Тема «Урок мужества»
  
 
  Цель: воспитание патриотических качеств личности учащихся, развитие умения активно отстаивать свою точку зрения, раскрытие понятий «мужество», «героизм», «герой».
  Ход урока:
  1. Организационный момент.
  Учитель: (Звучит песня «Солнечный круг»).  
  Вопросы :  
  - О чем говорится в песне?  
  -Чего боятся люди?
  -Чего хотят люди?
  -Как по-вашему, что такое мужество, героизм? (Мужество - Храбрость, присутствие духа в опасности; героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке, героизм — мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. )
  -Кто такой герой?(  человек, совершающий подвиги, доблестный храбрец).  
  - Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
  - во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане.
  Главным богатством любой страны является человек. И каким будет этот человек – таким станет и будущее страны.  
  Наш урок Мужества мы посвящаем 70-летию Великой Победы над фашистскими захватчиками, которую будем праздновать в мае 2015 года.
  А также 25- летию вывода войск из Афганистана.
  
 
 Ученик: На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Не всегда наши люди наслаждались мирной жизнью. 22 июня 1941 года, ранним воскресным утром взлетели сигнальные ракеты. И тут же поднялись в небо сотни самолётов с чёрной свастикой на крыльях. Фашистские дивизии стали наступать на Советский Союз. Что может быть горше сожжённых мостов, Расстрелянных и мёртвых домов, Разбитых телег у сгоревших ворот, Разграбленных хат и голодных сирот? Почти 48 месяцев продолжалась ВО война. На земле, на воде и под водой, в воздухе, в крупных городах и маленьких деревнях развернулась борьба с фашистскими захватчиками. Дело шло о жизни и смерти всего нашего народа. На защиту Родины встали все и взрослые и дети. В страшные, суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях.
 Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.
  Ученики:
  Перед нашей Родиной мы сочтемся славою, 
Все, кто кровью собственной породнился с ней. 
Шла война великая, шла война кровавая 
Тысяча четыреста восемнадцать дней.  
  
Нами было сделано все во имя Родины, 
И еще послужим мы Родине своей, 
Все теперь под силу нам, если нами пройдены 
Тысяча четыреста восемнадцать дней...  
  
 
  Учитель: Всё дальше и дальше по времени уходят от нас суровые военные годы. Уже много лет назад отзвучали залпы Победы. Мужество защитников Родины - пример подражания каждому юноше и девушке, всему молодому поколению нашей страны. А их так осталось мало…
  Ученик:
  От бескрайней равнины сибирской
 До полесских лесов и болот
 Поднимался народ богатырский,
 Наш великий, могучий народ!
 Выходил он: свободный и правый,
 Отвечая войной на войну,
 Постоять за родную державу,
 За могучую нашу страну!
  
Учитель:По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.
  
 
  - Куда б ни шёл, ни ехал ты,
  Но здесь остановись -
  Могиле этой дорогой
  Всем сердцем поклонись,
  И для тебя, и для меня
  Он сделал всё, что смог…
  Себя в бою не пожалел,
  А Родину сберёг.
  Ученик:
  - После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято в декабре 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В Афганистан уходила молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. По последним данным, общая статистика погибших в конфликте такова: из 22 тысяч Казахстанцев, участвовавших в войне, 924 погибло, 1000 стало инвалидами и 21 все еще считаются пропавшими без вести.
  Ученики:
  За спиною и горы, и горе
За спиною военный Афган
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
 
  За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.
  
 
  По горным дорогам Афгана
В течение нескольких лет,
Приказ боевой выполняя,
Советский прошел контингент.
 
  В далекой стране за кордоном
Им было всего 18,
Когда их призвали служить.
Как жаль, что погибли ребята,
Которым хотелось пожить. 
  Учитель:
  - О всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой.
  В наше непростое время есть место подвигу. Причём, не обязательно героический поступок совершает кто-то сильный или физически подготовленный человек. Сколько случае мы знаем, какие бесстрашные бывают наши женщины и даже маленькие дети… Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый, пожалуй, даже единицы. Этих доблестных людей награждают медалями, орденами, а если без всяких знаков – человеческой памятью и благодарностью.
  Вопросы:  
  -  Можно ли совершить подвиг в мирное время?   
-  Ради чего люди готовы совершить подвиг? 
-  Какие подвиги можно совершить в нашей   
 повседневной жизни?
  
 
  Учитель: Мы равняемся на подвиги прошлых лет, но жизнь не стоит на месте. И в наши дни есть место подвигу, мужеству.  
  Отечественная и зарубежная история знает множество имен детей-героев. Вот всего лишь несколько примеров из прошлого и из сегодняшних дней.  
  • В годы Второй мировой войны 12-летний белорусский пионер Тихон Баран завел в болото взвод фашистов. Мальчик знал, что поплатится жизнью. В этот день расстреляли его мать и шестерых сестер. Когда враги спросили, где прячутся партизаны, мальчонка повел их в трясину. Об этой истории узнали благодаря дневнику немецкого солдата, где написано: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои".  
   14-летний Санжар увидел в окно, что из дома напротив валит дым и видны отблески пламени. Подросток решил не терять времени, и, вызвав пожарных, бросился на помощь. Из-за того, что дверь была не заперта, парень быстро попал в соседский дом и вывел перепуганных мальчишек наружу. Дети успели наглотаться едкого дыма, но, к счастью, серьезно не пострадали. Санжар отвел детей к себе в дом. Подоспевшие пожарные быстро потушили пламя. Султана и Нурасыла передали родителям. За проявленное мужество Санжар может быть представлен к награде.
  
 
  -  Напомним, схожий случай произошел в ноябре в Караганде. Тогда пожар едва не унес жизни двоих малолетних детей. Их вынес из огня старший брат. В момент возгорания в доме находились трое - 15-летний Никита, его двухлетний брат и полугодовалая сестренка. Брата и сестренку Никита выносил на руках, пробираясь сквозь пламя. В результате пожара мальчик получил ожоги лица, рук и ног третьей степени, а также отравление угарным газом. Прибывшие на место медики госпитализировали подростка.
 
 
 
-  В Алматы наградили казахстанца, который спас во время пожара своих соседей! Благодарные жители сгоревшего дома ходатайствовали о том, чтобы соседа, который буквально вытащил их из огня, поощрили за героический поступок. За проявленное мужество при спасении человеческих жизней Ардак Есенов получил нагрудный знак от Министерства внутренних дел. 
 
 
  Учитель: Герой – это не только солдат, врач или пожарный: настоящие подвиги может совершить и ребенок. Как часто в повседневной жизни мы слышим выражение: "Ты мой герой!". Так любящая мама называет малыша, который делает первые в жизни шаги.  
  
 
  Мужество не отступать от намеченной цели, мужество вставать на защиту правды, на защиту слабого, совершать подвиги, преодолевая себя.  
  Заключение.
  В заключении, давайте вспомним птицу- символ мира.
  (Учащиеся приклеивают голубей – оригами на доску).
  УЧЕНИК 1: Мир - это утро, полное света и надежд.
УЧЕНИК 2: Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
УЧЕНИК 3: Мир - это гул тракторов и комбайнов.
УЧЕНИК 4: Мир - это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
  Хором: Мир - это жизнь.
  В заключении исполняем песню: «Дорогою добра».
  
 
  
 
  
  
 
  
  
 
  