kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр на формирование творческих способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

картотека  игр на формирование творческих способностей младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на формирование творческих способностей младших школьников»

ОФОРМЛЕНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение профессионального образования Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»



Отделение школьного образования и прикладной информатики

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Студентка Ш-31 группы



ШИРИНОВА САБИНА РИЗВАН КЫЗЫ





РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Курсовая работа





Научный руководитель:

Шульга Галина Николаевна















Ейск, 2022

Образование сегодня направлено на формирование интеллектуально развитой личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающего мира. В свете современных задач всестороннего развития личности школьника на базе общего среднего образования принципиально важное, социально – педагогическое значение приобрела сегодня проблема интеграции и межпредметных связей.

Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем обучения обобщенным способам познавательной деятельности, позволяющем решать новые задачи с опорой на общие ориентиры. Открытия, которые делают ученики при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми. В связи с этим повышается ценность нового межпредметного вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕНТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА 5

1.1 Применение компетентностного подхода по реализации межпредметных связей в обучении русскому языку 5

1.2 Планирование по реализации межпредметных связей на уроках русского языка 8

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 12

2.1 Комплексное решение воспитательных, обучающих и развивающих задач по реализации межпредметных связей на уроках русского языка. 12

2.2 Методические рекомендации для эффективного использования межпредметных связей на уроках русского языка 17

2.3 ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 27











ВВЕДЕНИЕ



В нынешних условиях социального прогресса общество как никогда нуждается в широких работниках. Без понимания сущности процессов, ведущих к интеграции наук и синтезу научного знания, нельзя подойти к решению проблемы формирования работников, компетентных в нескольких областях научных знаний. Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников начальной школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, которые позволяют направить всю систему образования на формирование «жизненных навыков» - функциональной грамотности, профессиональной компетентности, практических навыков и умений, образуя при этом межпредметные связи.

Объект: процесс реализации формирования межпредментных связей на уроках русского языка.

Предмет: способы планирования реализации межпредметных связей на уроках русского языка.

Цель: выработать методические условия эффективного использования межпредметных связей на уроках русского языка.

Задачи:

- изучить методическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть планирование по реализации межпредметных связей на уроках русского языка;

- охарактеризовать виды межпредметных связей и их роль в преподавании русского языка;

- разработать методические рекомендации для эффективного использования межпредметных связей на уроках русского языка.

- разработать диагностирующий материал для выявления результативности;

Безусловно, межпредметные связи должны найти применение в практической деятельности учеников и учителей. Для учеников уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира станут более понятными и интересными. На уроках же русского языка, задействуя процессы узнавания и формируя радость успеха, усвоение речевого и языкового материала будет происходить быстрее и качественнее. Труды

Проблема реализации в образовательном процессе межпредметных  связей рассматривается в исследованиях Е.П. Белозерцева, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, М.И. Махмутова.

В работе описаны возможности включения межпредметных связей в структуру урока. Разработанный материал позволит повысить мотивацию учеников к изучению предмета, расширить их кругозор, провести параллели между компонентами структуры обучения, образуя при этом межпредметные связи.

В работе были использованы такие  методы,  как изучение педагогического опыта, моделирование, анализ, синтез, конкретизация.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературных источников.





ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕНТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА



1.1 Применение компетентностного подхода по реализации межпредметных связей в обучении русскому языку



В нашей стране осуществляется комплекс мер, направленных на внедрение компетентностного образования, проводятся исследования по определению базовых и ключевых компетентностей как ожидаемых результатов обучения [2].

При анализе проблематики межпредметного знания обычно акцентируют внимание на вопросах связи различных дисциплин с учётом их взаимопроникновения и взаимодополнения. Проблематика компетентностного подхода, прежде всего, обращает на себя внимание особенностью межпредметного знания. При анализе данных вопросов обычно акцентируют внимание на отражении компетенций в тех технологиях, которые способствуют требуемому качеству.

Компетентностный подход в обучении - это направленность обучения на развитие комплекса качеств учащихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях и в разных областях [4].

Компетенция в области языка - способность учащихся использовать языковые знания, умения, навыки в различных жизненных речевых ситуациях.

В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе выделяются следующие компетенции: языковая или лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая [7].

Развитию коммуникативной компетенции учащихся способствует осуществление межпредметных связей на уроках русского языка.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопросы: как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом как на уроках русского языка, так и на других учебных предметах. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций [3].

С помощью многосторонних межпредметных связей с воплощением их в жизнь (главный критерий качества образования) должны решаться не только на принципиально новом уровне задачи обучения, творческого развития и социализации, но также закладываться фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно это является выражением ведущей тенденции развития образования. Межпредметные связи являлись, являются и будут являться важным условием и результатом комплексного подхода в начальном общем образовании [5].

В дидактике развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русском языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Т.е, компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности [2].

Формирование коммуникативной компетенции становится общей задачей для педагогов разных специальностей, и здесь все более актуальным становится вопрос об эффективности использования межпредметных связей.

Проблема межпредметных связей в обучении - это отражение реально существующей всеобщей связи явлений. О важности и необходимости учета в обучении связи явлений писали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и другие.

Проблема межпредметных связей остается в дидактике и в частных методиках.

Итак, мы видим в межпредметных связях средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся; формирования научного мировоззрения; усиления глубины и прочности знаний; обеспечения успешности обучения, практической направленности обучения; расширения умственного кругозора учащихся.

Огромный потенциал для реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников содержат межпредметные уроки. Это развитие происходит путём формирования системности знаний, динамического мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных задач. Так формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путём переноса способа действий на целый класс аналогичных задач. Обобщение знаний предполагает установление внутри- и межпредметных связей, выделение стержневых идей, интеграцию знаний в единое целое. Всё это формирует систему личности младшего школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а, следовательно, является важной составляющей компетентностного содержания образования.



1.2 Планирование по реализации межпредметных связей на уроках русского языка



Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей – сетевое, курсовое, тематическое, поурочное. 

Реализация межпредметных связей идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную связь.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют связь межпредметного характера, здесь уместно говорить о внутрипредметной связи: русский язык, литературное чтение, математика.

Внутрипредметная связь, на наш взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная связь - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода [2].

Русский язык как предмет школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные, выражается также и в том, «что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете». Таким предметом для русского языка является, например, математика. Связь русского языка и математики является строго фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому связь предметов русского языка и математики - очень сложный процесс, и на практике его почти не осуществляют. Если же осуществляют, то очень редко. Например, можно связать русский язык с математикой при изучении темы «Употребление числительных в речи» [6].

Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между русским языком и другими предметами в организационно - методическом плане. Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках русского языка: составление примеров, ответы на вопросы, письма сочинений по личным впечатлениям и т.д [3].

Наиболее распространённой является связь русского языка с литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой. А также эти связи могут переплетаться ещё теснее, где связываются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Естественной становится связь русского языка и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.

При подборе дидактического материала для уроков русского языка целесообразно отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?» Отвечая на эти вопросы, можно коротко рассказать о произведении, из которого взят текст, или интересный факт из истории его создания, или маленькую чёрточку из биографии писателя. И не страшно, что на минуту-две отойдем от темы урока, зато у детей появляется интерес, а у учителя надежда, что они возьмут эту книгу и прочитают её [7].

Не обойтись без межпредметных связей таких предметов, как русский язык и ИЗО. Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно используется иллюстративный материал. Сообщается о художнике, чью картину будем описывать на уроке. Ребята знакомятся с несколькими работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника. Кстати, на таких уроках не обходится и без межпредметных связей русского языка с литературой и музыкой: ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.

Важную роль играет живопись на уроках русского языка. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать [3].

Рассказывая биографию художника, можно иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе [10].

Цели, которые ставятся при проведении межпредметных уроков:

Познавательные (содержательно - информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно - деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Одним из самых существенных результатов реализации межпредметных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни [1].

Что дает данная работа учителю?

а) Рождение нового уровня мышления – глобального, межпредметного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

б) Освобождение учебного времени для изучения другого явления.

в) Исключение дублирования учебного материала.

г) Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

а) Активизация мыслительной деятельности.

б) Интенсификация учебного материала.

в) Расширение сферы получаемой информации.

г) Подкрепление мотивации в обучении.

д) Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

е) Снижение перегрузок.

Кроме того, межпредметная связь обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Данная работа призвана показать варианты формирования компетенции учащихся.

Считаю, применение планирования межпредметных связей на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



2.1 Комплексное решение воспитательных, обучающих и развивающих задач по реализации межпредметных связей на уроках русского языка



В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания.

Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей создает возможности широко пользоваться дидактическими материалами и средствами наглядности (учебниками, таблицами, приборами, картами), относящимися к одному учебному предмету, при изучении других предметов. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах – обобщающих уроках, экскурсиях, имеющих межпредметное содержание. Такие формы требуют координации деятельности учителей, изучения учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков [5].

Основная задача учителя в организации учебной работы по реализации межпредметных связей заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления компетентностного подхода [2].

В своей работе мы опираемся на следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с различным межпредметным материалом) с иллюстрацией различных по содержанию межпредметных источников (карт, схем, диаграмм, картин натуральных объектов и т.д.);

б) частично-поисковый метод, основанный на реализацию межпредметных знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, повторительно-обучающей;

Наряду с традиционными в практической деятельности следует использовать современные технологии и методики: технологию развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии [7].

Межпредметный материал необходимо применять на разных этапах урока:

  1. на этапе мотивации (самоопределение) к учебной деятельности;

  2. на этапе актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

  3. на этапе выявления места и причины затруднения;

  4. на этапе построения проекта выхода из затруднения;

  5. на этапе реализации построенного проекта;

  6. на этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

  7. на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  8. на этапе включения в систему знаний и повторение;

  9. на этапе рефлексии учебной деятельности.

При разработке уроков необходимо учитывать программные требования, образовательные стандарты. Типы уроков обязательно соответствуют структуре урока [1].

Логически нужно продумывать переход от одного этапа к другому. Отобранный дидактический материал должен быть доступен, интересен, богат, разнообразен, это способствует решению определённых целей и задач:

- усвоение знаний о русском речевом этикете;

- овладение учащимися нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими на основе теоретических знаний

- овладение навыками правильной литературной речи, как устной, так и письменной (сжатый пересказ)

- овладение навыками языкового анализа, сравнения, обобщения;

- формирование умений оценивать языковые факты с точки зрения их нормативности

- воспитание вежливости, тактичности, уважительности

- обогащение словарного запаса учащихся (словарная работа)

- развитие творческих способностей (написание сочинений по темам и ситуациям)

Большое внимание на уроках уделяется развитию культуроведческой компетенции (овладение нормами русского речевого этикета).

Включение игровых заданий способствует развитию интереса к предмету.

Разнообразие методов и приёмов, используемых на уроках по указанным темам, позволяет успешно решить поставленные цели и задачи [5].

Домашние задания, выполненные учащимися, показывают, что материал усвоен.

Итак, все указанные особенности межпредметной связи обеспечивают активное использование информации, представленной в тексте, для решения учебных, практических, жизненных задач.

2.2 Методические рекомендации для эффективного использования межпредметных связей на уроках русского языка



В Большой современной энциклопедии «Педагогика» дано следующее определение межпредметных  связей: взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одного предмета могло опираться на знания, излагаемые в других предметах [1].

В данной энциклопедии отражены виды межпрежметных связей:

  1. фактические – связи между учебными предметами на уровне фактов;

  2. понятийные связи, направленные на формирование понятий, общих для родственных предметов;

  3. теоретические связи – системы научных знаний в определенной предметной области;

  4. философские связи, отражающие категории материалистической диалектики (общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление.

М.Т.Баранов в статье «Межпредметные связи русского языка», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» дает свое определение межпредметных связей: 

Межпредметные связи –  это целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами. Они  реально выражаются в том общем  содержании, которое вычленяется  при сопоставлении друг с другом соответствующих школьных предметов. Это общее содержание выступает в виде понятий, фактов и закономерностей, а также в виде умений и навыков.

Использование межпредметных  связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя русского языка. Она  требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя русского языка и литературы с учителями истории, музыки, изобразительного искусства, иностранного языка; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков [3].

На уроках русского языка  межпредметный материал, по мнению Зверева, применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого языкового материала и от особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его), а также временных связей – синхронных и несинхронных [2].

Сообщение (слово) учителя  используется, во-первых, на начальном  этапе ознакомления с теми или  иными явлениями, во-вторых, при знакомстве с явлениями, которые  недостаточно известны школьникам, в-третьих, если привлекается материал, который на уроках по другому  предмету в данный момент не изучается. Беседа с использованием межпредметного материала дает больший эффект, если в ней ведется работа над сходными или смежными понятиями, уже изученными или изучаемыми на уроках по другим предметам. В связных ответах учащихся межпредметный материал может фигурировать, если он уже знаком детям и если о нем уже говорилось на уроках русского языка.

Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уроках русского языка.

Коммуникативно-речевая межпредметная связь реализуется в работе над нормами русского литературного языка при изучении лексики, грамматики и в работе по развитию связной речи. И учитель, и учащиеся должны понимать, что на всех предметах формируются одни и те же коммуникативные навыки, но на разном языковом материале, поэтому и необходимы межпредметные связи, которые усиливают, закрепляют формируемые умения [5].

Школьники всех классов тренируются в составлении связных рассказов об изученных нормах. В этих сообщениях в качестве примеров необходимо использовать знакомые термины из других наук, что расширит представление детей о нормах литературного языка, которые регулируют функционирование языка во всех сферах общественной жизни.

М.Т. Баранов считает, что в процессе обучения связной речи нельзя не учитывать того, что делается в этом направлении по другим предметам: в работе над структурой текста, средствами связи в нем  его частей, над планом готового текста и создаваемого самим учеником, в работе разного рода пересказами, сочинениями разного функционально-смыслового типа и функционального стиля [10].

Межпредметная связь на коммуникативном уровне, по мнению М.Т.Баранова, достигается, во-первых, путем взаимных консультаций учителей-предметников, работающих в одной параллели, о намечаемой работе по развитию связной речи, во-вторых, в результате бесед с учащимися на уроках русского языка при ознакомлении их с новыми видами работы по развитию речи. Для этого полезно ставить такие вопросы: на уроках какого предмета вы уже работали над планом (сжатым пересказом и т. д.)?

Учебно-дидактическая связь проявляется в использовании на уроках русского языка контекстного и неконтекстного материала учебников и книг для внеклассного чтения по другим школьным предметам. Этот материал необходим, во-первых, для показа специфики соответствующей разновидности научного стиля, во-вторых, для закрепления изученных языковых явлений и для формирования соответствующих им умений и навыков. Подбирают необходимый дидактический материал как учителя, так и сами ученики. Учитель, ориентируясь на специфику программного материала, составляет обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения по тому или иному предмету. Учащиеся по заданию учителя по этим же источникам выбирают слова, словосочетания, предложения, отрывки, которые затем используются ими для работы по теме. Чтобы была ясна межпредметная связь русского языка, к текстам обучающих упражнений полезно ставить такие вопросы: из какого предмета взят этот текст? На основании чего вы узнали, что он взят оттуда?[2].

Межпредметный материал может использоваться на разных этапах урока. Выбор способов использования межпредметного материала зависит:

  1. от его вида;

  2. специфики изучаемого материала и особенностей формируемых умений;

  3. от специфики контактирующих дисциплин, а также временных связей (синхронных – совпадающих  по времени; несинхронных – не совпадающих по времени изучения)

Проблема межпредметных связей в дидактике и частных методиках была одной из ведущих  в 60-е – 70-е гг. XX века. Ученые видели в межпредметных связях средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиление познавательных интересов учащихся, формирование целостного диалектико-материалистического мировоззрения, усиление глубины и прочности знания, обеспечение успешности обучения, расширение умственного кругозора учащихся. Принцип межпредметных связей, как одно из обоснованных требований к содержанию, организации образовательного процесса и познавательной деятельности учащихся, способствует:

- развитию системного мышления, гибкости мышления и самостоятельности действий, познавательной активности и развитию учащихся;

- формированию положительного отношения к предмету (воспитывающая функция межпредметных связей);

- координации в работе учителей разных предметов, их сотрудничеству, выработке единых дидактических требований в коллективе, единой трактовки общенаучных понятий, согласованности в проведении комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса (организационная функция межпредметных связей).

Обогащение учебной деятельности ученика  на основе межпредметных связей происходит интенсивно, когда многообразные виды этих связей осуществляются комплексно [2].

В дидактике выделены следующие группы:

1) содержательно-информационные  – по видам занятий;

2) операционно-деятельностные  – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

3) организационно-методические –по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

Таким образом, ученикам трудно устанавливать связи между понятиями, законами, изучаемыми на уроках по различным предметам, если такая работа не проводится систематически, не согласовывается между учителями. Реализация принципа межпредметных связей обеспечивает дидактическое взаимодействие между изучаемыми темами, курсами, предметами, их циклами.

Межпредметные связи являются актуальным средством комплексного подхода к воспитанию и обучению учащихся. Наличие межпредметных связей в учебных программах позволяет создать у учащихся средних классов представление о системах понятий и универсальных законах. Межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции: социализации, гуманизации и т.п. (межнаучная интеграция). Межпредметные связи повышают уровень научности обучения и его роль в формировании научного мировоззрения учащихся [3].

Использование ИК-технологии  и  Интернет-ресурсов, сервисов Web 2.0, технологии проблемного диалога, формирование познавательного интереса к литературе и облачным технологиям позволяет провести совместно урок литературы и информатики. Такой нетрадиционный вид урока называется бинарным. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. 

    Например, на одном из таких уроков даётся учителем русского языка и литературы такое задание:

-Прочтите данное стихотворение.

"Берегите жизнь" - такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но я встретить не могла ни разу:
"Осторожно, берегите душу!"
Топчут душу, распинают душу,
Убивают в ней ростки добра.
И сегодня, не жалея, рушат
То, что строили с трудом вчера.
Где-то там, внутри, у человека
есть душа, хорошая душа...
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать,
"Берегите жизнь"-  такую фразу
можно  каждый день читать и слушать.
Но насколько б легче стало сразу,
Если б люди вспомнили про душу.

Творцы русской литературы всегда обращались к человеческой душе, старались, чтобы она разжала свои тиски, ожила, оттаяла, встрепенулась. А какие ассоциации с понятием «душа» возникли у вас в ходе урока?  

Межпредметные связи русского языка и литературы с предметами естественного цикла также интересны.  Проходим термины - ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, химии.

 Подбор занимательного материала по химической терминологии должен способствовать дальнейшему запоминанию химических терминов. Изучение химической терминологии может быть связано с изучением   русского языка и литературы. Например, в литературе в качестве красочных эпитетов используются прилагательные: железные мускулы, железные нервы, свинцовое лицо, золотые руки, золотое сердце, медный лоб,  серебряный голос, оловянные глаза. В то же время химия заимствует литературные термины: дразнение меди, обманка, оловянная чума,  травление,  усталость, закалка [5].

В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего.

« -Какое топливо заменит уголь?

-Вода, - ответил инженер.

Вода?- переспросил Пенкроф…

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку [7].

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». (А.П. Казанцев «Пылающий остров»).

При изучении металлов можно цитировать М.В. Ломоносова, который так сказал о значении металлов: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может».

При изучении металлов можно спросить у учащихся: кто из знаменитых поэтов ХХ в. Написал следующие строки?

Век девятнадцатый, железный,

Воистину железный век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек

(А.А. Блок)

       К услугам волшебного зеркала прибегали и Кощей Бессмертный, и злая мачеха, и еще очень многие персонажи как восточнославянского, так и западного фольклора. Волшебное зеркало пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» к тому же еще и разговаривало:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно; свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

При изучении в 3 классе темы «Имена существительные собственные  и нарицательные». Правильное написание географических названий формируется при работе с текстовым материалом. Например, в 3 классе:

1) Исправьте ошибки и запишите предложения: «Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки.»

2) «Работа в парах. Найти и исправить ошибки в тексте. (Проверка на интерактивной доске)

3) Озаглавьте текст

Россия - самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и по воде. На севере омывает Баренцево море. На западе - Балтийское море. На юго- востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан. 

1. В каком предложении главные члены подчёркнуты верно?

А) Повар сварил вкусный обед.

Б) Маша держит за верёвочку шарик.

В) Эти цветы посадили дети.

2. Найди однокоренное слово к слову рисунок

А) зарисовка

Б) рисовый

В) рис

3. Какое слово подходит к схеме: 

А) выходы

Б) забег

В) прыжки

4. Какое слово пишется слитно?

А) (за) шёл

Б)  (за) тобой

В) (за)спиной

5. В каком лице глаголы имеют окончания (-у), (-ю)

А) в 1 лице

Б) во 2 лице

В) в 3 лице

6. Укажи правильную запись числа тридцать четыре тысячи девятьсот один.

А)  3491

Б)  340901

В)  34901

7. В каком числе 3 тысячи 5 сотен 2 единицы?

А) 3520

Б)  3502

В) 3052

8. Какая единица длины меньше сантиметра?

А) дециметр

Б) метр

В) милиметр

9. Солнце – это:

     А)  планета

     Б)  спутник Земли

     В) звезда

10. История – это:

     А) одна из наук о Земле

     Б) наука о прошлом людей

     В) наука о Вселенной

11. Самое глубокое озеро России:

     А) Каспийское

     Б) Онежское

     В) Байкал.

12. Назови планеты солнечной системы.



ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ



Как показали мои наблюдения по реализации межпредметных связей имеет положительные результаты. Я провела ряд исследований в 4" Б" классе (тесты, анкетирование) и сравнила результаты с исследованиями прошлых лет.

Можно отметить повышение интереса к урокам русского языка и литературы (88 % учащихся отмечают уроки русского языка и литературы среди самых интересных).

Повысилась познавательная активность учащихся в школе и во внеурочное время (в 4 "Б" классе 38% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности; 47% -средний; 15% - низкий).

Положительный рост прослеживается и в развитии словесно-логического мышления учащихся. (Высокий уровень развития словесно-логического мышления имеют 16% учащихся, выше среднего – 55 %; средний – 26%; ниже среднего – 5%; с низким уровнем учащихся нет).

В результате работы по реализации межпредметных связей на уроках русского языка расширяются лингвистические познания учащихся, развивается личность детей, воспитывается бережное отношение к языковой культуре.

Поэтому я считаю, что все перечисленные результаты в конечном итоге влияют на уровень обучаемости учащихся.

С большим желанием и удовольствием ребята участвуют в научной конференции, посвящённой исследовательской деятельности по русскому языку, где они знакомят других ребят с результатами своих работ, тренируются в публичной речи и пользуются возможностью заинтересовать своими увлечениями и работами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Реализация межпредметных связей на уроках русского языка повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что реализация межпредметных связей в обучении русскому языку каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов реализации межпредметных связей на уроках русского языка- это и есть, самый верный путь к организации творческой деятельности учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно- следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Прежде всего, любое занятие, в том числе реализация межпредметных связей на уроках русского языка, должно иметь четкий план, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Творчество реализации межпредметных связей на уроках русского языка учителя и ученика безгранично, важно только умело его направить для достижения поставленных учебных целей.

Завершая разговор о значении реализации межпредметных связей на уроках русского языка, хочется сказать словами философа Сенеки «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Наиболее удивительные открытия XXI в. будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по - новому оценим само понятие «человек». Современная школа переживает в настоящее время тяжелый процесс становления. Работники просвещения настаивают на необходимости отойти от стандартов обучения, стереотипов педагогического мышления.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ



  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988. - С. 26.

  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)//Высшее образование. - 2004, № 11. - с. 17-22.

  3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М, 2004.

  4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // РГПУ. - Ростов на Дону, 2007.

  5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. - 2003, № 10. - с. 26.20.

  6. Высококвалифицированные специалисты- стимул прогресса.Ташкент.1995.

  7. Л.Т.Ахмедова, О.В.Кон. Методика преподавания литературы, 2009.

  8. Рожнова М.Э. Зеленина В.И. Учебно- методический комплекс по русскому языку для 4 класса,2003

  9. Рожнова М.Э. Учебно- методический комплекс по русскому языку для 7 класса, -Краснодар,2003

  10. Самовыражение и самореализация обучающихся как базовые личностные качества в современных условиях. –Россия , 2014.

Интернет ресурсы:

1.www.rojnova.rn.uz

2. www.advantour.com/r us/ russia /index.htm

3.www.google.com/ webhp

4.http//.kitob.uz

6. http//.kllass.uz

7.Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=55703

9.www.google.com/search

10. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека игр на формирование творческих способностей младших школьников

Автор: Ширинова Сабина Ризвановна

Дата: 26.06.2022

Номер свидетельства: 610594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Картотека игр по формированию творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(79) "kartoteka_igr_po_formirovaniiu_tvorcheskikh_sposobnostei_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "608857"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654342711"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Картотека игр по формированию творческих способностей младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(79) "kartoteka_igr_po_formirovaniiu_tvorcheskikh_sposobnostei_mladshikh_shkolnikov_3"
    ["file_id"] => string(6) "634259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687424534"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Картотека игр по формированию творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(79) "kartoteka_igr_po_formirovaniiu_tvorcheskikh_sposobnostei_mladshikh_shkolnikov_4"
    ["file_id"] => string(6) "634333"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687550356"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Картотека игр на формирование творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(78) "kartoteka_igr_na_formirovanie_tvorcheskikh_sposobnostei_mladshikh_shkolnikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "610632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1656274073"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Картотека игр по формированию творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(77) "kartoteka_igr_po_formirovaniiu_tvorcheskikh_sposobnostei_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "579912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1620298117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства