kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История казачества в песнях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Привить чувство патриотизма и любви к своей

малой Родине

Задачи : познакомить обучающихся с донским песенным фольклором, через творчество ансамбля народной

песни " Карусель".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История казачества в песнях»





Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Гуковская специальная школа-интернат №12»













СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ





"История казачества в песнях"".

Выполнила: педагог дополнительного образования

И. А. Чуприкова.

2023г.



план - конспект урока «Казачьему роду нет переводу"


Тема : История казачества в песнях.

Цель: Привить чувство патриотизма и любви к своей

малой Родине

Задачи : познакомить обучающихся с донским песенным фольклором, через творчество ансамбля народной

песни " Карусель".



Аудитория: обучающиеся 1 - 8 классов


Ход занятия


Казачка 1: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Мы любим свой Донской край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.



Казачка 1. Живу у Дона

Где могучий большой волной о берег бьет

Где две изогнутые вербы,

Как брови девичьи вразлет.


(исполняется песня «Бравый атаман» )

Казачка 2: Что означает слово «казак»? «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой мужественный ,верный своему Отечеству воин». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки? В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством (подтверждается иллюстрациями).
Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами , поэтому селились казаки на берегах рек

и водоемов .

(исполняется песня «Эх казаченьки»).

Казачка 1: Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России. Особенно в истории сохранились подвиги такий атаманов как: Ермак Тимофеевич - легендарный атаман, покоритель Сибири. Один из первых казаков, который стал примером доблести и отваги русского воина. Кондратий  Булавин, известный в связи с поднятым восстанием. Игнат Некрасов, Степан Разин, предводитель Крестьянского  восстания 1667 — 1671 гг. Иван Козьмич Краснов - генерал-майор,  герой войны с Наполеоном, Матвей Иванович Платов — войсковой атаман войска Донского, граф, генерал от кавалерии,  герой войны 1812 года. Самый известный атаман не только на Дону, но и во всей России и в мире.  Герой русских войн конца XVIII -  начал XIX вв. Основатель новой столицы войска — Новочеркасска.  Полководческая слава пришла к атаману в годы Отечественной войны 1812 года.  Он командовал всеми казачьими формированиями за границей. За боевые заслуги атаман был возведен в графское достоинство.
(исполняется песня «Державная Россия»)

Казачка 2:

Каждый казак с самого детства знал заповедь– «Люби Родину, ибо она твоя мать!»и был ей верен, а главное призвание казака - Быть военным!

Жизнь у казаков была нелёгкой. Если вдруг начиналась война – казак садился на своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать,

защищать свою Родину, свой край и свою семью.

(исполняется песня «Вспомним братцы росов славу»). ( если хочешь быть военным)



Казачка1: О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном.

Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам.

В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура. Народная песня имеет долгую и славную историю, и ценность её заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием, в ней важные сведения о том или ином историческом периоде, и эти песни оказывали удивительное воздействие на окружающих. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
 Сыграем  песню  про несокрушимый дух казака.

(исполняют песню «Ай донцы молодцы»). )

Казачка 2: Песня сопутствовала казаку всю жизнь. Её пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из походов. Существовали песни обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные. Почти все песни это устное народное творчество. Военная служба для казака – это его жизнь , его честь, гордость и святыня.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:

они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в период Великой Отечественной войны. Как  бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.

(исполняется песня «Казаки под Москвой».


Казачка2: У казаков свои обычаи, нравы и традиции.

А как было принято себя вести в казачьих семьях?

1. С уважением относиться к старшим, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи, со старшими не спорить.

2. В присутствии взрослых громко не разговаривать,(при появлении старика все должны были встать –казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

3. Не сидеть за одним столом со взрослыми.

4. Бережно, с уважением относиться к женщинам(матери, сестре, жене).

5. Чтить слово родителей, слово родителей для детей считалось законом!

6. Любой взрослый казак, даже не родственник, мог сделать замечание молодому казаку на улице, если тот был не прав. Молодой казак обязан был подчиниться.

7 . Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ: «Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

8. Молодые казаки всему учились у отцов, казачки у матерей, обязаны были помогать по дому своим родителям.

(исполняется песня анс. «Забава» «Дочка казака»)



Казачка 2: У казаков сложился такой обычай, как помочь, когда после освещения земли и закладки дома, все станичники по собственной инициативе шли помогать молодому хозяину, возлагать жильё, хату. И каждый казак старался помочь благоустроить и дом и двор ,а вот когда хата была готова, обычно к осени, то хозяин приглашал всех, кто участвовал в помощи на новоселье, на "входины". Это был обильный обед с гулянкой под гармошку, с весёлыми песнями и частушками. ( исполняют песню «А я девица наделала беды»).

Казачка 1: Гость считался божьим посланцем. Никто его не мог тронуть и пальцем. Гостя любили, уважали, на лучшее место за столом сажали.
Казаки должны помогать друг другу: накормить, обогреть, напоить гостя,
подтянуть коню подпругу. При этом ценилась в казаках честность и сила духа.

( исполняется песня «Приходите в гости к нам»)

Казачка 1: Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

Дети стихи.

1.Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

2.Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

3. Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам и войскам.

4. Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да  и славным казакам.




 Сыграем  песню про несокрушимый дух казака. (исполняют песню «Как Донские казаки»).
   Казачка 2: А знаете ли вы  пословицы?

1.  Терпи казак – атаманом будешь.

2.  Казак сам не поест, а коня накормит.

3. Казак без друзей, что дуб без корней.

4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.

6.На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!

Казачка 1: Ребята , что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру «Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости  – современное значение и звучание.

Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квѐлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать могѐт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)


А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети: Борщ, уха, лапша, студень, взвар…


Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.


Казачка 2: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачки?
Дети: Прялка.


Казачка 1: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки, носки…
В углу обязательно стоял сундук. А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду. Казачка 2: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали. (Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).

  • Труд человека кормит, а (лень портит).

  • Терпение и труд (всё перетрут).

  • Мала пчела, да и (та работает).

  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).

  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).

  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).



Казачка1:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

(Девочки и мальчики исполняют частушки.)

Казачка 2: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было  у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой, нагайкой! (Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»)

Казачка 1: Проводится игра «Достань платок».

(Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.)

Казачата  удалые покажите  свою силу да сноровку в казачьих играх.

Проводится игра «Наездники». Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»

(Описание игры: садятся на коня , добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад , следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки  и вешает папаху назад.)

Казачка2: Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Казачьему роду – нет переводу»

Мы с вами живем на удивительной земле – земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.(исполняют казачью песню «Ой горе не беда».)

Казачка 1: Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! и наши прадеды всегда были мужественными  людьми, настоящими воинами, защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.

1:Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный  здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

2:Казак - опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все , и я горжусь

3:Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее,

Чем здесь ! 4: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!

5:Всех не спеть нам славных песен,

    Добрых слов всех не сказать.

    Донской  край  - чудесный,

Как и вся Россия – мать. 

(Звучит казачья песня «Быть добру на Дону»)



Казачка 1:

Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

 Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!



Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
История казачества в песнях

Автор: Чуприкова Ирина Алексеевна

Дата: 11.11.2024

Номер свидетельства: 659277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ "История казачества в песнях""
    ["seo_title"] => string(76) "stsenarii_literaturno_muzykalnoi_kompozitsii_istoriia_kazachestva_v_pesniakh"
    ["file_id"] => string(6) "640710"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1701010253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "История Казачества"
    ["seo_title"] => string(20) "istoriiakazachiestva"
    ["file_id"] => string(6) "305420"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457943180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Занятие кружка " История кубанского казачества" "
    ["seo_title"] => string(51) "zaniatiie-kruzhka-istoriia-kubanskogho-kazachiestva"
    ["file_id"] => string(6) "243768"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445797878"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология "
    ["seo_title"] => string(80) "muzieinaia-piedaghoghika-kak-innovatsionnaia-piedaghoghichieskaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "155016"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421234746"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства