Тема классного часа «Орден мужества - Сталинград» относится к разделу тем о патриотическом воспитании. Выбранная тема актуальна и представляет интерес для учащихся школы. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей составляющей частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащихся. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.
Методическая разработка классного часа «Орден мужества - Сталинград» предназначена для проведения классных часов и уроков мужества, посвященных героическому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели:
1. Углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы.
2. Развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.
Задачи:
- обогатить знания учащихся об основных событиях Сталинградской битвы;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час "Орден мужества - Сталинград" »
Пояснительная записка.
Тема классного часа «Орден мужества - Сталинград» относится к разделу тем о патриотическом воспитании. Выбранная тема актуальна и представляет интерес для учащихся школы. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей составляющей частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащихся. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.
Методическая разработка классного часа «Орден мужества - Сталинград» предназначена для проведения классных часов и уроков мужества, посвященных героическому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели:
1. Углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы.
2. Развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.
Задачи: - обогатить знания учащихся об основных событиях Сталинградской битвы; - развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Характеристика аудитории:
Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов
Подготовительная работа:
Посещение историко-краеведческого музея, музея техникума. - изучение документальных материалов по истории своего края, научной литературы;
-поисковая работа учащихся; - чтение и обсуждение журнальных публикаций, периодической печати, книг; - оформление стенгазеты
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование
2. Доска
Ход классного часа.
1 ведущий:
Июнь, клонился к вечеру закат.
И тёплой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ведущий:
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае.[1]
3 ведущий:
Особое место в ходе Великой Отечественной война занимает битва под Сталинградом. 2-го февраля 1943 года мир облетело известие: 6-ая фашистская армия разбита под городом на великой русской реке Волге. И вот уже в 72-й раз мы будем отмечать годовщину победы под Сталинградом. Мы, живущие в этом городе, должны знать историю родной земли, гордится памятью, уважать ветеранов.
Сегодня мы с вами проводим классный час «Орден мужества – Сталинград», посвященный 72-летию победы под Сталинградом.
История Сталинградской битвы.
1 ведущий:
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года. На дальних подступах к городу в большой излучине Дона. Оказанное здесь врагу сопротивление позволяло Советскому верховному Главнокомандованию подтягивать резервы к рубежам обороны, восстанавливать боеспособность частей и соединений, вырвавшихся из окружения, проделавших тяжелый путь отступления.
Используя численное превосходство, противник преодолел рубеж Дона и прорвался к Волге. Сражения велись южнее и севернее Сталинграда. С 13-го сентября бои развернулись на улицах и площадях. Связь войск с восточным берегом обеспечивалась кораблями Волжской флотилии, судами речного флота.
2 ведущий:
Сталинградская битва отличалась грандиозными масштабами и исключительно высоким накалом борьбы. Боевые действия подчинялись единому замыслу: отстоять Сталинград. К середине ноября продвижение гитлеровцев в районе Сталинграда и на его территории было остановлено. Успех оборонительного периода Сталинградской битвы был обеспечен мужеством и боевым мастерством войск, за которыми стояла вся страна. 19-20-го ноября 1942 года войска Красной Армии перешли в контрнаступление в междуречье Волги и Дона. Через несколько дней 23-го ноября они замкнули кольцо окружения вокруг 6 и 4 танковых армий, штурмовавших Сталинград. То были отборные войска фашистского вермахта. Именно о них Гитлер говорил: «С такой армией можно штурмовать небо».
3 ведущий:
Гигантское противоборство на рубеже великой реки Волги - одно из крупнейших во Второй Мировой войне - закончилось сокрушительным поражением врага. Вражеская группировка под командованием фельдмаршала Паулюса была уничтожена, её остатки капитулировали.
1 чтец:
Нас бросало на землю Небо в черных крестах Но с последней гранатой Мы кидались на танк. Приказала Россия: «Ни шагу назад!» Отдавали мы жизни,
За тебя Сталинград!
2 чтец:
Окровавленный город Резал огненный град, Нам тогда не хватало Ни могил, ни наград. Приказала Россия: «Ни шагу назад!» Отдавали мы жизни,
За тебя, Сталинград!
1 чтец:
Наши кости белеют и в снегу, и в пыли.
Наши души, похоже, до сих пор не нашли.
Приказала Россия: «Ни шагу назад!»
Отдавали мы жизни за тебя, Сталинград!
2 чтец:
Невозможно бессмертье без смертной любви.
Защищайте Россию – храм на нашей крови.
Не сдавайтесь живые, «Ни шагу назад!»
Не погибнет Россия, если жив Сталинград! [2]
Слово учителя.
История каждого города - это одна страничка или целая глава многогранной истории страны. Неумолимое время все дальше и дальше отделяет от нас февраль 43-го года, давно уже сделав его достоянием истории. Мы, сегодняшнее поколение, наверное, не знаем события тех дней так хорошо, как наши родители, бабушки и дедушки. И я предлагаю вам, ребята, показать свои знания в области истории нашей страны, нашего родного края в форме соревнования двух команд. В случае затруднения на помощь вам придет группа экспертов.
Разрешите представить наше уважаемое жюри:
1___________________
2___________________
3___________________
Учитель:
Первый этап мы назвали «Работа с документами». Вопросы задаются обеим командам по очереди, в случае затруднения право ответа переходит к другой команде. Если ответ не полный, экспертная группа дополняет ответ.
Когда было объявлено на территории Сталинграда военное положение? (14 июля 1942 года).
Назовите дату начало контрнаступления советских войск? (19 ноября 1942 года).
Отметьте на карте место проведения операции «Кольцо». (Приложение №1).
Отметьте на карте место проведения операции «Уран». (Приложение №1).
Кому принадлежат слова: «За Волгой для нас земли нет» (Снайпер Зайцев).
Кому принадлежат слова: «Огонька им, ребята, чтоб не забыли, чья эта улица, чей это дом!» (Сержант Павлов).
Назовите начало операции «Кольцо»? (10 января 1943 год).
Когда учреждена медаль за оборону Сталинграда? (22 декабря 1942 года).
Учитель:
Второй этап мы назвали «Великие полководцы»
1 вопрос(одинаковый для обеих команд, отвечают письменно).
- Кто был командующим Сталинградским фронтом?
- Кто возглавлял оборону Сталинграда?
2 вопрос: Зачитывается выдержка из биографии. Необходимо дать ответ о ком идет речь, и найти его протрет на слайде. (Приложение №2).
1 чтец:
Там, где 200 дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей каждый метр земли был пропитан,
Там , где сила советских солдат победила фашистскую силу,
Там давно уже пушки молчат и поля от пожарищ остыли.
2 чтец:
Там сегодня над Волгой рекой ,
На священной земле сталинградской,
Рвется к солнцу цветок молодой
Из –под каски пробитой солдатской!
Жизнь! Мы славим величье ее.
Жить! Вот счастье и благо людское!
За него – за счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои! [3]
3 этап «Памятники».
Какой памятник не только не пострадал во время войны, но даже не упал с постамента? (памятник Ф.Э.Дзержинскому).
Что означают башни Т-34 в городе? (Линия обороны).
«Высота – 102» на военных картах Сталинграда – это…(Мамаев курган).
Назовите автора, архитектора памятника – ансамбля «Мамаев курган». Когда он был открыт? (Е.В.Вучетич, 1967г.)
Назовите высоту монумента «Родина-мать зовет» (85 метров с мечом, 52 метра – без меча).
Где похоронен маршал СССР В.Н.Чуйков, командир 62-й армии? (на Мамаевом кургане).
Кто автор музыки, звучащей в Зале Воинской Славы? (Р. Шуман, «Грезы»).
Какая улица была восстановлена первой? (Улица Мира).
4 этап «Люди и судьбы».
Назовите изображенного на фотографии. Это Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, командующий 62-й (8-й гвардейской) армией. Похоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. (Маршал В.И. Чуйков). (Приложение 3)
Назовите изображенного на фотографии. Генерал-полковник, Герой Советского Союза, в Сталинградской битве командующий 64-й(7-йгвардейской) армией. «Почетный гражданин города-героя Волгограда». Похоронен на Мамаевом кургане. (М.С. Шумилов). (Приложение 4).
Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. С августа 1942 года — заместитель Верховного Главнокомандующего, 1-й заместитель наркома обороны СССР. Представитель Ставки ВГК в Сталинграде. Принимал участие в разработке плана контрнаступления советских войск под Сталинградом. Назовите этого полководца. ( Г.К. Жуков).
Маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза. С июля 1942 года — начальник Генштаба, член Ставки ВГК. Участвовал в разработке и осуществлении плана наступательных операция под Сталинградом. Назовите этого полководца. (Маршал А.М. Василевский).
Учитель:
Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем участников поисковой группы. У них было трудное, но вместе с тем и интересное задание: узнать истории фронтовой дружбы своих родственников, которые сражались за наш город. (Выступления учеников).
Учитель:
Слово для подведения итогов соревнования предоставляется нашему жюри.
Подведение итогов:
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.
Приложение1
Приложение 2.
Утром 28 сентября 1942 г. на позиции 885- го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой 71-й пехотной дивизии врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя был совершен героический подвиг одним из бойцов. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег к немецкой машине. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем. Этому Герою Советского Союза воздвигнут памятник на месте его гибели, его именем названа одна из улиц города Волгограда. Назовите имя этого Героя. (М.Паникаха).
Из Китая был направлен в Тулу, где формировалась армия для отправки в Сталинград. С мая 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны, командующий 1-й резервной (с июля — 64-я) армией, а затем оперативной группой 64-й армии. Принимал участие в оборонительных боях на дальних подступах к Сталинграду.12 сентября 1942 года — командующий 62-й армией, получил задачу отстоять Сталинград любой ценой. Командование фронта считало, что ему свойственны такие положительные качества, как решительность и твёрдость, смелость и большой оперативный кругозор, высокое чувство ответственности и сознание своего долга. Армия под его командованием прославилась героической шестимесячной обороной Сталинграда в уличных боях в полностью разрушенном городе, сражаясь на изолированных плацдармах, на берегу широкой Волги. (В. И. Чуйков)
Я солдата на фПриложение 3.
Приложение 4.
Список используемой литературы:
1. Сталинградская битва: 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг. (методические материалы) – Биробиджан: ОГКУК «БОУНБ им. Шолом–Алейхема», 2012
2. Моргунов М. Начало конца – 60-летию Победы в Сталинградской битве посвящается// Вокруг света - 2003. - № 2. – с. 86