kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историческое развитие форм обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «форма организации учебной работы» начинается от латинского слова forma, означающего «внешний вид».

Четкого обоснования в различии форм обучения от методов в педагогике не существует. Многие учебные пособия дают им определения и путают друг с другом. Урок считается формой организации учебного процесса, но существуют определенные случаи, когда он является методом обучения.

Широкое распространение получили две организационные системы образования в педагогике:

индивидуальная;

классно-урочная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историческое развитие форм обучения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ В КАЗАЧЬЕМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ.

Психологическое сопровождение обучения и воспитания мальчиков в кадетском корпусе имеет свои особенности, связанные с раздельным обучением и интернатной системой. Поступая в корпус после окончания начальной школы, ребёнок неделю проводит вдали от родителей преимущественно в мужской среде. Это имеет как явные преимущества, так и создаёт дополнительные проблемы.

Одним из положительных моментов является формирование мужественности. В последние годы заметно увеличилось число инфантильных мужчин, не желающих или не умеющих брать на себя ответственность за семью, детей, а иногда и собственную судьбу. Это вызвано в первую очередь преобладанием женского воспитания. Многие мальчики растут в неполных семьях, в детских садах и школах их окружают в основном женщины, да и в семье воспитание часто занимается только мать. Отсутствие близкого примера настоящего мужчины часто приводит к психическому инфантилизму, сложностям социализации, проблемам в создании семьи.

В казачьем кадетском корпусе процесс обучения и воспитания ведётся как педагогами, так и офицерами-воспитателями, которые стараются воспитать мальчиков настоящими мужчинами. Психологическое сопровождение этого процесса направлено на гармонизацию мужского и женского влияния, пропорциональное развитие качеств личности и осознанный выбор профессии.

Учёт особенностей мужского восприятия в процессе обучения.

Личностно – ориентированное обучение предполагает дифференцированный подход к обучающимся в соответствии с его личностными, половыми и возрастными особенностями. При этом возрастные и личностные особенности обычно учитываются чаще, чем половые, хотя наука однозначно доказывает значительные различия в нервной и интеллектуальной деятельности мужчин и женщин. Это связано с эволюционной функцией женщины как объекта гармонизации, стабильности, сохранения достигнутого, а мужчины – как двигателя, инициатора изменений.

«Никому ещё не удалось до конца постичь тайны половых различий человеческого мозга»?- писал физиолог И. В. Грошев. Действительно, при обучении мальчиков необходимо учитывать особенности их мышления и восприятия.

Полушария у мужчин имеют более выраженную специализацию, лучше развиты лобные (поисковые) отделы. Использование на уроках поисковых методов, проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности повышает качество обучения.

Мальчики лучше ориентируются в пространстве, конструируют, создают модели. Среди них много кинестетиков, поэтому закрепление материала в виде практической работы, построения схем и таблиц помогает лучше усвоить материал.

Мужской мозг медленнее перерабатывает информацию, быстрее устаёт при умственной нагрузке, поэтому начало урока должно быть спокойным и продуманным, с мотивацией на успех и постановкой конкретных реальных целей.

При выставлении оценок учитель должен акцентировать внимание на результате и свести к минимуму эмоциональную оценку, так кА мальчики более обидчивы и менее восприимчивы к авторитетам.

Индивидуальный подход в учебной деятельности основывается на углублённой психофизиологической диагностике ведущих каналов восприятия, латерального профиля, мышления, внимания и памяти кадет. Для каждого ребёнка подбираются наиболее эффективные методы изучения материала, контроля и оценки.

Воспитание кадета.

Мужское воспитание обычно считается низкоэмоциональным. Мальчикам обычно говорят: « Не плачь, ты же мужчина».Развитие воли, выдержки, дисциплинированности лежит в основе кадетского воспитания. Казак – это прежде всего сильный и смелый мужчина, защитник и воин. Но мужчины, а тем более подростки, тоже чувствительны, ранимы, эмоциональны. Их нужно учить, как перенести боль, обиду, разочарование. Очень много мужчин погибает от инфаркта и инсульта, ищут выход из стрессовой ситуации в курении, выпивке, экстремальных видах досуга. Может быть, это происходит именно потому, что с детства их учили сдерживать свои чувства. И когда переживания становятся слишком сильными, организм и психика мужчины не выдерживают.

Психологическое сопровождение воспитательного процесса строится на изучении личностных особенностей и семейной ситуации кадет, развитие навыков самоанализа, повышение стрессоустойчивости и формирование приемлемых форм поведения.

Мальчики тяжелее переживают разлуку с родными и более чувствительны к стрессовым ситуациям. Они эмоциональны, ранимы, обидчивы, но мы требуем от них выдержки и постоянного самоконтроля. У подростков это получается с трудом, он срывается. Только научившись понимать и принимать себя, чувствовать состояние других людей, продуктивно выражать свои эмоции, кадет может успешно учиться и чувствовать себя комфортно в отрыве от семьи. Это обучение происходит на уроках психологии, тренингах, классных часах, в групповой и индивидуальной работе.

Мальчики имеют более высокий уровень агрессии, чем девочки. Но без определённой доли агрессивности не будет движения вперёд, не сформируется мужчина как защитник и победитель. Агрессия бывает позитивной ( соревновательная, защитная, инициирующая) и негативной ( физическая, вербальная, негативизм, обидчивость, раздражительность, аутоагрессия). Агрессию нужно переводить в приемлемые формы, показывать способы решения сложных конфликтных ситуаций без вреда для себя и окружающих. Большое количество спортивных секций, творческих кружков, занятий по интересам позволяет мальчишкам выбрасывать накопленную энергию с пользой для себя. И всё же в мужской среде нередки конфликтные ситуации. Задача психолога и воспитателя – показать разумный выход из конфликта и сформировать у кадета навык позитивного его решения.

Обучение методам снятия стресса помогает переносить значительные физические и эмоциональные нагрузки.

Психологическое просвещение педагогов и воспитателей также направлено на осознание ими особенностей кадетского образования и воспитания. Обучающие семинары, тренинги, методические объединения помогают сформировать личностно – ориентированный подход к кадетам у всех участников образовательного процесса.

Особое значение при интернатной системе обучения придаётся связи с родителями. В корпусе работает родительский клуб «Доверие», в рамках которого проводятся лекционные и практические занятия для родителей по различным проблемам детско-родительских отношений. При этом приходится учитывать, что влияние отца на мальчика сильнее. ( Если отец верующий, то сын в 80% будет верующим, а если мать верующая, то лишь в 3%). Поэтому воздействие на ребёнка нужно вести больше через отца, чем через мать. При отсутствии отца в воспитательный процесс вовлекаются другие мужчины в семье: братья, дедушки, дяди.

Симон Соловейчик писал: «Материнская позиция: я люблю тебя за то, что ты есть. Отцовская: я люблю тебя за то, каков ты». Чувствовать ответственность за свои поступки перед старшим в семье – многовековая традиция казачества, которую мы стараемся развивать и сегодня.

Создание условий для осознанного выбора здорового образа жизни.

Казаки всегда отличались крепкими семейными традициями, поэтому одним из направлений работы психолога является подготовка к семейной жизни и осознанному отцовству. Эта проблема тесно связана с профилактикой курения, алкоголизма и наркомании. Кодекс чести казаков основывается на негативном отношении к этим явлениям.

Задача образовательного учреждения - подготовить учащихся к самостоятельной жизни, дать им необходимый запас знаний, умений и навыков для взросления и самоопределения. Но даже самые обширные знания не могут защитить человека от ошибок, не гарантируют счастливое будущее. Поэтому не менее важно научить школьника бережно относиться к своему здоровью, правильно строить свою жизнь и отношения с окружающими. В современном мире много искушений и не все способны им противостоять.

Проблема распространения алкоголизма и наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Актуальность проблемы определяется изменением наркоситуации в стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа алкоголизированных и наркозависимых, особенно среди подростков. Распространение наркомании приняло за последние десятилетия угрожающие размеры и приобрело характер социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодёжью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране привели к тому, что в употребление наркотиков вовлекается всё большая часть молодёжи.

Анализ наркологической ситуации в стране свидетельствует о системном характере проблем, связанных с распространением и употреблением психоактивных веществ.

Психоактивные вещества (ПАВ) стали частью молодёжной субкультуры, которая распространяется через совместный досуг и средства информации. В обществе появляются новые ценности, но при этом снижается значимость семейных отношений, родительства и нравственных основ взаимоотношений.

Кризис семьи провоцирует подростков на употребление психоактивных веществ, что в свою очередь приводит их к неумению и нежеланию создавать свои семьи, иметь детей и разумно строить будущее. «Неблагополучные семьи» демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками, в дисфункциональных и конфликтных семьях складывается терпимое отношение к вредным привычкам и аффективному поведению. В благополучных семьях тревога за детей и их будущее выливается в гиперопеку и контроль, что приводит к стремлению детей вырваться на свободу и попробовать запретный плод. Особенно остро стоит вопрос воспитания мальчиков, так как они более подвержены вредным привычкам, и у них чаще формируются зависимости, в связи с чем продолжительность жизни мужчин значительно ниже, чем у женщин. Практически половина детей живут в неполных семьях, где присутствует в основном женское воспитание. Часто у мальчиков даже нет примера мужского поведения в семье.

Следовательно, решить проблему ориентации кадет на здоровый образ жизни невозможно без формирования у них осознанного и ответственного отношения к созданию семьи и родительству. Только понимая, что от состояния его здоровья зависит успешность в будущей жизни, здоровье будущих детей, юноша будет осмотрительно относиться своему образу жизни.

Только крепкая, любящая семья может защитить человека от губительного влияния современной жизни, поддержать его в трудную минуту и помочь выстоять без ухода в алкоголизацию и наркоманию.

При этом стандартные формы профилактики уже не имеют должного результата: подросткам надоело запугивание последствиями употребления (они отдаленны во времени), лекции специалистов (наполнены научными терминами), беседы и классные часы. Значит, нужно говорить с ними о том, что касается каждого и что каждому интересно. Таковой является тема взаимоотношений между полами.

Не каждый станет хорошим специалистом и достигнет высот в профессии, но почти каждый хочет встретить свою половинку, создать семью и родить детей. Именно с семьёй большинство подростков связывают счастливое будущее. Тема любви, выбора спутника жизни, прогнозирование и планирование семейных отношений – самая актуальная для старшеклассников, поэтому именно через подготовку к семейной жизни можно проводить профилактическую работу в молодёжной среде.

Реализуемая в корпусе программа имеет цель показать логичность смены жизненных этапов: здоровый подросток - самодостаточная личность - здоровая семья - счастливые дети. Кадеты с интересом обсуждают темы взаимоотношений с девушками, создания счастливой семьи, роли мужа и отца. При этом у них формируются осознанные жизненные цели и желание разумно и обдуманно строить свою жизнь.

В профилактической работе упор делается на принцип «равный – равному», то есть передача информации через ровесников – волонтёров. Ведётся обучение волонтёров с целью создания отряда волонтёров для работы в корпусе и округе.



Сопровождение выбора профессии.

Обучение в кадетском корпусе не имеет целью вырастить офицера, но большинство выпускников выбирают профессии, связанные с армией и силовыми структурами. Задача профильного обучения и профориентационной работы – помочь кадету выбрать профессию в соответствии со своими возможностями, способностями и желаниями. На этапе предпрофильного обучения ребята учатся самоанализу, узнают о мире профессий и правилах выбора профессии.

Углублённая диагностика позволяет определить профессиональный тип личности, направленность и уровень развития способностей. В рамках кружка «Я и моя профессия», на уроках профориентации кадеты определяются с выбором профиля обучения. В десятом классе обучение профильное, поэтому задачей психолога является анализ правильности выбора профиля и коррекция планов кадета. В одиннадцатом классе уточняется выбор профессии и учебного заведения.

В этот процесс вовлекаются педагоги, воспитатели и родители, чтобы обеспечить объективный выбор с учётом всех мнений.

Помощь психолога выпускникам заключается также в психологическом сопровождении подготовки и проведения ЕГЭ с целью снижения эмоционального напряжения и повышения эффективности работы кадета на экзамене.

Воспитание настоящего мужчины – сложный и длительный процесс, зависящий от многих объективных и субъективных причин. Основой для него являются три важнейших фактора:

-глубокое знание психологии мальчика, подростка, юноши,

-использование преимуществ кадетского образования,

-учёт многовековых традиций казачества.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Историческое развитие форм обучения

Автор: Зусикова Ирина Андреевна

Дата: 20.12.2020

Номер свидетельства: 567777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Историческое развитие форм обучения»"
    ["seo_title"] => string(38) "istoricheskoe_razvitie_form_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "567775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608414808"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-innovatsionnyie-formy-obuchieniia-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "112784"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408940462"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Рабочая программа по математике для 6 класса (индивидуальная форма обучения с учётом адаптации украинских учебных программ к программам Российской Федерации) "
    ["seo_title"] => string(177) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-individual-naia-forma-obuchieniia-s-uchiotom-adaptatsii-ukrainskikh-uchiebnykh-proghramm-k-proghrammam-rossiiskoi-fiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "132992"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416430270"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Конспект вводного урока литературы в 10 классе. Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-vvodnogho-uroka-litieratury-v-10-klassie-russkaia-litieratura-xix-vieka-osnovnyie-etapy-istorichieskogho-razvitiia-rossii-i-russkoi-klassichieskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "105881"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402921368"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Публикация "Психологические проблемы обучения""
    ["seo_title"] => string(52) "publikatsiiapsikhologhichieskiieprobliemyobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "293582"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455517923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства