Форма проведения классного часа: тест, беседа, игры, тренинг.
Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка презентации, работа с толковым словарем, оформление класса (высказывания), оформление выставки фотографий «Самая, самая….улыбка», подготовка раздаточного материала, подбор фонограммы песенки «Улыбка», музыки.
Оборудование:
Раздаточный материал (памятки «От улыбки…», карточки «Какого цвета у вас настроение?», смайлики);
Карандаши цветные;
Зеркало;
Зонтик;
Песня «Улыбка»;
Презентация классного часа «От улыбки…»;
Компьютер;
Мультимедиа.
Участники: обучающиеся 3 класса, учитель, гости
Ход классного часа
Слайд № 1
Эпиграф классного часа:
День начался, и вот вы проснулись, И быстро умылись, оделись, обулись. Надо немного от сна вам очнуться, Навстречу пришедшему дню улыбнуться!
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Давайте поздороваемся друг с другом глазками, а теперь улыбкой. У каждого из нас сейчас свое настроение. Поэтому я вам предлагаю раскрасить свое настроение.
Слайд 1.
(Учитель раздает ребятам карточки «Какого цвета Ваше настроение?»)
Слайд 2.
– Ребята Вы должны раскрасить кружочек на листе бумаги в тот цвет, которому соответствует Ваше настроение
Слайд 3.
(Кружок: синий цвет – плохое настроение; красный цвет – грустное настроение; зеленый цвет – хорошее настроение; желтый цвет – отличное настроение.)
– Отлично, ребята! А теперь давайте покажем, какого цвета Ваше настроение всему классу. У кого-то настроение плохое – потому что вы устали, у кого-то грустное – может, получил плохую отметку, у кого-то отличное – потому что день удачный.
(Ребята демонстрируют карточки, а учитель зачитывает обозначения цветов)
– Для того чтобы немножко поднять настроение, я предлагаю Вам отвлечься, можете закрыть глазки, можете не закрывать и представьте себе что-нибудь хорошее, веселое, приятное для Вас. А в этом нам поможет волшебный зонтик «Настроение».
(Учитель проводит зонтиком над головами детей).
2. Введение в урок.
– Теперь, я надеюсь, у Вас хорошее настроение, которое поможет нам хорошо поработать на занятии.
Слайд 4.
– Посмотрите на фотографии, на которых изображены дети с разным настроением (грусть, злость, радость). С кем из этих ребят вам бы захотелось подружить?
(Ответы детей)
Слайд 5.
– Вот мы постепенно и подошли к теме нашего классного часа. Давайте отгадаем загадку, которая и поможет нам определить тему нашего классного часа «Ее нельзя купить, ее можно только подарить?» (Улыбка).
(Ответы детей.)
Слайд 6.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим об улыбке, о том, как с помощью улыбки поднять себе и окружающим Вас людям настроение, поговорим о том, как улыбка помогает в общении.
Слайд 7.
А главное, мы будем с Вами учиться улыбаться.
3. Словарная работа.
– Ребята, у вас на столах лежат листы с вопросами, на которые вы должны кратко ответить, а затем вы вслух выскажите свое мнение (Приложение 2).
Слайд 8.
Слайд 9.
– Как Вы думаете, что такое улыбка? (Ответы детей)
Слайд 10.
– В словаре Ожегова сказано: Улыбка – это мимика губ, глаз, лица, показывающая расположение к смеху, выражающая приветствие, удовольствие и насмешку.
Слайд 11.
– Ребята, а что значит улыбаться? (Ответы детей)
Слайд 12.
– Улыбаться – значит выражать свои чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье.
– А как вы думаете, кто такой «улыбчивый человек», как он выглядит? (Ответы детей)
Слайд 14.
– Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый.
Слайд 15.
– Ребята, а какие бывают улыбки? (Ответы детей)
Слайды 16, 17, 18.
– Улыбки бывают добрые, веселые, злые, грустные.
Слайд 19.
– Ну и скажите же мне, наконец, а для чего нам нужна Улыбка? (Ответы детей).
Слайд 20.
– Улыбка – это несловесное средство общения. Улыбка отражает настроение человека, его характер.
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбкой можно утешить и оскорбить. Улыбка имеет много чудесных свойств: Во-первых, улыбка поднимает настроение, даже если бывает искусственной. Во-вторых, располагает к себе окружающих, вызывая ответные положительные эмоции. В-третьих, подтягиваются все мышцы лица, а это позволяет выглядеть мило. Улыбка творит настроение!
Слайд 21, 22.
– Ребята, а вы знаете, что не только люди умеют улыбаться и выражать свои чувства, но и животные. Давайте посмотрим.
(Слайды с фотографиями животных.)
Слайд 24.
4. Практическая работа.
– Ребята, а Вы умеете улыбаться? Давайте проверим. Я предлагаю Вам взять свое зеркальце и внимательно посмотреть в него на себя. Покорчите, состройте себе рожицы для того, чтобы размять мышцы лица. А теперь, сделайте спокойные, расслабленные лица, посмотрите в зеркало, поднимите уголки рта вверх, сделайте самую красивую, обворожительную, добрую улыбку и сохраните ее на 1 минутку.
– Ну что, нравятся вам то личико, которое улыбается вам из зеркальца.
– Старайтесь выполнять эти упражнения несколько раз в день. Это не всегда просто: если у вас плохое настроение или вы раздражены, вначале может получиться гримаска, кривая рожица. Но если вы внимательно посмотрите на свое отражение в зеркале, то через какое – то время Вам станет смешно, и наступит облегчение и у вас появиться хорошее настроение.
– Ребята, посмотритесь еще раз в зеркало и произнесите за мной следующие фразы без улыбки, а затем с улыбкой:
Доброе утро! Извините, что я опоздал. Спасибо за подарок! Я не могу тебя ждать. Прошу тебя: «Побудь со мной». Поздравляю с праздником.
– На какое отражение Вам приятнее смотреть, которое улыбается вам или которое смотрит на вас хмуро?(Ответы детей.)
– А сейчас мы проведем с вами игру – тренинг. Мы будем с Вами учиться делать дуг другу «Комплементы с улыбкой».
– Ребята вы должны разделиться на две команды. Рассчитайтесь на первый, второй. Первые номера образуют внешний круг, а вторые номера – внутренний круг. Встаньте так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать с улыбкой комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо, таким образом, пары меняются, и комплимент говорит тот, кто благодарил. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Игра-кричалка»
– А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду зачитывать вам вопросы, а вы отвечайте хором: «Это я, это я, это все мои друзья!».
1) Кто с улыбкою из вас Ежедневно входит в класс?
2) С улыбкой кто не расстается. Кто и шутит, и смеется?
3) Кто с улыбкою родится – С каждым хочет поделиться?
4) Кто с улыбкою поет Кто с ней весело живет?
Сказка «Про улыбку».
– А теперь я предлагаю вам послушать одну сказку, которая называется «Про улыбку»:
Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.
Но однажды… В городке, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар был ему не сладким, молоко – не белым, солнце – не ярким, хлеб – не пропечённым, а дети – непослушными… Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье.
– Вы встречали таких людей? Давайте покажем, как ведет себя злюка? (кричит, топает ногами, скалится, надувает щёки, машет руками). Красиво?
– А теперь продолжим сказку встречи с Улыбкой. Что будет дальше? (Ответы детей.)
– Улыбка имеет большое значение в нашей жизни. Про улыбку говорят, что она продлевает жизнь, сохраняет здоровье, помогает общению. Улыбка – это лекарство от скуки, хандры, усталости. Улыбка необходима нам для того чтобы мир был добрее.
– Улыбка многое может изменить, и как поется в знаменитой песенке «Улыбка»:
От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется...
От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик. От улыбки станет всем теплей - И слону и даже маленькой улитке...
Слайд 25, 26, 27.
– Улыбка очень важна в жизни людей. Улыбка всеми любима и желанна. И поэтому люди решили придумать праздник – Всемирный День Улыбки, который отмечают 1 октября. Впервые День Улыбки стали отмечать в 1999 году. А американский художник Харви Бэлл придумал символ Улыбки – смешную рожицу – СМАЙЛИК (в переводе с английского – улыбка)
5. Творческая работа.
Слайд 28.
– Замечательно! А теперь, ребята, возьмите желтые медальки-смайлики и нарисуйте самую добрую, веселую улыбку в мире.
(Ребята рисуют улыбки, смайлики, звучит мелодия «Улыбка», дети подпевают)
– Ребята, а теперь повернитесь друг к другу лицом, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
(Ученица читает стихотворение)
Улыбкой дверь отворите в пути, Улыбку нельзя удержать взаперти. Улыбка – цветок, расцветёт на устах. Улыбка прогонит и злобу, и страх Улыбка как дождик весёлый, как мячик, Его не догонишь – отправимся вскачь, Улыбка, как сон, и она, как мечта. Улыбка поутру по-детски чиста.
Слайд 29.
– А теперь Вы можете и подарить свою улыбку, смайлик тому, кому пожелаете.
(Ребята дарят улыбки, звучит песенка «Улыбка»).
– Ребята, а я хочу вам подарить Буклеты – Памятки «От улыбки…».
(Учитель вручает буклеты)
6. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 30, 31.
– Ребята, а теперь продолжите фразы:
Я узнал, что…
Я себя на уроке чувствовал…
– А в заключение нашего классного часа я хотела бы прочитать Вам небольшой стишок-напутствие:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда! И если кому – то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!