефонном), особенно частного характера, не должны никак реагировать на услышанное.

6. Если в данный момент вы не можете поговорить свободно, можно сказать: «Прости, я сейчас занят, поговорим об этом позже», «Извини, я освобожусь через час» и т. д.

7. Знакомым не стоит звонить поздно вечером.

8. Телефонный разговор должен заканчивать звонивший. Если вы звонили пожилому человеку, дайте ему возможность закончить беседу.

Давайте запомним: подлинно культурным является человек, для которого высокая культура общения – это потребность, единственно возможная форма поведения.
















































Провела: Присяжная В. В.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Классный час: "Урок вежливости"

Автор: Делингевич Виктория Владимировна

Дата: 06.01.2020

Номер свидетельства: 534556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Классный час "Урок вежливости" "
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi-chas-urok-viezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "245989"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446276103"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Классный час "Будьте вежливы" "
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi-chas-bud-tie-viezhlivy"
    ["file_id"] => string(6) "113117"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1409313883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект классного часа "Урок вежливости" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-klassnogho-chasa-urok-viezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "225177"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439467474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Классный час. "Уроки о вежливости с героями наших сказок" "
    ["seo_title"] => string(62) "klassnyi-chas-uroki-o-viezhlivosti-s-ghieroiami-nashikh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "125726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415036317"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Классный час "Урок вежливости""
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi_chas_urok_viezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "459452"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1519564650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства