Понятие «форма организации учебной работы» начинается от латинского слова forma, означающего «внешний вид».
Четкого обоснования в различии форм обучения от методов в педагогике не существует. Многие учебные пособия дают им определения и путают друг с другом. Урок считается формой организации учебного процесса, но существуют определенные случаи, когда он является методом обучения.
Широкое распространение получили две организационные системы образования в педагогике:
индивидуальная;
классно-урочная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историческое развитие форм обучения»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ В КАЗАЧЬЕМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ.
Психологическое сопровождение обучения и воспитания мальчиков в кадетском корпусе имеет свои особенности, связанные с раздельным обучением и интернатной системой. Поступая в корпус после окончания начальной школы, ребёнок неделю проводит вдали от родителей преимущественно в мужской среде. Это имеет как явные преимущества, так и создаёт дополнительные проблемы.
Одним из положительных моментов является формирование мужественности. В последние годы заметно увеличилось число инфантильных мужчин, не желающих или не умеющих брать на себя ответственность за семью, детей, а иногда и собственную судьбу. Это вызвано в первую очередь преобладанием женского воспитания. Многие мальчики растут в неполных семьях, в детских садах и школах их окружают в основном женщины, да и в семье воспитание часто занимается только мать. Отсутствие близкого примера настоящего мужчины часто приводит к психическому инфантилизму, сложностям социализации, проблемам в создании семьи.
В казачьем кадетском корпусе процесс обучения и воспитания ведётся как педагогами, так и офицерами-воспитателями, которые стараются воспитать мальчиков настоящими мужчинами. Психологическое сопровождение этого процесса направлено на гармонизацию мужского и женского влияния, пропорциональное развитие качеств личности и осознанный выбор профессии.
Учёт особенностей мужского восприятия в процессе обучения.
Личностно – ориентированное обучение предполагает дифференцированный подход к обучающимся в соответствии с его личностными, половыми и возрастными особенностями. При этом возрастные и личностные особенности обычно учитываются чаще, чем половые, хотя наука однозначно доказывает значительные различия в нервной и интеллектуальной деятельности мужчин и женщин. Это связано с эволюционной функцией женщины как объекта гармонизации, стабильности, сохранения достигнутого, а мужчины – как двигателя, инициатора изменений.
«Никому ещё не удалось до конца постичь тайны половых различий человеческого мозга»?- писал физиолог И. В. Грошев. Действительно, при обучении мальчиков необходимо учитывать особенности их мышления и восприятия.
Полушария у мужчин имеют более выраженную специализацию, лучше развиты лобные (поисковые) отделы. Использование на уроках поисковых методов, проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности повышает качество обучения.
Мальчики лучше ориентируются в пространстве, конструируют, создают модели. Среди них много кинестетиков, поэтому закрепление материала в виде практической работы, построения схем и таблиц помогает лучше усвоить материал.
Мужской мозг медленнее перерабатывает информацию, быстрее устаёт при умственной нагрузке, поэтому начало урока должно быть спокойным и продуманным, с мотивацией на успех и постановкой конкретных реальных целей.
При выставлении оценок учитель должен акцентировать внимание на результате и свести к минимуму эмоциональную оценку, так кА мальчики более обидчивы и менее восприимчивы к авторитетам.
Индивидуальный подход в учебной деятельности основывается на углублённой психофизиологической диагностике ведущих каналов восприятия, латерального профиля, мышления, внимания и памяти кадет. Для каждого ребёнка подбираются наиболее эффективные методы изучения материала, контроля и оценки.
Воспитание кадета.
Мужское воспитание обычно считается низкоэмоциональным. Мальчикам обычно говорят: « Не плачь, ты же мужчина».Развитие воли, выдержки, дисциплинированности лежит в основе кадетского воспитания. Казак – это прежде всего сильный и смелый мужчина, защитник и воин. Но мужчины, а тем более подростки, тоже чувствительны, ранимы, эмоциональны. Их нужно учить, как перенести боль, обиду, разочарование. Очень много мужчин погибает от инфаркта и инсульта, ищут выход из стрессовой ситуации в курении, выпивке, экстремальных видах досуга. Может быть, это происходит именно потому, что с детства их учили сдерживать свои чувства. И когда переживания становятся слишком сильными, организм и психика мужчины не выдерживают.
Психологическое сопровождение воспитательного процесса строится на изучении личностных особенностей и семейной ситуации кадет, развитие навыков самоанализа, повышение стрессоустойчивости и формирование приемлемых форм поведения.
Мальчики тяжелее переживают разлуку с родными и более чувствительны к стрессовым ситуациям. Они эмоциональны, ранимы, обидчивы, но мы требуем от них выдержки и постоянного самоконтроля. У подростков это получается с трудом, он срывается. Только научившись понимать и принимать себя, чувствовать состояние других людей, продуктивно выражать свои эмоции, кадет может успешно учиться и чувствовать себя комфортно в отрыве от семьи. Это обучение происходит на уроках психологии, тренингах, классных часах, в групповой и индивидуальной работе.
Мальчики имеют более высокий уровень агрессии, чем девочки. Но без определённой доли агрессивности не будет движения вперёд, не сформируется мужчина как защитник и победитель. Агрессия бывает позитивной ( соревновательная, защитная, инициирующая) и негативной ( физическая, вербальная, негативизм, обидчивость, раздражительность, аутоагрессия). Агрессию нужно переводить в приемлемые формы, показывать способы решения сложных конфликтных ситуаций без вреда для себя и окружающих. Большое количество спортивных секций, творческих кружков, занятий по интересам позволяет мальчишкам выбрасывать накопленную энергию с пользой для себя. И всё же в мужской среде нередки конфликтные ситуации. Задача психолога и воспитателя – показать разумный выход из конфликта и сформировать у кадета навык позитивного его решения.
Обучение методам снятия стресса помогает переносить значительные физические и эмоциональные нагрузки.
Психологическое просвещение педагогов и воспитателей также направлено на осознание ими особенностей кадетского образования и воспитания. Обучающие семинары, тренинги, методические объединения помогают сформировать личностно – ориентированный подход к кадетам у всех участников образовательного процесса.
Особое значение при интернатной системе обучения придаётся связи с родителями. В корпусе работает родительский клуб «Доверие», в рамках которого проводятся лекционные и практические занятия для родителей по различным проблемам детско-родительских отношений. При этом приходится учитывать, что влияние отца на мальчика сильнее. ( Если отец верующий, то сын в 80% будет верующим, а если мать верующая, то лишь в 3%). Поэтому воздействие на ребёнка нужно вести больше через отца, чем через мать. При отсутствии отца в воспитательный процесс вовлекаются другие мужчины в семье: братья, дедушки, дяди.
Симон Соловейчик писал: «Материнская позиция: я люблю тебя за то, что ты есть. Отцовская: я люблю тебя за то, каков ты». Чувствовать ответственность за свои поступки перед старшим в семье – многовековая традиция казачества, которую мы стараемся развивать и сегодня.
Создание условий для осознанного выбора здорового образа жизни.
Казаки всегда отличались крепкими семейными традициями, поэтому одним из направлений работы психолога является подготовка к семейной жизни и осознанному отцовству. Эта проблема тесно связана с профилактикой курения, алкоголизма и наркомании. Кодекс чести казаков основывается на негативном отношении к этим явлениям.
Задача образовательного учреждения - подготовить учащихся к самостоятельной жизни, дать им необходимый запас знаний, умений и навыков для взросления и самоопределения. Но даже самые обширные знания не могут защитить человека от ошибок, не гарантируют счастливое будущее. Поэтому не менее важно научить школьника бережно относиться к своему здоровью, правильно строить свою жизнь и отношения с окружающими. В современном мире много искушений и не все способны им противостоять.
Проблема распространения алкоголизма и наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Актуальность проблемы определяется изменением наркоситуации в стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа алкоголизированных и наркозависимых, особенно среди подростков. Распространение наркомании приняло за последние десятилетия угрожающие размеры и приобрело характер социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодёжью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране привели к тому, что в употребление наркотиков вовлекается всё большая часть молодёжи.
Анализ наркологической ситуации в стране свидетельствует о системном характере проблем, связанных с распространением и употреблением психоактивных веществ.
Психоактивные вещества (ПАВ) стали частью молодёжной субкультуры, которая распространяется через совместный досуг и средства информации. В обществе появляются новые ценности, но при этом снижается значимость семейных отношений, родительства и нравственных основ взаимоотношений.
Кризис семьи провоцирует подростков на употребление психоактивных веществ, что в свою очередь приводит их к неумению и нежеланию создавать свои семьи, иметь детей и разумно строить будущее. «Неблагополучные семьи» демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками, в дисфункциональных и конфликтных семьях складывается терпимое отношение к вредным привычкам и аффективному поведению. В благополучных семьях тревога за детей и их будущее выливается в гиперопеку и контроль, что приводит к стремлению детей вырваться на свободу и попробовать запретный плод. Особенно остро стоит вопрос воспитания мальчиков, так как они более подвержены вредным привычкам, и у них чаще формируются зависимости, в связи с чем продолжительность жизни мужчин значительно ниже, чем у женщин. Практически половина детей живут в неполных семьях, где присутствует в основном женское воспитание. Часто у мальчиков даже нет примера мужского поведения в семье.
Следовательно, решить проблему ориентации кадет на здоровый образ жизни невозможно без формирования у них осознанного и ответственного отношения к созданию семьи и родительству. Только понимая, что от состояния его здоровья зависит успешность в будущей жизни, здоровье будущих детей, юноша будет осмотрительно относиться своему образу жизни.
Только крепкая, любящая семья может защитить человека от губительного влияния современной жизни, поддержать его в трудную минуту и помочь выстоять без ухода в алкоголизацию и наркоманию.
При этом стандартные формы профилактики уже не имеют должного результата: подросткам надоело запугивание последствиями употребления (они отдаленны во времени), лекции специалистов (наполнены научными терминами), беседы и классные часы. Значит, нужно говорить с ними о том, что касается каждого и что каждому интересно. Таковой является тема взаимоотношений между полами.
Не каждый станет хорошим специалистом и достигнет высот в профессии, но почти каждый хочет встретить свою половинку, создать семью и родить детей. Именно с семьёй большинство подростков связывают счастливое будущее. Тема любви, выбора спутника жизни, прогнозирование и планирование семейных отношений – самая актуальная для старшеклассников, поэтому именно через подготовку к семейной жизни можно проводить профилактическую работу в молодёжной среде.
Реализуемая в корпусе программа имеет цель показать логичность смены жизненных этапов: здоровый подросток - самодостаточная личность - здоровая семья - счастливые дети. Кадеты с интересом обсуждают темы взаимоотношений с девушками, создания счастливой семьи, роли мужа и отца. При этом у них формируются осознанные жизненные цели и желание разумно и обдуманно строить свою жизнь.
В профилактической работе упор делается на принцип «равный – равному», то есть передача информации через ровесников – волонтёров. Ведётся обучение волонтёров с целью создания отряда волонтёров для работы в корпусе и округе.
Сопровождение выбора профессии.
Обучение в кадетском корпусе не имеет целью вырастить офицера, но большинство выпускников выбирают профессии, связанные с армией и силовыми структурами. Задача профильного обучения и профориентационной работы – помочь кадету выбрать профессию в соответствии со своими возможностями, способностями и желаниями. На этапе предпрофильного обучения ребята учатся самоанализу, узнают о мире профессий и правилах выбора профессии.
Углублённая диагностика позволяет определить профессиональный тип личности, направленность и уровень развития способностей. В рамках кружка «Я и моя профессия», на уроках профориентации кадеты определяются с выбором профиля обучения. В десятом классе обучение профильное, поэтому задачей психолога является анализ правильности выбора профиля и коррекция планов кадета. В одиннадцатом классе уточняется выбор профессии и учебного заведения.
В этот процесс вовлекаются педагоги, воспитатели и родители, чтобы обеспечить объективный выбор с учётом всех мнений.
Помощь психолога выпускникам заключается также в психологическом сопровождении подготовки и проведения ЕГЭ с целью снижения эмоционального напряжения и повышения эффективности работы кадета на экзамене.
Воспитание настоящего мужчины – сложный и длительный процесс, зависящий от многих объективных и субъективных причин. Основой для него являются три важнейших фактора:
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(293) "Рабочая программа по математике для 6 класса (индивидуальная форма обучения с учётом адаптации украинских учебных программ к программам Российской Федерации) "
["seo_title"] => string(177) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-individual-naia-forma-obuchieniia-s-uchiotom-adaptatsii-ukrainskikh-uchiebnykh-proghramm-k-proghrammam-rossiiskoi-fiedieratsii"
["file_id"] => string(6) "132992"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416430270"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "Конспект вводного урока литературы в 10 классе. Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы "
["seo_title"] => string(168) "konspiekt-vvodnogho-uroka-litieratury-v-10-klassie-russkaia-litieratura-xix-vieka-osnovnyie-etapy-istorichieskogho-razvitiia-rossii-i-russkoi-klassichieskoi-litieratury"
["file_id"] => string(6) "105881"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1402921368"
}
}