1.Настрой на занятие. Упражнение « Снежный ком « Целевой ком- понент. 2.Вводный комментарий. Содержатель ный компо- нент. 3. Чтение детьми рас- сказа « Пом- нить и забы- вать «. 4. Обсужде- ние- размыш- ление. 5. Коммента- рий учителя. 6. Проверка домашнего задания. 7.Физминутка «Добрый» и «Злой» мяч. Организаци- онно-деятель ностный компонент. 8.Практичес- кие упражнения: 8.1.Разыгрывание учащими- ся сценки. 8.2.Задание «Мой хороший и плохой поступок» 8.3.Задание «Вспомни случай». 8.4.Игра «Примирение». 9.Художест- венная деятельность ( ИЗО ) Оценочно- аналитичес- кий компо- нент. 10.Подведе- ние итогов. 11.Домашнее задание. | -Сегодня мы с вами продолжим разговор о наших чувствах , о тактике правильного поведения . Но сначала выполним упражнение, которое называется «Снежный ком». Вы собираете «копилку мудрости» Дома вы должны были поместить туда положительные качества, в том числе нравственные качества, которые мы разбирали на преды- дущих практикумах –самопознания. В этом вам помогали родители. Я предлагаю вам вспомнить и назвать их . Послушайте условие упражнения. Каждый называет качество , но при этом он должен запомнить и назвать все предыдущие , которые называли по цепочке дети. Количество качеств постепенно увеличивается и последний должен назвать все. Давайте рассмотрим такое понятие- как обида. - Ребята , что такое обида ? - Опишите это чувство ? - Как вы думаете , обида –это хорошо или плохо? На партах у детей лежит текст рассказа. - А сейчас я вам предлагаю про- читать рассказ « Помнить и забы- вать «. Инструкция перед чтением : -Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить , какие эмоции переживали его герои и к чему это привело. Хорошо читающий ученик читает рассказ вслух , а остальные следят по тексту . ( текст в приложении ) -А теперь обсудим прочитанный рассказ. Вопросы для обсуждения : 1.Что чувствовал барсук , когда мальчик нечаянно засыпал его нору ? 2. Что барсук сказал мальчику ? 3. Что чувствовала сойка , когда помог мальчик ? 4. Что она ему сказала ? 5. Почему сойка помогла мальчи- ку ? 6. Почему всё же барсук помог мальчику ? 7. Что подумал о помощи сойки и барсука Пси – Маг ? 8. Объясните , что лучше помнить , а что следует забывать ? - Что – то простительно , а что –то не прощается. Есть истинная и ложная обида. Подумай , намеренно ли тебя обидели, хотели ли унизить или без злого умысла дружески критиковали . - В чём тут разница ? Говорят : «Не торопись обижаться, подумай , не отвечай на обиду сразу «. -Как вы думаете почему ? Да, вполне вероятно , что через день- другой всё это будет восприниматься иначе : может , обиды и не было ? И ещё. Мы часто не замечаем , когда обижаем других , и болезненно реагируем , когда обижают нас. То же и с неудачей. И обидное , и неудачу мы часто заслуживаем сами . Тебя могли обидеть, потому что ты неправильно вёл себя. Точно так же и в неудаче ты можешь быть повинен сам. Глупый постоянно обижается, а умный ищет в себе самом причины обид и неудач. Нужно помнить, что по поступ- кам, а не по словам судят о человеке. -Ребята , а почему всегда нужно думать, прежде чем начать действовать ? Учитель подводит итог сказанному: Поступок , как и слово, уже не вернуть. Поэтому главное- предвидеть последствия своих поступков и быть ответствен- ным во всём. Если кто-то обидел тебя , то пло- хой поступок совершил он, и это его беда, если кого- то обидел ты, то плохой поступок совершил ты, и это твоя беда. Подумайте об этом очень важном: Если что-то украли у тебя, ты в убытке, но совесть твоя чиста, если же что-то украл ты, у тебя прибыль, но совесть твоя нечиста. И не дай Бог иметь такую прибыль. Так и с обидой : Обидели тебя , это горько , но это лучше, чем если обидел ты ! Умный размышляет именно так Дома вы подбирали подходящие пословицы . Давайте послушаем: Учитель записывает пословицы , предложенные детьми и по необ- ходимости добавляет свои. Даётся инструкция детям: -Встаньте в круг. Перебрасывайте друг другу мяч. Можно бросать мяч по-доброму , т. е. по наклон- ной- так, чтобы его было легко поймать ( «добрый» мяч ),а можно кидать мяч по- злому , т. е. бросать резко, в лицо ,чтобы было трудно поймать («злой» мяч ). И в жизни всё можно делать по- доброму и по- злому. Конечно всем лучше, если по- доброму. Учитель предлагает разыграть такую сценку : Пусть двое поспорят . Третий в начале пусть подзуживает , под- ливает масло в огонь , а затем , напротив, пусть успокаивает , мирит . Затем учитель подводит итог : - Ребята, в чём разница ? -Где правильное поведение ,в первом случае или во втором ? Вот вам пример , как надо и как не надо себя вести. -Вспомните свой самый хороший поступок , каким до сих пор можно гордиться, и самый плохой, за который до сих пор стыдно. -Ребята, вспомните случаи , когда вы совершили дурной поступок, но вас простили. - А теперь , вспомните , когда по отношению к вам был совершён дурной поступок , когда вас оби- ли , а вы простили. Учитель подводит итог: -Что приятнее : прощать или копить в душе зло ? Главное, самому не совершить непростительного , а если выбираешь – простить или не простить, то лучше простить. -Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу «Око за око, глаз за глаз». Когда кто –то нас обижает , то обычно мы отвечаем ещё более сильной обидой . Если кто- нибудь нам угрожает , мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Но мы с вами убедились , что таким образом мы только усиливаем наши конфлик- ты. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад , приз- нать и свою долю ответственнос- ти за возникновение этого конф- ликта и подать другому руку в знак примирения. Я вам предлагаю совершить путешествие , чтобы поучиться делать жест примирения после ссоры или недоразумения. -Что вы делаете , заметив, что вы кого- нибудь обидели ? -Можете ли вы попросить проще- ния в такой ситуации ? -Что вы чувствуете, когда кто- ни будь обижает вас ? -Можете ли вы простить его ? -С каким человеком вам легче всего помириться ? - А с кем вам помириться трудно? А теперь сядьте поудобнее и закройте глаза . Сделайте три глубоких вдоха и выдоха . ( Звучит спокойная музыка ). Учитель произносит текст : Выбери какого-нибудь важного для тебя человека, с которым ты недавно поссорился и на которого ты ещё продолжаешь сердиться или обижаться. Представь себе этого человека как можно более тщательно. Обрати внимание на выражение его лица, посмотри, в каком он сейчас настроении. Когда тебе покажется, что ты достаточно чётко видишь этого человека, пригласи его сесть рядом с тобой. Может быть,тебе захочется начать разговор с расска за о том, что тебе нравится в этом человеке, почему он важен для тебя..(пауза ) Затем ты можешь сказать этому человеку,что ссора между вами была очень обидной для тебя. Ты можешь рассказать ему, что ты тогда чувствовал. Если хочешь, можешь спросить у него, как он воспринял эту ссору.А затем прос тыми словами можешь сказать ему, что ты очень жалеешь о том, что обидел его тогда и что для тебя очень важно восстано- вить мир между вами. Попробуй сказать ему всё это сам. Так как всё это для тебя очень важно, серьёзно, чтобы и твой со- беседник понял это. Просто скажи ему:»У меня есть подарок для тебя».И как только ты скажешь эти слова, в руках у тебя к твоему удивлению появится небольшой пакетик. Ты знаешь, что в нём лежит подарок для твоего собеседника и отдаёшь ему этот пакетик со словами:»Это для тебя». Он берёт подарок обеими руками. Он улыбается, распаковывая подарок.. Может быть, в этом па- кете лежит что-то такое, что на самом деле необходимо этому чело- веку, а может быть, твой подарок говорит о том, что ты хочешь по- мириться с ним. Например, это может быть цветок, свеча, ,шоколадное сердечко…Пусть для тебя самого окажется сюрпризом то, что твой собеседник достанет из пакета. А теперь посмотри в лицо своему собеседнику. Посмотри, не скажет ли он тебе что-нибудь в ответ или, может быть, он как-нибудь ещё отреагирует на твой подарок, как- нибудь ещё покажет свою радость и удивление. Но прошло время попрощаться с этим человеком. Запомни те чувства, которые возникали у тебя во время примирения с ним. Запомни, какие чувства возникали у тебя, когда ты говорил ему о причинах ссоры и о том, что ты очень хочешь помириться с ним. А теперь ты можешь постепенно возвращаться обратно к нам. Потянись ,напряги и расслабь мышцы и открой глаза. Анализ упражнения : -Тебе трудно было простить другого? Как ты себя чувствовал при этом ? -Тебе удалось увидеть, что было в пакете ? -Как реагировал другой ? -Что происходит, когда ты долго сердишься на кого-нибудь ? -Как ты думаешь, прощение- это признак силы или признак слабости ? -Почему так важно прощать других ? -Ребята, давайте с вами сейчас по- фантазируем. -С каким животным ( растением , музыкой …) можно сравнить обиду ? -В какой цвет можно раскрасить обиду ? - Я вам предлагаю изобразить в виде какого- нибудь образа обиду. Оформляется выставка детских рисунков. -Ребята , что вы взяли для себя полезного с сегодняшнего практи- кума- самопознания ? -Над чем можно поразмыслить ? -В чём польза и вред обиды ? - Какие мысли занесёте в свою «копилку мудрости»? -Что особенно понравилось , запомнилось ? Предлагаю дома написать сочинение- рассуждение на тему : «Мои поступки» . | Дети слушают инструк- цию к упражнению, задают уточняющие вопросы. Учащиеся могут называть такие нравственные понятия : Искренность, чуткость, доброжелательность, терпимость, незлопамят- ность, милосердие, сост- радание, любовь к ближним, жалость,заботливость, ,уважительность, порядочность, щедрость, справедливость честность… Это чувство , эмоция. Дети размышляют , обраща ясь к своему эмоциональ- ному опыту. Возможные варианты ответов : -Тебе неприятно ,обидно становится, потому что с тобой поступили несправед- ливо .Ты дуешься, сердишь- ся., тебе грустно. Ученики рассуждают, высказывая своё мнение. Возможные ответы : Нельзя сказать ,что это хорошо , это больше отрицательная эмоция , которая вызывает пережи- вание, беспокойство. Но и нельзя сказать , что совсем плохо, т. к. ты показываешь обидчику своим видом , что ты недоволен его поведением. Настрой учащихся на внимательное чтение . Дети читают и стараются запомнить и понять переживания главных героев и их поступки. Дискуссия , высказывания , размышления детей. Барсук рассердился. Почувствовал обиду , досаду , огорчение. -«Я тебе это ещё припомню Благодарность. -«Я тебе этого не забуду» Мальчик помог вернуть птенца сойке. Барсук простил мальчика. О помощи сойки подумал: «Хорошо , что мы умеем помнить». А о помощи барсука подумал: « Хорошо, что мы умеем забывать». Дети формулируют вывод, При необходимости учитель помогает: Лучше помнить хорошее, ведь приятно помнить хоро шие воспоминания, чем плохие , негативные .От хо- роших воспоминаний радостное настроение, а от плохих –мрачное. Поэтому плохое, негативное лучше забывать ,а для этого нужно уметь прощать , не хранить в своём сердце обиду ,боль, досаду . А хорошее нужно уметь ценить и помнить. Дети осмысливают сказанное , по ходу вступают в дискуссию, делятся своими мыслями. открытиями . Ученики проговаривают и комментируют значение пословиц : «Без неудач удачи не видать». «На неудачах учатся». «На сердитых воду возят» «В своём глазу бревна не видит, в чужом глазу сучок замечает». «Нечего на зеркало пинять, коли рожа крива». «Слово не воробей, вылетит не поймаешь»… Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу, выбирая при этом способ : по –доброму или по-злому. Желающие разыгрывают сценку . Учащиеся рассуждают , делятся своими мыслями. Приходят к выводу: В первом случае неправиль- ное поведение , так как конфликт ещё больше разрастался и мог закончить ся дракой , а во втором слу чае – третий помог бы решить конфликт мирным путём и это правильное поведение. Нужно людей мирить , а не ссорить. Дети обращаются к своему личному опыту, анализиру- ют свои поступки. Желающие высказываются вслух. Дети обращаются к своему личному опыту , анализиру- ют свои поступки. Желающие высказываются вслух. Ученики приходят к выводу, что лучше постараться простить. Учащиеся слушают , осмысливают сказанное. Дети рассуждают , обращаясь к своему личному опыту. Мышечное расслабление. Погружение в себя. Рефлексия собственных переживаний . Личные высказывания детей . Проживание ребён- ком самого себя. Дети фантазируют , высказывают свои мысли вслух. Каждый представляет обиду в виде какого-то образа и передаёт это через рисунок. Личные высказывания , размышления детей. По ходу учащиеся под руководством учителя формулируют основные моменты , которые помещаются на доску: Прощай и не копи в душе зло. Не торопись обижаться, подумай, не отвечай на обиду сразу. Будь ответственным за свои поступки. Хорошее помни, а плохое забывай. Решай конфликты мирным путём. Слушают , задают уточняющие вопросы. | Задание сложное , поэтому помогает учитель и ученики друг другу. Актуализа- ция полу- ченного опыта. Обогащение словарного запаса. Умение ста вить себя на место другого, по- нимать и чувствовать его внутрен ний мир. Вербализа- ция эмоцио нальных пережива- ний. Настрой на запомина- ние пози- тивного эмоциональ ного опыта. Обогащение нравствен- ного опыта поведения . Стимулиро- вание на выбор добра. Выработка навыка обсуждения и анализа различных вариантов решения. Развитие рефлексив- ных способ- ностей. Анализ эмо циональных пережива- ний. Актуализа- ция и обо- гащение жизненного опыта. Развитие социальных навыков. Закрепле- ние социа- льных навы ков : -умение вы разить свои чувства без агрессии; -умение ре- шать конф- ликты мир- ным путём. Выражение себя через средства художестве нной дея- тельности. Развитие воображе- ния, творчества. Развитие рефлексив- ных способ ностей. Самоанализ |