kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Мой класс- Мордовия моя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Мой край - Мордовия моя" знакомит детей с государственной символикой Республики Молдовия. На этом уроке прославляется  любовь к  родному краю, гордость за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.Цель класснрго часа  - пробудить интерес к культуре родного края, приобщить школьника к национальной кульлуре, воспитывать чувство патриотизма к своей республике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«konspekt»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 им. А.И. Полежаева









Внеклассное мероприятие

«Край мой, Мордовия моя»

во 2-4 классах




Подготовили:

Сергеева Татьяна Михайловна

Костюнина Валентина Петровна








Рузаевка 2006

Цели: 1) воспитание патриотизма и любви к «малой Родине», 2) формирование у школьников интереса к мордовским народным традициям и историческому прошлому своего родного края, 3) ознакомление с событиями местной истории и культуры в доступной и понятной для младшего школьного возраста форме.


Оборудование: манекены и куклы в мордовских национальных костюмах, стенд с национальными костюмами и вышивкой, блюда национальной кухни (мордовские блины, поза), аудиозаписи мордовских песен, мультимедийный проектор.














I.Ведущие выходят (На экране «Край мой, Мордовия моя»).

  1. С чего начинается отчий край, малая Родина?

  2. Она начинается с родного дома, родного языка, колыбельной песни матери, с того, чем жили прадеды и деды и что нашло отражение в истории и культуре.


  1. У народов мордовского края древняя и богатая история. Много различных тайн давно минувших веков хранит мордовская земля.

  2. И она раскрывается только любознательным и образованным людям.

  1. И сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам устного журнала «Край мой, Мордовия моя!».

Презентация

II. Вступление (звучит музыка, на экране появляется природа). Дети исполняют попурри


  1. С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.


А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.


  1. В России

средь березовых просторов,

поляна есть –

Мордовия моя.

Она

как песни матери,

с которой

за горы уходил

и за моря.


  1. Ни с чем ты не сравнимая,

Пленяешь красотой,

Земля моя любимая,

Горжусь твоей судьбой


Припев.

Край мой, край – царство зеленых лесов

Край мой, край – край шелковистых лугов

Люблю земля твои поля

Тенистых садов шатры

Хлебный прибой

От Мокши до Суры


  1. Город мой душе отрада

Как для путника родник

Не велик он, и не надо

Мал да дорог золотник

И мне кажется порою

Когда солнцем день блестит

Будто город над горою

Белым лебедем летит



(на экране «История мордовского края»)

1. Открываем первую страницу журнала «История мордовского края».

  1. В Поволжье среди других братских народов в единой семье живет трудолюбивый мордовский народ. Наш народ до революции был необразованным, а мордовский край – отсталым уголком царской России.

  1. До революции мордовский народ был закрепощен помещиками. Мордва жили без грамоты, без письма



(на экране мордовская деревня, быт крестьян)

Стихи

  1. Тучи мрачно небо кутали

Ветер злобно выл,

Он взрывал – срезал крыши ветхие

Он валил – сбивал избы ветхие.


  1. Разоренный люд голодал весь год,

Бедняков – крестьян гнул нещадный гнет

Трудовой их день был тяжел и хмур

Посдирало кулачье с них семь шкур.


  1. Не только Мордва жила тяжело и бедно. По всей России бедствовали крепостные

крестьяне. И не выдержав народ, поднялся на борьбу.


(на экране восстание под предводительством С. Разина и Е. Пугачева)

  1. Вспыхивали одно за другим восстания крестьян. Это восстания под предводительством Емельяна Пугачева, Степана Разина. Не обошли они и мордовский народ

Стихи

1. Ой, смотрите-ка, 2. Меж деревьями

Ой, послушайте, Нету пламени

Как леса горят, Нету пламени

Как леса гудят Дым не стелется


3. То не лес горит 4. Русских он ведет

Не Сура течет. И татар ведет

Разин войско так. Есть мокшане с ним

На врага ведет. И эрзян зовет


  1. Кто со мной вперед 6. Я поля бояр

Не страшась пойдет Вам на век отдам

Кто смелей из вас – И свободу вам

С нами в бой иди. Подарю я всем


Слово о современной Мордовии

  1. Сегодня Мордовия многонациональная гостеприимная республика с ярко выраженной развитой светотехнической и машиностроительной промышленностью. Здесь крупные культурные центры, центры сельскохозяйственных районов.



(на экране картины современной Мордовии, звучит музыка)

  1. Молодеет Мордовия, потому что не кончается стройка нового, как не кончается сама жизнь.


Стихотворение

Мой край родной – мордовская земля!

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи.

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык.

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык




(на экране «Жанры мордовского фольклора»)

  1. И следующая наша страница это «Жанры мордовского фольклора»

  2. Большую роль в традициях мордовского народа играет устное народное творчество. Устно-поэтические произведения мордвы отличаются большим художественным мастерством. Особенно обширный раздел народного творчества – это сказка.

  1. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости представляют в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта. И сейчас мы покажем вам мордовскую народную сказку «Лисица и лягушонок».


Кие кинь обжазе

Автор. Весть келазь лефкскясь молось эрьхкть трвава. А ёмла ватракшкясь келаськять ванондомонза.

Няезе сонь ёжусь, моразевсь:

Лисичка.

Ватракш, ватракш,

Полда сельме,

Ватракш, ватракш,

Гальця курга!

Автор. Ватракшкясь корхтай:

Лягушка.

– А тон тяльме пулат, сельмотоневок покаряфт. Уемга аф маштат!

Автор. Аварьгодьсь ёмла келаськясь, тусь куду.

Тядяц кизефнесы:

Лиса.

- Мес авардят, стирняй?

Лисичка.

– Кода тейне аф авардемс, ватракшкясь обжамань.

Пеетькшни лангсон, лемнемань тяльме пулокс, покаряв сельмокс.

Автор. Тядяц кизефнесы:

Лиса.

- А тон мезевок тейнза ашеть мярьге?

Лисичка.

- Мярьгонь.

Лиса.

- Мезе?

Лисичка.

- Мон тейнза аньцек мярьгонь полда сельие, гальця курга.

Лиса.

- Вов, няйсак тон васенцекс обжайть, сяс и лоткак авардемда.


(на экране «Национальный костюм»)

  1. Открываем следующую страницу – «Национальный костюм». Что в ней? Ателье мод «Мордовская красавица».

  2. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декаративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы.




1. Вышивка одежды и головных уборов также носит определенную информацию. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство как в технике исполнения, так и отборе орнаментальных рисунков, черпая их из окружающей среды. Отсюда и название орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки».

(на экране демонстрация костюмов, головных уборов)


Стихотворение

Всё вышивала долгими веками

Рубашку из льняного полотна.

Как будто это мудрыми руками

Писала о своей судьбе она…

И если я брожу Москвой-столицей,

В кремлевских звездах всё сияют мне

Те звездочки мордовки-мастерицы,

Зажженные на чистом полотне.


  1. Итак, мордовский народный костюм это настоящий шедевр, это памятник высокого искусства.


(на экране «Национальная кухня»)

2. Открывается третья страница журнала «Национальная кухня»

  1. Мордовская народная кухня в своей основе всегда здоровая, она не терпит острых специй, уксуса, горчицы, она – натуральная. В основе своей растительная, молочная.

(на экране демонстрация блюд)

  1. Характерной особенностью мордовской кухни является обилие рыбных и мясных блюд. Из овощей в пищу, мордва употребляют капусту, огурцы, свеклу, лук, морковь, репу, редиску, хрен, тыкву.

  1. У мордвина всегда есть зеленый лук, который он употребляет в большом количестве, без всякого прибавления черного хлеба.

  2. А брага у эрзян и поза у мокшан культивировалась народом веками.



  1. А кстати о знаменитых мордовских блинах. Блины готовились из различной муки: овсяной, гречневой, пшеничной, ржаной. Мордва печет их очень большой толщины, каждый чуть ли не с палец. Они являются праздничным кушаньем мордвы. И сегодня у нас праздник, иного гостей и мы всех угощаем мордовскими блинами.

(под музыку дети угощают гостей блинами)


(на экране памятник «Навеки с Россией»)

  1. Да, много было в глубине веков. И хорошее и плохое переживали вместе. И бесспорен факт, что мы русские, мордва, татары вместе уже никак не меньше 1000 лет, были соседями, соединились в одном государстве, вместе строили и защищали его. У нас единые корни и общее будущее.

Танец.

  1. Пусть на зависть врагам наш чудесный край с каждым днем становится богаче, красивее и сильнее, а народ – еще добрее и дружнее. Будь, мой край, еще чудесней, Отчий край, счастливей будь.


Заключение.

Песня «Живи Мордовия моя».


Припев.

Живи, Мордовия моя,

Храни небесный свет

Твои прекрасные поля

Насыпал лунный свет

Живи, Мордовия моя,

Не зная горьких бед

Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет.


(все выходят на финал)




Просмотр содержимого документа
«moy_kray_mordoviya_moya»


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7.




Классный час на тему:

«Здесь Родины моей

начало. Мой край –

Мордовия моя»


















Подготовила:

учитель начальных классов

СОШ №7

Бурмистрова С.И.



г. Рузаевка

2011г.

Классный час «Здесь родины моей начало. Мой край – Мордовия моя».


Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, любовь к своей малой родине.

Подготовительная работа: при подготовке к классному часу ребята были поделены на 2 группы. 1группа получила задание – написать сочинение о своей малой родине; 2 группа получила задание – найти пословицы о Родине; всем ребятам было дано задание – принести фотографии из тех мест своей малой родины, в которых они побывали на каникулах, обязательно на фоне природы: лес, ручей, река, ключ, пасека, а также памятные места.

Оборудование: стенд с сочинениями ребят; плакат с фотографиями с изображением любимых уголков своего родного края; плакаты с изображением символики Мордовии.


Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Мордовии. Вы готовы к путешествию «Дорогами добра»? Итак, мы открываем заседание нашего клуба, на котором мы познакомимся с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми.

2. Страница «История республики и её символы».

Учитель:

Итак, страница первая «История республики и её символы». Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов (Мордовия – регион № 13). Пережив горькое иноземное иго, мордовский народ добровольно вошёл в состав Российского государства и сыграл немалую роль в его истории.

Ученик 1: Раньше жил народ в нужде и горе,

Проклиная тяжкую судьбу,

Не стерпел, расправил плечи гордо

И поднялся смело на борьбу.

Ученик 2: Шли хазары и ногайцы тучей.

Сколько они горя принесли!

Добрый Слава и Вольга могучий

С Сияжаром вместе Русь спасли.

Ученик 3: И народ обрёл свою свободу.

Как стремительно столетия бегут!

Были войны, голод в эти годы.

В дружбе русские, мордва живут.

Учитель:

В этом году мы будем отмечать тысячелетие воссоединения Мордовии с Россией.

Ученик 4: Так цвети, Мордовия родная!

Ты в семье народов не одна.

Русь тебя от бед оберегает.

Как родная старшая сестра.

Учитель:

Мордовский край географически расположен в самом сердце европейской России, в междуречье Оки и Суры.

Ученик: В самом центре России

Меж Окой и Сурою

Расположен мой край

Средь полей и лесов.

И его нет красивей,

И его нет дороже:

Это родина наша,

Наших дедов, отцов.

Учитель:

Семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников и более полутора тысяч сёл и деревень расположено на территории Мордовии. Ну а сейчас, давайте познакомимся с символами Мордовии. Ребята подготовили сообщения о символах.

Ученик:

Это государственный герб Республики Мордовия. Он является государственным символом республики. Он представляет собой изображение тёмно – красного, белого и тёмно – синего цвета, обрамлённого: золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов; нашейной гривной (это национальное украшение женщин) цвета золота, на которой семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символом солнца, красного цвета.

Учитель:

Республика глубоко чтит выдающихся людей, чьи судьбы были связаны с этим краем. Выходцем из мордвы был патриарх Всея Руси Никон. На этой земле жил великий, прославленный святой Серафим Саровский. В мордовских краях родились и жили адмирал Ушаков, поэт Полежаев, революционный демократ Огарёв, историк Ключевский, великий скульптор, прославивший свой народ на весь мир, Степан Эрьзя, просветитель Евсевьев, всемирно известный врач – офтальмолог Филатов, художник Сычков, легендарная певица Лидия Русланова. Все славные имена перечислить невозможно. В этом перечне великих имён рядом стоят мордва,

русские, люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы её – Мордовии.

Чтение уч-ми стихотворения «Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В.Зуботыкина)

Ученик 1: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше в мире края,

Чем наша славная мордовская земля.


Здесь воздух кажется мне как – то чище,

Витает аромат цветов в лугах.

Берёзы, клёны распустили кисти.

Пшеница золотом гордится на полях.


Ученик 2: Живут здесь дружно люди разных наций,

Рукам рабочим слава и почёт.

И если крепко нам за дело браться,

Народ тогда покой и счастье обретёт.


Мордовия от взрывов не страдала,

Враг не топтал зелёные луга,

Но лучших воинов на бой послала,

Чтоб защитить страну родную от врага.


Ученик 3: В мороз и слякоть шли навстречу смерти

За дом родной, за свой любимый край.

И в память павшим, в храмах ставят свечи.

Да будет на земле и небе вечный рай.


И если дерево сильно корнями,

То дружбой и трудом силён народ.

Пусть сложными, но верными путями

К богатству прочному Мордовия придёт.

Ученик:

Государственный флаг Республики Мордовия является государственным символом республики. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов. Их расположение горизонтальное. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.

Ученик:

Гимн – это тоже символ Республики Мордовия. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. (Прослушивание гимна Мордовии)

3. Страница «Столица Мордовии».

Учитель:

Следующая страница «Столица Мордовии».

- Назовите столицу Мордовии.

Ученик:

Саранск расположен на левом берегу реки Инсар. Город основан в 1641 году. В 1781 году был утверждён его герб. Город Саранск - студенческий город, там 6 высших учебных заведений. В столице много достопримечательностей: театров и музеев, клубов, парков. Красивых храмов, памятников архитектуры и искусства, спортивных сооружений.

Ученик 1:

Ю. Попков - "Душа народная хранит»
Саранск! Рассветной ранней синью
В глубинах старины седой
По воле матери-России
Ты встал как град сторожевой.

Ученик 2:
В местах болотистых и топких,
Определив себе простор,
Ты жил трудом своим нелегким,
Умел врагу давать отпор.

Ученик 3:
Вскипала жизнь в избушках курных,
И над острожною грядой
Елей струился смолокурный.
И пахло мёдом и пенькой.

Ученик 4:
Шумела в дебрях непогода.
В потоках жизненных невзгод
Ты рос, мой город, год от года.
В борьбе, труде мужал народ.

Ученик 5:
Уходит время вглубь веков,
Укрытой тайной даль манит.
О прошлом память — вечный зов —
Душа народная хранит.


4. Страница «Родной край».

Учитель:

Ещё одна страница «Родной край».

- Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.

Ученик 1: Земли есть и красивей-

Мне не надо иной:

ты ведь тоже Россия,

край мордовский родной.

Ученик 2: Поклон земной, мой край тебе,

Что на тебя расту похожим.

тебя на свете нет дороже,

я - твой, и ты - в моей судьбе!

Ученик 3: Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой,

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

Ученик 4: Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Ученик 5: Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

Ученик 6: Слышу песню жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Учитель:

- На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сёл, деревень, посёлков и городов.

Аукцион пословиц.

Часть ребят нашего класса получали задание – найти и выучить пословицы о Родине. Давайте проведём аукцион пословиц.

* Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

* На чужой стороне Родина милей вдвойне.

* Родина краше солнца, дороже золота.

* За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

* На родной сторонке и камешек знаком.

* Дома и стены помогают.

* Родина – мать, умей за неё постоять.

* Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

* Своя земля и в горести мила.

Учитель:

И вот такой малой Родиной для нас является наша Рузаевка.

Ученик 1: Частичка Мордовии – Рузаевка наша,

Любимая школа, родительский дом.

Родные просторы, которых нет краше-

Всё это мы родиной милой зовём.

Ученик 2: На распутье стальных магистралей

Между Куйбышевом и Москвой

Оторочен седыми лесами

На пригорок припал город мой.

Ученик 3: Рузаевка! Наш город дорогой!

Надежда наша и душе отрада.

Мы тесной дружбой связаны с тобой,

И нам другого города не надо.

Учитель:

- Современный город Рузаевка – второй после Саранска промышленный и культурный центр. Основан в 1631 году, когда татарскому князю Уразу, за верную службу были даны в поместье крестьянская земля и сенные покосы. Первоначально поселение в несколько дворов называлось Уразаевской, Оразаевской, к концу 17 века название писалось как Рузаевка. Более ста лет крепостная Рузаевка находилась во владении помещиков Струйских. Струйский основал первую в Мордовии типографию. В 1893 году через город прошла железная дорога, которая связала Рузаевку с крупными центрами – Москвой и Казанью. Затем открылось движение поездов на Пензу и Сызрань. Рузаевка стала крупным железнодорожным узлом.

Ученик: Валентина Зуботыкина «Наша Рузаевка».

Здесь когда – то с постройкой вокзала

Быстро вырос посёлок жилой.

Очень скоро из станции малой

Превратился он в город большой.

Наши предки стремились к свободе,

Относились с любовью к труду.

Здесь боролись за счастье народа

В историческом пятом году.

За свободу, за равенство, братство,

Против каторжного труда

Выступали рузаевцы наши.

Подвиг их не забыть никогда.



Учитель:

- Другая часть ребят получала задание – написать сочинение о своей малой Родине. Давайте послушаем несколько работ. .

Чтение детьми своих сочинений.

Из ваших сочинений стало ясно, что Вы гордитесь тем, что родились и живёте в городе Рузаевка. Мы гордимся тем, что в нашем городе работал писатель Фёдор Константинович Андриянов. Здесь родился и учился в нашей школе член Союза композиторов Николай Митин. Учениками нашей школы были известные художники, которые работают и сейчас: Бирлюков, Кузнецов. Также у нас работают известные художники Сидельников, Внуковский. Членом Союза журналистов является ученик нашей школы, главный редактор «Рузаевской газеты» - И.С.Моисеев. А сколько у нас замечательных врачей, учителей, профессоров, которые трудятся на благо нашей Родины. И если вы будете хорошо учиться, трудиться, вы тоже можете стать известными, принести пользу своему городу. Я знаю, что многие ребята из нашего класса занимаются греко – римской борьбой, ходят в музыкальную, спортивную и художественную школы, занимаются вокалом, танцами. Каждый из вас может уже нашёл занятие по интересам и возможно через несколько лет, достигнув определённых результатов, вы тоже станете гордостью нашей любимой Рузаевки.

В нашем городе вот уже несколько лет работает Литературный салон, созданный на базе Центральной городской библиотеки рузаевскими поэтами по инициативе педагога – литератора В.В.Зуботыкиной. Возможно вам знакомы Герман Грацилев, Валентина Зуботыкина, Валентина Мирошина, Валентина Кузнецова и другие. У Валентины Мирошиной 16 ноября был юбилей и презентация выпуска книги для детей. Из нашего класса несколько ребят были на этом мероприятии и читали стихи В.Мирошиной. И сейчас мы послушаем в исполнении наших ребят стихи поэтов нашего города.

Ученик: В.В.Зуботыкина «Наш город».

Город наш не очень знаменит.

Но его дороже нет на свете.

Память сердца с нежностью хранит

Улицы, дома, кварталы эти.

Клуб и исторический вокзал,

И тропу, ведущую от дома,

По которой в школу ты шагал.

Это с детства каждому знакомо.

Как прекрасен город наш весной,

Весь осыпанный вишнёвым цветом!

Как красив он снежною зимой,

А особенно чудесен летом.

В парк ты обязательно пойдёшь.

В центре парка колесо обзора.

Смотрят детвора и молодёжь

С высоты на наш любимый город.

Виден лес, заводы и поля.

Хороша окрестная природа!

Это дорогая нам земля.

Радует нас город с каждым годом.

Славный город! Где бы нам ни жить,

Не найти там счастья и покоя.

Никогда не сможем мы забыть

Наше детство милое, родное.

Я люблю свой город всей душой.

В нём живёт народ трудолюбивый.

И хочу, чтоб город чистотой

Славился и был всегда красивый!

Ученик: Валентина Кузнецова «Посвящение Рузаевке. Золотник души».

Городов больших немало,

Взятых в мрамор и гранит,

Но Рузаевка, как мама,

И врачует, и хранит.

Город мой – душе отрада,

Как для путника – родник,

Невелик ты – и не надо:

Мал, да дорог золотник.

Это слово мне звучало

Сладкой музыкой вдали,

Это слово означало

Свет надежды и любви.

Всё в цвету у нас весною,

Здесь такая благодать –

В белом вишенном прибое

Даже улиц не видать.

И мне кажется порою,

Когда солнышко блестит,

Будто город над горою

Белым лебедем летит.

Ученик: Валентина Мирошина «Республика моя».

Я тебе, Мордовия, желаю

Звёздочкой негаснущей гореть.

Без тебя, цветущий край, я знаю,

Мне не жить, не строить и не петь.

Плещет воды Мокша на приволье,

Хлебородны сурские поля,

Это всё Мордовии раздолье,

Родина любимая моя.

Русские с мордвами и татары –

Все живут заботою одной.

Ты, как мать, нас собрала недаром,

Чтобы сделать крепче край родной.

Учитель:

Ребята, сегодня в гостях у нас замечательный человек, организатор Литературного салона, педагог – литератор, которая проработала в нашей школе 42 года, поэт, чьи стихи вы сегодня читали – В.В.Зуботыкина. Слово Вам, Валентина Васильевна…

Выступление В.В.Зуботыкиной.

Учитель:

Наш классный час подходит к концу. А сейчас предлагаю послушать песню о нашем городе на слова Зуботыкиной, музыка Холькина, в исполнении Маркаряна.

Прослушивание песни «Наш город» - сл. В.Зуботыкиной, муз. Холькина.

Учитель:

Что вам особенно понравилось сегодня?

Я думаю, что Вы вырастите достойными гражданами своей страны и будете делать всё, чтобы ваш родной город становился чище и краше с каждым годом! И очень хочу, чтобы вы чаще обращались к творчеству наших поэтов. Книги – ваши друзья, они помогут вам узнать историю нашего края. Встреча с хорошей книгой и замечательными людьми – это праздник. Пусть больше у вас в жизни будет праздников!






























Просмотр содержимого документа
«moykraymordoviyamoya»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального района РМ




Классный час на тему:



«Здесь Родины моей начало. Мой край – Мордовия моя»





Выполнила: учитель начальных классов Бурмистрова С. И.

Адрес школы: индекс 431450, г. Рузаевка, ул. Красноармейская, 37,

т. 6-27-57



Рузаевка, 2011


Классный час «Здесь родины моей начало. Мой край – Мордовия моя».


Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, любовь к своей малой родине.

Подготовительная работа: при подготовке к классному часу ребята были поделены на 2 группы. 1группа получила задание – написать сочинение о своей малой родине; 2 группа получила задание – найти пословицы о Родине; всем ребятам было дано задание – принести фотографии из тех мест своей малой родины, в которых они побывали на каникулах, обязательно на фоне природы: лес, ручей, река, ключ, пасека, а также памятные места.

Оборудование: стенд с сочинениями ребят; плакат с фотографиями с изображением любимых уголков своего родного края; плакаты с изображением символики Мордовии.


Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Мордовии. Вы готовы к путешествию «Дорогами добра»? Итак, мы открываем заседание нашего клуба, на котором мы познакомимся с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми.

2. Страница «История республики и её символы».

Учитель:

Итак, страница первая «История республики и её символы». Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов (Мордовия – регион № 13). Пережив горькое иноземное иго, мордовский народ добровольно вошёл в состав Российского государства и сыграл немалую роль в его истории.

Ученик 1: Раньше жил народ в нужде и горе,

Проклиная тяжкую судьбу,

Не стерпел, расправил плечи гордо

И поднялся смело на борьбу.

Ученик 2: Шли хазары и ногайцы тучей.

Сколько они горя принесли!

Добрый Слава и Вольга могучий

С Сияжаром вместе Русь спасли.

Ученик 3: И народ обрёл свою свободу.

Как стремительно столетия бегут!

Были войны, голод в эти годы.

В дружбе русские, мордва живут.

Учитель:

В этом году мы будем отмечать тысячелетие воссоединения Мордовии с Россией.

Ученик 4: Так цвети, Мордовия родная!

Ты в семье народов не одна.

Русь тебя от бед оберегает.

Как родная старшая сестра.

Учитель:

Мордовский край географически расположен в самом сердце европейской России, в междуречье Оки и Суры.

Ученик: В самом центре России

Меж Окой и Сурою

Расположен мой край

Средь полей и лесов.

И его нет красивей,

И его нет дороже:

Это родина наша,

Наших дедов, отцов.

Учитель:

Семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников и более полутора тысяч сёл и деревень расположено на территории Мордовии. Ну а сейчас, давайте познакомимся с символами Мордовии. Ребята подготовили сообщения о символах.

Ученик:

Это государственный герб Республики Мордовия. Он является государственным символом республики. Он представляет собой изображение тёмно – красного, белого и тёмно – синего цвета, обрамлённого: золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов; нашейной гривной (это национальное украшение женщин) цвета золота, на которой семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символом солнца, красного цвета.

Учитель:

Республика глубоко чтит выдающихся людей, чьи судьбы были связаны с этим краем. Выходцем из мордвы был патриарх Всея Руси Никон. На этой земле жил великий, прославленный святой Серафим Саровский. В мордовских краях родились и жили адмирал Ушаков, поэт Полежаев, революционный демократ Огарёв, историк Ключевский, великий скульптор, прославивший свой народ на весь мир, Степан Эрьзя, просветитель Евсевьев, всемирно известный врач – офтальмолог Филатов, художник Сычков, легендарная певица Лидия Русланова. Все славные имена перечислить невозможно. В этом перечне великих имён рядом стоят мордва,

русские, люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы её – Мордовии.

Чтение уче-ми стихотворения «Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В.Зуботыкина)

Ученик 1: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше в мире края,

Чем наша славная мордовская земля.


Здесь воздух кажется мне как – то чище,

Витает аромат цветов в лугах.

Берёзы, клёны распустили кисти.

Пшеница золотом гордится на полях.


Ученик 2: Живут здесь дружно люди разных наций,

Рукам рабочим слава и почёт.

И если крепко нам за дело браться,

Народ тогда покой и счастье обретёт.


Мордовия от взрывов не страдала,

Враг не топтал зелёные луга,

Но лучших воинов на бой послала,

Чтоб защитить страну родную от врага.


Ученик 3: В мороз и слякоть шли навстречу смерти

За дом родной, за свой любимый край.

И в память павшим, в храмах ставят свечи.

Да будет на земле и небе вечный рай.


И если дерево сильно корнями,

То дружбой и трудом силён народ.

Пусть сложными, но верными путями

К богатству прочному Мордовия придёт.

Ученик:

Государственный флаг Республики Мордовия является государственным символом республики. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов. Их расположение горизонтальное. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.

Ученик:

Гимн – это тоже символ Республики Мордовия. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. (Прослушивание гимна Мордовии)

3. Страница «Столица Мордовии».

Учитель:

Следующая страница «Столица Мордовии».

- Назовите столицу Мордовии.

Ученик:

Саранск расположен на левом берегу реки Инсар. Город основан в 1641 году. В 1781 году был утверждён его герб. Город Саранск - студенческий город, там 6 высших учебных заведений. В столице много достопримечательностей: театров и музеев, клубов, парков. Красивых храмов, памятников архитектуры и искусства, спортивных сооружений.

Ученик 1:

Ю. Попков - "Душа народная хранит»
Саранск! Рассветной ранней синью
В глубинах старины седой
По воле матери-России
Ты встал как град сторожевой.

Ученик 2:
В местах болотистых и топких,
Определив себе простор,
Ты жил трудом своим нелегким,
Умел врагу давать отпор.

Ученик 3:
Вскипала жизнь в избушках курных,
И над острожною грядой
Елей струился смолокурный.
И пахло мёдом и пенькой.

Ученик 4:
Шумела в дебрях непогода.
В потоках жизненных невзгод
Ты рос, мой город, год от года.
В борьбе, труде мужал народ.

Ученик 5:
Уходит время вглубь веков,
Укрытой тайной даль манит.
О прошлом память — вечный зов —
Душа народная хранит.


4. Страница «Родной край».

Учитель:

Ещё одна страница «Родной край».

- Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.

Ученик 1: Земли есть и красивей-

Мне не надо иной:

ты ведь тоже Россия,

край мордовский родной.

Ученик 2: Поклон земной, мой край тебе,

Что на тебя расту похожим.

тебя на свете нет дороже,

я - твой, и ты - в моей судьбе!

Ученик 3: Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой,

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

Ученик 4: Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Ученик 5: Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

Ученик 6: Слышу песню жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Учитель:

- На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сёл, деревень, посёлков и городов.

Аукцион пословиц.

Часть ребят нашего класса получали задание – найти и выучить пословицы о Родине. Давайте проведём аукцион пословиц.

* Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

* На чужой стороне Родина милей вдвойне.

* Родина краше солнца, дороже золота.

* За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

* На родной сторонке и камешек знаком.

* Дома и стены помогают.

* Родина – мать, умей за неё постоять.

* Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

* Своя земля и в горести мила.

Учитель:

И вот такой малой Родиной для нас является наша Рузаевка.

Ученик 1: Частичка Мордовии – Рузаевка наша,

Любимая школа, родительский дом.

Родные просторы, которых нет краше-

Всё это мы родиной милой зовём.

Ученик 2: На распутье стальных магистралей

Между Куйбышевом и Москвой

Оторочен седыми лесами

На пригорок припал город мой.

Ученик 3: Рузаевка! Наш город дорогой!

Надежда наша и душе отрада.

Мы тесной дружбой связаны с тобой,

И нам другого города не надо.

Учитель:

- Современный город Рузаевка – второй после Саранска промышленный и культурный центр. Основан в 1631 году, когда татарскому князю Уразу, за верную службу были даны в поместье крестьянская земля и сенные покосы. Первоначально поселение в несколько дворов называлось Уразаевской, Оразаевской, к концу 17 века название писалось как Рузаевка. Более ста лет крепостная Рузаевка находилась во владении помещиков Струйских. Струйский основал первую в Мордовии типографию. В 1893 году через город прошла железная дорога, которая связала Рузаевку с крупными центрами – Москвой и Казанью. Затем открылось движение поездов на Пензу и Сызрань. Рузаевка стала крупным железнодорожным узлом.

Ученик: Валентина Зуботыкина «Наша Рузаевка».

Здесь когда – то с постройкой вокзала

Быстро вырос посёлок жилой.

Очень скоро из станции малой

Превратился он в город большой.

Наши предки стремились к свободе,

Относились с любовью к труду.

Здесь боролись за счастье народа

В историческом пятом году.

За свободу, за равенство, братство,

Против каторжного труда

Выступали рузаевцы наши.

Подвиг их не забыть никогда.



Учитель:

- Другая часть ребят получала задание – написать сочинение о своей малой Родине. Давайте послушаем несколько работ. .

Чтение детьми своих сочинений.

Из ваших сочинений стало ясно, что Вы гордитесь тем, что родились и живёте в городе Рузаевка.Мы гордимся тем, что в нашем городе работал писатель Фёдор Константинович Андриянов. Здесь родился и учился в нашей школе член Союза композиторов Николай Митин. Учениками нашей школы были известные художники, которые работают и сейчас: Бирлюков, Кузнецов. Также у нас работают известные художники Сидельников, Внуковский. Членом Союза журналистов является ученик нашей школы, главный редактор «Рузаевской газеты» - И.С.Моисеев. А сколько у нас замечательных врачей, учителей, профессоров, которые трудятся на благо нашей Родины.И если вы будете хорошо учиться, трудиться, вы тоже можете стать известными, принести пользу своему городу. Я знаю, что многие ребята из нашего класса занимаются греко – римской борьбой, ходят в музыкальную, спортивную и художественную школы, занимаются вокалом, танцами. Каждый из вас может уже нашёл занятие по интересам и возможно через несколько лет, достигнув определённых результатов, вы тоже станете гордостью нашей любимой Рузаевки.

В нашем городе вот уже несколько лет работает Литературный салон, созданный на базе Центральной городской библиотеки рузаевскими поэтами по инициативе педагога – литератора В.В.Зуботыкиной. Возможно вам знакомы Герман Грацилев, Валентина Зуботыкина, Валентина Мирошина, Валентина Кузнецова и другие. У Валентины Мирошиной 16 ноября был юбилей и презентация выпуска книги для детей. Из нашего класса несколько ребят были на этом мероприятии и читали стихи В.Мирошиной. И сейчас мы послушаем в исполнении наших ребят стихи поэтов нашего города.

Ученик: В.В.Зуботыкина «Наш город».

Город наш не очень знаменит.

Но его дороже нет на свете.

Память сердца с нежностью хранит

Улицы, дома, кварталы эти.

Клуб и исторический вокзал,

И тропу, ведущую от дома,

По которой в школу ты шагал.

Это с детства каждому знакомо.

Как прекрасен город наш весной,

Весь осыпанный вишнёвым цветом!

Как красив он снежною зимой,

А особенно чудесен летом.

В парк ты обязательно пойдёшь.

В центре парка колесо обзора.

Смотрят детвора и молодёжь

С высоты на наш любимый город.

Виден лес, заводы и поля.

Хороша окрестная природа!

Это дорогая нам земля.

Радует нас город с каждым годом.

Славный город! Где бы нам ни жить,

Не найти там счастья и покоя.

Никогда не сможем мы забыть

Наше детство милое, родное.

Я люблю свой город всей душой.

В нём живёт народ трудолюбивый.

И хочу, чтоб город чистотой

Славился и был всегда красивый!

Ученик: Валентина Кузнецова «Посвящение Рузаевке. Золотник души».

Городов больших немало,

Взятых в мрамор и гранит,

Но Рузаевка, как мама,

И врачует, и хранит.

Город мой – душе отрада,

Как для путника – родник,

Невелик ты – и не надо:

Мал, да дорог золотник.

Это слово мне звучало

Сладкой музыкой вдали,

Это слово означало

Свет надежды и любви.

Всё в цвету у нас весною,

Здесь такая благодать –

В белом вишенном прибое

Даже улиц не видать.

И мне кажется порою,

Когда солнышко блестит,

Будто город над горою

Белым лебедем летит.

Ученик: Валентина Мирошина «Республика моя».

Я тебе, Мордовия, желаю

Звёздочкой негаснущей гореть.

Без тебя, цветущий край, я знаю,

Мне не жить, не строить и не петь.

Плещет воды Мокша на приволье,

Хлебородны сурские поля,

Это всё Мордовии раздолье,

Родина любимая моя.

Русские с мордвами и татары –

Все живут заботою одной.

Ты, как мать, нас собрала недаром,

Чтобы сделать крепче край родной.

Учитель:

Ребята, сегодня в гостях у нас замечательный человек, организатор Литературного салона, педагог – литератор, которая проработала в нашей школе 42 года, поэт, чьи стихи вы сегодня читали – В.В.Зуботыкина. Слово Вам, Валентина Васильевна…

Выступление В.В.Зуботыкиной.

Учитель:

Наш классный час подходит к концу. А сейчас предлагаю послушать песню о нашем городе на слова Зуботыкиной, музыка Холькина, в исполнении Маркаряна.

Прослушивание песни «Наш город» - сл. В.Зуботыкиной, муз. Холькина.

Учитель:

Что вам особенно понравилось сегодня?

Я думаю, что Вы вырастите достойными гражданами своей страны и будете делать всё, чтобы ваш родной город становился чище и краше с каждым годом! И очень хочу, чтобы вы чаще обращались к творчеству наших поэтов. Книги – ваши друзья, они помогут вам узнать историю нашего края. Встреча с хорошей книгой и замечательными людьми – это праздник. Пусть больше у вас в жизни будет праздников!



































Просмотр содержимого документа
«Мой край - мордовия моя»

Классный час

Мой край - Мордовия моя!

Цели:

1. Познакомить детей с государственной символикой Республики  Мордовия .
2. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.
3. Развивать творческие способности.
4. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание  и  умение ценить традиции своего народа.
5. Приобщить школьников к национальной культуре. 
6. Пробудить интерес к культуре родного края.
7.  Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Тип урока: медиаурок.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Ученик:

В России средь березовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя.
Она как песня матери, с которой 
За горы уходил и за моря!

Сердцу близкий край Мордовский, 
Ты мне снишься по ночам.
В белых фартуках березки,
Говор, смех односельчан.

Статных сосен возле речки, 
Цвет ромашек на лугу
И родной Мордовской речи
Позабыть я не могу.

                                                 /А. Норкин/

Учитель:

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.


Ученик 1: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше в мире края,

Чем наша славная мордовская земля.


Здесь воздух кажется мне как - то чище,

Витает аромат цветов в лугах.

Берёзы, клёны распустили кисти.

Пшеница золотом гордится на полях.


Ученик 2: Живут здесь дружно люди разных наций,

Рукам рабочим слава и почёт.

И если крепко нам за дело браться,

Народ тогда покой и счастье обретёт.


Мордовия от взрывов не страдала,

Враг не топтал зелёные луга,

Но лучших воинов на бой послала,

Чтоб защитить страну родную от врага.


Ученик 3: В мороз и слякоть шли навстречу смерти

За дом родной, за свой любимый край.

И в память павшим, в храмах ставят свечи.

Да будет на земле и небе вечный рай.


И если дерево сильно корнями,

То дружбой и трудом силён народ.

Пусть сложными, но верными путями

К богатству прочному Мордовия придёт.

Ученик:

Государственный флаг Республики Мордовия является государственным символом республики. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов. Их расположение горизонтальное. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.


Ученик:

Гимн – это тоже символ Республики Мордовия. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. (Прослушивание гимна Мордовии)


Учитель:

Республика глубоко чтит выдающихся людей, чьи судьбы были связаны с этим краем. Выходцем из мордвы был патриарх Всея Руси Никон. На этой земле жил великий, прославленный святой Серафим Саровский. В мордовских краях родились и жили адмирал Ушаков, поэт Полежаев, революционный демократ Огарёв, историк Ключевский, великий скульптор, прославивший свой народ на весь мир, Степан Эрьзя, просветитель Евсевьев, всемирно известный врач – офтальмолог Филатов, художник Сычков, легендарная певица Лидия Русланова. Все славные имена перечислить невозможно. В этом перечне великих имён рядом стоят мордва,

русские, люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы её – Мордовии.

Ученик:

Столица Мордовии Саранск – ухоженный, чистый город с хорошими дорогами и прекрасными зонами отдыха. Он приятно поражает даже объехавших полмира европейцев. Вот уже несколько лет подряд Саранск входит в тройку самых благоустроенных городов России среди региональных столиц.

В Саранске расположено много музеев. Крупнейшие - музей мордовской культуры и мордовский республиканский объединённый музей региональных исследований. Однако жемчужиной и одной из главных достопримечательностей столицы Мордовии является музей имени Степана Эрьзи. Здесь собрано более двухсот произведений гениального скульптора, которые поражают воображение. Скульптор родился на мордовской земле и взял себе имя народа, к которому принадлежал (эрзя – субэтнос мордвы, настоящая фамилия скульптора – Нефёдов). Много лет он прожил в Аргентине, где и создано большинство его творений, благодаря которым он получил прозвище «Русский Роден». В 40-е годы прошлого века он наконец вернулся на родину, и большинство его скульптур теперь экспонируются в Саранске.


Ученик:

В залах музея также можно насладиться работами самобытного российского художника Федора Сычкова. Кстати, в музее имени С. Эрьзи выставляют свои работы и современные российские мэтры живописи – Зураб Церетели и Никас Сафронов.

Центральную часть Саранска украшают парки, скверы и памятники. Один из самых любимых у горожан и гостей столицы Мордовии памятник А. С. Пушкину, расположенный на фонтанном спуске возле центрального городского парка культуры и отдыха.


Ученик:

На площади Победы стоит памятник советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Композиция монумента проста и строга: мать-Мордовия вручает меч сыну-солдату. Вблизи памятника установлена стела из розового гранита, на которой высечены имена свыше шести тысяч уроженцев Мордовии, не вернувшихся домой. Рядом памятник воинам-интернационалистам и музей боевого и трудового подвига – напоминание новому поколению о неувядающей славе их дедов и отцов.




Ученик 1:

Ю. Попков - "Душа народная хранит»
Саранск! Рассветной ранней синью
В глубинах старины седой
По воле матери-России
Ты встал как град сторожевой.


Ученик 2:
В местах болотистых и топких,
Определив себе простор,
Ты жил трудом своим нелегким,
Умел врагу давать отпор.


Ученик 3:
Вскипала жизнь в избушках курных,
И над острожною грядой
Елей струился смолокурный.
И пахло мёдом и пенькой.


Ученик 4:
Шумела в дебрях непогода.
В потоках жизненных невзгод
Ты рос, мой город, год от года.
В борьбе, труде мужал народ.


Ученик 5:
Уходит время вглубь веков,
Укрытой тайной даль манит.
О прошлом память — вечный зов —
Душа народная хранит.



- На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сёл, деревень, посёлков и городов.


Аукцион пословиц.

Часть ребят нашего класса получали задание – найти и выучить пословицы о Родине. Давайте проведём аукцион пословиц.

* Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

* На чужой стороне Родина милей вдвойне.

* Родина краше солнца, дороже золота.

* За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

* На родной сторонке и камешек знаком.

* Дома и стены помогают.

* Родина – мать, умей за неё постоять.

* Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

* Своя земля и в горести мила




  1. Открываем следующую страницу – «Национальный костюм». Что в ней? Ателье мод «Мордовская красавица».

  2. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декаративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы.





Национальный костюм


1. Вышивка одежды и головных уборов также носит определенную информацию. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство как в технике исполнения, так и отборе орнаментальных рисунков, черпая их из окружающей среды. Отсюда и название орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки».


(на экране демонстрация костюмов, головных уборов)


Стихотворение

Всё вышивала долгими веками

Рубашку из льняного полотна.

Как будто это мудрыми руками

Писала о своей судьбе она…

И если я брожу Москвой-столицей,

В кремлевских звездах всё сияют мне

Те звездочки мордовки-мастерицы,

Зажженные на чистом полотне.


  1. Итак, мордовский народный костюм -это настоящий шедевр, это памятник высокого искусства.


(на экране «Национальная кухня»)

2. Открывается третья страница журнала «Национальная кухня»

  1. Мордовская народная кухня в своей основе всегда здоровая, она не терпит острых специй, уксуса, горчицы, она – натуральная. В основе своей растительная, молочная.

(на экране демонстрация блюд)

  1. Характерной особенностью мордовской кухни является обилие рыбных и мясных блюд. Из овощей в пищу мордва употребляют капусту, огурцы, свеклу, лук, морковь, репу, редиску, хрен, тыкву.

  1. У мордвина всегда есть зеленый лук, который он употребляет в большом количестве, без всякого прибавления черного хлеба.

  2. А брага у эрзян и поза у мокшан культивировалась народом веками.



  1. А ,кстати, о знаменитых мордовских блинах. Блины готовились из различной муки: овсяной, гречневой, пшеничной, ржаной. Мордва печет их очень большой толщины, каждый чуть ли не с палец. Они являются праздничным кушаньем мордвы. Мы всех угощаем мордовскими блинами.

(под музыку дети угощают гостей блинами)


(на экране памятник «Навеки с Россией»)

1. Были соседями, соединились в одном государстве, вместе строили и защищали его. У нас единые корни и общее будущее.

Танец.

  1. Пусть на зависть врагам наш чудесный край с каждым днем становится богаче, красивее и сильнее, а народ – еще добрее и дружнее. Будь, мой край, еще чудесней, Отчий край, счастливей будь.


Заключение.


Песня «Живи Мордовия моя».


Припев.

Живи, Мордовия моя,

Храни небесный свет

Твои прекрасные поля

Насыпал лунный свет

Живи, Мордовия моя,

Не зная горьких бед

Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет.







Список используемой литературы

  1. http://www.myshared.ru/slide/143871/

  2. А. И. Салищев, В. Я. Силенок « Знаете ли вы Мордовию? , Саранск, Мордовское книжное Издательство, 1983

  3. Все о Мордовии, Саранск, Мордовское книжное издательство, 1997.





Просмотр содержимого презентации
«143871»

Здесь Родины моей начало.  Мой край-Мордовия Моя!

Здесь Родины моей начало. Мой край-Мордовия Моя!

Мордовия! Земля моя,  Отчизна роз и соловья.  Мордовия! Страна певцов,  Страна стихов и храбрецов!

Мордовия! Земля моя, Отчизна роз и соловья. Мордовия! Страна певцов, Страна стихов и храбрецов!

Памятник навеки с Россией!

Памятник навеки с Россией!

Милый сердцу уголок  Искры памяти Заневестились в Саранске вишни, Надо мной черемух белых вязь. Я люблю, Саранск, твоё затишье И тобой любуюсь не таясь.  С. Ламбина

Милый сердцу уголок

Искры памяти

Заневестились в Саранске вишни,

Надо мной черемух белых вязь.

Я люблю, Саранск, твоё затишье

И тобой любуюсь не таясь.

С. Ламбина

Просмотр содержимого презентации
«moya_mordoviya»

Герб Мордовии

Герб Мордовии

1.Ши валда, Мордовия, седисот сай, Ши валда, Мордовия, сельмосот палы, юрнай, Россиять мяштьса мокшень сияста сюлгам, Россиять карксэземса эрзянь зырняста пулай. Припев: Шумбрат! Шумбрат, Мордовия! Гайняк! Гайняк, Мордовия! Кельгома краеньке –най панжи маеньке, Мокшэрзянь шачема-касома край! Шумбрат! Шумбрат, Мордовия! Морак! Морак, Мордовия! Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай! Ульхть шумбра, ульхть шумбра, Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра! 2. Тон ютыть, Мордовия, стака кить-янт, Тон молить, Мордовия, витьстэ, верьга кандыть прят. Вий максненсть келей Мокшась ды бойка Сурась, Секс течис тон седейс ды оймес, прок ванькс лисьмапрят. 3.Ты трудной дорогой, Мордовия, шла, России держалась и голову гордо несла. Давали силы вольные Мокша, Сура, Ты духом была и осталась сильна и добра. Гимн  Республики Мордовия

1.Ши валда, Мордовия, седисот сай,

Ши валда, Мордовия, сельмосот палы, юрнай,

Россиять мяштьса мокшень сияста сюлгам,

Россиять карксэземса эрзянь зырняста пулай.

Припев: Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке –най панжи маеньке,

Мокшэрзянь шачема-касома край!

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Морак! Морак, Мордовия!

Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!

Ульхть шумбра, ульхть шумбра,

Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!

2. Тон ютыть, Мордовия, стака кить-янт,

Тон молить, Мордовия, витьстэ, верьга кандыть прят.

Вий максненсть келей Мокшась ды бойка Сурась,

Секс течис тон седейс ды оймес, прок ванькс лисьмапрят.

3.Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,

России держалась и голову гордо несла.

Давали силы вольные Мокша, Сура,

Ты духом была и осталась сильна и добра.

Гимн

Республики Мордовия

САРАНСК, город (с 1651), в Российской Федерации, столица Мордовии, на р. Инсар. Железнодорожная станция. 317 тыс. жителей (1999). Машиностроение и металлообработка (в т. ч. электротехническая промышленность, приборостроение, производство экскаваторов, автосамосвалов, телевизоров и др.), химико-фармацевтическая и химическая, легкая, пищевая промышленность. 2 вуза (в т. ч. Мордовский университет). 3 театра. Картинная галерея; музеи: скульптора С. Д. Эрзи (Нефедова), краеведческий. Основан в 1641.

САРАНСК, город (с 1651), в Российской Федерации, столица Мордовии, на р. Инсар. Железнодорожная станция. 317 тыс. жителей (1999). Машиностроение и металлообработка (в т. ч. электротехническая промышленность, приборостроение, производство экскаваторов, автосамосвалов, телевизоров и др.), химико-фармацевтическая и химическая, легкая, пищевая промышленность. 2 вуза (в т. ч. Мордовский университет). 3 театра. Картинная галерея; музеи: скульптора С. Д. Эрзи (Нефедова), краеведческий. Основан в 1641.

ЭРЬЗЯ (наст. фам. Нефедов) Степан Дмитриевич (1876-1959), российский скульптор. В 1906-14 и 1925-50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, монументальные и станковые композиции («Лев Толстой», 1930; «Мужик», 1944).

ЭРЬЗЯ (наст. фам. Нефедов) Степан Дмитриевич (1876-1959), российский скульптор. В 1906-14 и 1925-50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, монументальные и станковые композиции («Лев Толстой», 1930; «Мужик», 1944).

Храм Федора Ушакова в г. Саранск

Храм Федора Ушакова в г. Саранск

Просмотр содержимого презентации
«Презинтация мой край - Мордовия моя»

Здесь Родины моей начало.  Мой край-Мордовия Моя!

Здесь Родины моей начало. Мой край-Мордовия Моя!

Герб Мордовии

Герб Мордовии

Герб Мордовии

Герб Мордовии

Мордовия! Земля моя,  Отчизна роз и соловья.  Мордовия! Страна певцов,  Страна стихов и храбрецов!

Мордовия! Земля моя, Отчизна роз и соловья. Мордовия! Страна певцов, Страна стихов и храбрецов!

ЭРЬЗЯ (наст. фам. Нефедов) Степан Дмитриевич (1876-1959), российский скульптор. В 1906-14 и 1925-50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, монументальные и станковые композиции («Лев Толстой», 1930; «Мужик», 1944).

ЭРЬЗЯ (наст. фам. Нефедов) Степан Дмитриевич (1876-1959), российский скульптор. В 1906-14 и 1925-50 работал за рубежом. Экспрессивные, выразительные по форме, фактуре материала (редкие породы дерева) портреты, монументальные и станковые композиции («Лев Толстой», 1930; «Мужик», 1944).

Храм Федора Ушакова в г. Саранск

Храм Федора Ушакова в г. Саранск


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Классный час "Мой класс- Мордовия моя".

Автор: Майская Анна Захаровна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "С чего начинается Родина?" "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-s-chiegho-nachinaietsia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "118615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413202316"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "воспитательский час "Моя Малая Родина""
    ["seo_title"] => string(40) "vospitatiel-skii-chas-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "278700"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453124494"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Живая легенда Мордовии... "
    ["seo_title"] => string(27) "zhivaia-lieghienda-mordovii"
    ["file_id"] => string(6) "189827"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427036456"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "презентация для классного часа "История ВОВ (1941-1945гг.) в моей семье. Семья Демкиной Светланы. "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-dlia-klassnogho-chasa-istoriia-vov-1941-1945ghgh-v-moiei-siem-ie-siem-ia-diemkinoi-svietlany"
    ["file_id"] => string(6) "184437"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426054198"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "игра - путешествие "Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(40) "ighra-putieshiestviie-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "188455"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426681124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства