Просмотр содержимого документа
«Как питаешься, так и улыбаешься»
Гребцова Нина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№16 с УИОП»
Г.Старый Оскол
Белгородской обл.
Внеклассное занятие “ Как питаешься, так и улыбаешься”.
Цели
Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья.
Дать практические рекомендации по правильному питанию.
Задачи
Воспитание у школьников негативного отношения к вредным продуктам
Пропаганда здорового образа питания.
Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью.
Звучит музыка
Учитель.
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что всем вам желаю здоровья. Почему в приветствии всегда звучит пожелание друг другу здоровья? Потому что здоровье для человека самая главная ценность.
Ученик 1. Главное в жизни - это здоровье! С детства попробуйте это понять! Главная ценность - это здоровье! Его не купить, но легко потерять.
Учитель.
Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Здоровье человека, прежде всего, зависит от него самого, от того, как он о нем заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретается в детском возрасте. Поэтому именно с вами, ребята, мы хотим пролистать страницы журнала “Хотим расти здоровыми ”.
1.Приветствуем всех, кто время нашел И в школу на праздник здоровья пришел
Здоровейкин:
А сейчас я дам совет – Вовремя пей, вовремя ешь – Будешь до старости крепок и свеж.
Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться, Чтоб расти и развиваться, И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь.
Учитель:Ребята!
- А знаете ли вы, что нужно для роста молодого организма?
(Дети отгадывают: витамины.)
Витамины просто чудо! Столько радости несут: Все болезни и простуды. Перед ними упадут, Вот поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда - важнейшее условие!
Учитель. Группа ребят приготовила интересное сообщение из истории витаминов. Послушаем их.
Ученик 1. Во второй половине 19 века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия (консервов, солонины, но без свежих овощей и фруктов) люди гибли от цинги. Почему? (Детская энциклопедия. – М.: «Джулия», 1992., с 223)
На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке… содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания»,- сделал вывод ученый. Так в 1880 году русский ученый Николай Лунин на опытах с мышами доказал существование необходимых в пище небольших доз дополнительных факторов. Эти факторы получили название витаминов.
Ученик 2. В 1886 году нашли причину болезни «бери-бери» (заболевание приводило к параличам). Врачу Эйкману, работавшему на острове Ява, помогли … куры, бродившие по двору. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим «бери-бери». Когда исследователь добавил в корм рисовые отруби, те быстро пошли на поправку. Таким образом, врач заметил, что при очистке риса из него вместе с отрубями удаляется какое-то вещество, предохраняющее то бери-бери. Теперь мы знаем, что это вещество – витамин В1.
Первым выделил витамин в кристаллической форме польский ученый Казимир Функ в 1991 году. Год спустя он же придумал и название от латинского «yita» - «жизнь».
Витамины принято обозначать латинскими буквами. Известны витамины А1, В1, В2, В6, В12, С, D, E, F, P и другие.
Ученик 1. Производятся витамины в основном растениями. Животные, питаясь растительной пищей, накапливают их в своих органах и тканях. Поэтому источником витаминов для человека служит как растительная, так и животная пища. Некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины – очень нестойкие вещества. Они разрушаются при длительном хранении пищевых продуктов, при нагревании и доступе воздуха.
При длительном недополучении какого-нибудь витамина возникает заболевание, называемое авитоминоз.
Природные и синтетические витамины в большинстве случаев одинаковые по всей химической структуре и активности.
Витамины бывают жирорастворимые и водорастворимые.
Для большинства людей свежие фрукты и овощи – синонимы витаминов. Остальные витамины мы получаем из хлеба, мяса, рыбы, молока, круп, сливочного и растительного масла и других продуктов питания. (Буянова Н. Ю. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина.- М.: ТКО «Аист», с.280-284)
Выходят витамины А.Д.С.В.
Витамины (хором):Здравствуйте, ребята
Витамин Д: Как много интересного вы знаете о нас
Знаете ли вы, что фрукты и овощи содержат витамины, необходимые для здоровья и роста вашего организма? Слово “витамин” образовано от латинского слова, которое в переводе означает “жизнь”.
Витамин А:Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение.
Помни истину простую – Лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую Или сок морковный пьёт.
В каких продуктах содержится, вы отгадайте:
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (Горох)
Витамин В:
Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему.
Очень важно спозаранку Съесть за завтраком овсянку.
Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: "Ну, рассыпчатая, вкусна!"(Картошка)
Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило.( Хлеб)
Круглый, зрелый, загорелый, Попадался на зубок, Расколоться всё не мог, А попал под молоток, Хрустнул раз - и треснул бок.( Грецкий орех)
Витамин С:
Витамин С помогает бороться с болезнями.
От простуды и ангины Помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.
Уродилась я на славу Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня ищи. (Капуста)
Черных ягод пышный куст – Хороши они на вкус! (Смородина)
. Растут на грядке Зеленые ветки, А на них красные детки. (Помидоры)
Взрастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку - Будет пахнуть очень долго.(Чеснок)
Витамин Д:Я сохраняю вам зубы. Без меня зубы человека становятся мягкими и хрупкими.
Рыбий жир всего полезней, Хоть противный надо пить, Он спасает от болезней, Без болезней лучше жить!
У родителей и деток Вся одежда из монеток.(Рыба)
От него — здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. ( Молоко)
Игра “ Полезные и неполезные”
Сейчас мы с вами проведём игру, в ходе которой повторим названия полезных и неполезных продуктов. Условия игры: я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак:
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали все овощи и фрукты. Организму для роста и развития нужна разнообразная пища. Однако, для того чтобы она хорошо усваивалась, надо соблюдать правила:
Старайся есть в одно и то же время.
Есть четыре раза в день: утром дома – первый завтрак, в школе – второй завтрак, после школы – обед и вечером ужин.
Не есть всухомятку.
Никогда не отказываться от супа, ведь в нем много веществ, которые способствуют правильному пищеварению.
Не перекусывать между основными приемами пищи.
Нужно есть не спеша, хорошо прожевывая пищу.
Во время еды не читать, не смотреть телевизор, не вести серьезных разговоров, а тем более споров. Пища из-за этого плохо переваривается.
Все вместе:
Будем правильно питаться И силенок набираться. Чтоб здоровье сохранить, Будем с фруктами дружить. (Выходят Злючка-грязючка и Здоровейкин.)
Злючка-грязючка.
-Доктор, доктор, я поняла, что нужно делать, чтобы быть здоровой: не лениться и делать зарядку каждое утро, мыть руки с мылом перед едой, кушать больше овощей и фруктов, никогда не курить.
Здоровейкин:
-Молодец! Значит не зря мы тебя взяли в путешествие по страницам журнала “Я здоровье сберегу».
-А теперь давай посмотрим, как ребята усвоили правила здорового образа жизни.
Давайте немного поиграем. Вам мальчишки и девчонки Приготовили советы.
Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: Нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть, Для здоровья важно: Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем невкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад, Это правильный совет? (нет,нет,нет) Говорила маме Люба: -Я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, в каждом зубе. Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба?
(нет)
Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили И идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? (Нет, нет, нет)
Вы, ребята, не устали, Пока здесь стихи читали? Был ваш правильный ответ, Что полезно, а что нет.
Упражнения на релаксацию в конце занятия
«Трясём кистями»
Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»
Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась
Учитель. Мы сегодня много говорили о правильном питании. В заключении послушайте стихотворения о витаминах и сделайте правильные выводы.
Ученик 3.Рахматуллина Людмила Васильевна,
директор детского приюта «Надежда»
Есть такая витаминка,
Что зовется аскорбинка.
Хоть и кислая она,
Очень людям всем нужна.
При простуде помогает,
Наши нервы укрепляет.
Есть в лимонах, апельсинах
И во всяких витаминах.
Дружат с ней всегда «Ривит»,
«Ундевит» и «Гексавит»,
«Облепиха» и «Калинка»,
И «Вит-АБС» - вот витаминка!
Витамины все важны.
Витамины всем нужны!
На них денег не жалейте!
Всем здоровья! Не болейте!
Ученик 4.Про витамины
Наталья Шматко
Без витаминов жить нельзя!
Они – надежные друзья.
Они спасают от болезней:
Простуды, гриппа и цинги.
Нет ничего вкусней, полезней,
Чем апельсины, яблоки.
Когда мы бегаем, иль ходим,
Физически мы устаем,
И тут на помощь к нам приходит
Веществ полезных батальон:
С – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.
А – витамин хранится в жире,
В сырах, в икре и молоке,
Расти поможет выше, шире,
Улучшит ваше зрение.
Е – витамин найдешь ты в масле,
В салатах, свежих овощах-
Больные клетки восстановит,
Чтоб боль прошла в твоих мышцах.
Надеюсь, я вас убедила,
И вы, идя в торговый зал,
Вдруг вспомните о витаминах
И купите продуктов вал.
Я напоследок вам желаю
Болезней никогда не знать!
(Да, говоря о витаминах,
Что еще можно пожелать?!)
Библиографический список
1. Буянова Н. Ю. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина.- М.: ТКО «Аист», 1996. -478 (2)с.