Просмотр содержимого документа
«"Как зависть душу разъедает"»
«Как зависть душу разъедает»
Цель: формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
Задачи:
- обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека;
- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;
- воспитывать у учащихся положительные качества характера.
Форма: беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, листы белой бумаги и фломастеры, картинки с изображением червивого яблока, засохшего дерева, змеи, цветущего дерева, букета цветов, раненного сердца.
Информация к размышлению:
Зависть – яд для души человека.
Древняя мудрость
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня на классном часе мы поговорим, что мешает найти человеку свое место в обществе, что такое человеческие пороки, как они влияют на нас. Попытаемся понять, о чем идет речь.
Обсуждение ситуации
Сережа, веселый и радостный, пошел погулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло, что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Вовке компьютер купили!». Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги и попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал разговаривать.
Что произошло с мальчиком?
Он позавидовал другу.
Значит, это зависть.
Итак, вы правильно определили основную проблему классного часа – «Зависть».
Обсуждение ситуации
Изменилось ли настроение Сережи?
Почему?
Попытался ли Сережа понять маму?
Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?
Зависть – яд для человеческой души.
В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали? (ответы детей).
Задание №1
Попытайтесь нарисовать выражение лица Сережи до и после прогулки
Обсуждение ситуации
Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Вову. Тот такой радостный, счастливый, всем рассказывает о подарке. На уроке математики Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил двойку. На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. Вообще, день был испорчен.
Учитель. Как зависть действует на человека?.
Возможные ответы учащихся:
●калечит завистника;
●вредит другим людям;
●заставляет ненавидеть.
Задание №2
Выберите символы к слову «зависть» (работа в группах) из предложенных картинок.
Ребята могут выбрать:
●засохшее дерево;
●червивое яблоко;
●ядовитую змею;
●раненое сердце и т.д.
Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.
Учитель.
Но исходим мы слезами-
Никнут крылья от тоски.
Это зависть. Это зависть.
Рвется сердце на куски…
Вспомните, кого из героев известной сказки зависть привела к «разбитому корыту»?
Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок, чтобы показать последствия и влияние этого порока на нашу жизнь. Давайте сыграем в игру и соединим две части одной пословицы.
Кто чужое желает – тот свое потеряет.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
Обсуждение темы
Какова причина зависти?
Эгоизм, равнодушие. Возможно, что ребята в качестве причины назовут бедность. Учитель обязательно обратит внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей небольшая зарплата. Означает ли это, что все люди – завистники? Счастье не зависит от количества денег, а от того, что у человека в душе и как он умеет радоваться.
Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство?
Иногда человек не может разобраться в своих чувствах.
Наверняка вы от взрослых слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, ссоры, склоки иногда войны и даже приводит к смерти.
Как вы понимаете выражение «белая зависть»?
Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь такого же успеха.
Учитель.
Какие вы знаете способы достижения желаемого?
Возможные ответы детей: заработать, накопить, занять, украсть и т.д. учитель фиксирует ответы детей на доске.
«Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком
«-»
Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?
Как вы думаете, можно ли остановить человека-завистника только с помощью закона, если он сам не пытается бороться со своим пороком?
Приятно ли общаться с завистником?
Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели?
Сережа должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.
Учитель.
В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: