Исследовательский проект "Как мы вырастили хлеб". В данной работе представлено исследование ученика 4 класса Бармотина Алексея и учителя Сметанкиной Антонины Александровны. Алексей, вместе со своей семьёй фермерами, изучил техналогию выращивания хлеба. Подробно описал свои наблюдения. Учитель ему помогла в этом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Как мы вырастили хлеб"»
Научно-практическая конференция учащихся « Старт в науку»
Направление работы
( социальное )
Тема проекта, исследования
«Как мы вырастили хлеб»
Выполнил:
Бармотин Алексей учащийся 4 А класса
МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
Майнского района Ульяновской области
Руководитель:
Сметанкина Антонина Александровна,
учитель начальных классов, высшей категории
Майна 2016
Содержание
Введение стр. 3-5
Основная часть стр.6-12
1)Анализ анкеты.
2)История возникновения хлеба.
3)Хлеб на Руси.
4)Как хлеб получил своё название.
5)Где какой хлеб пекут?
6)Полезен ли хлеб?
3. Практическая часть. стр.13-18
1)Как хлеб приходит к нам на стол?
2)Экскурсия в пекарню.
4. Заключение. стр.19
5. Литература.
2
Введение
Идея возникновения проекта.
Мой папа любит работать на земле. Он шёл к своей мечте с самого детства. Закончил «Сельско- хозяйственную академию» Агрономический факультет. После окончания его пригласили на практику в село Вязовка поработать агрономом. Набрав практического опыта, он решил приобрести свою землю и тогда 17 ноября 2005года мои родители стали фермерами с площадью 20 гектар. От года в год площадь росла и на данный момент у нас 700 гектар. Это наше будущее и настоящее всей нашей семьи. Я уважаю труд своих родителей. Меня заинтересовало, чем занимается моя семья. Хоть я ещё маленький, но мне хочется быть полезным своей семье. Так я задумал своё исследование.
Тема исследования:«Как мы вырастили хлеб»
Цель: изучить процессы выращивания хлеба.
Задачи:
- изучить историю возникновения хлеба
- исследовать выращивание злаковых культур, наблюдать за их ростом и развитием
-проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба
Актуальность
Мне приходилось видеть, среди моих друзей, небрежное отношение к хлебу.
В человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Я наблюдал как мои родители с утра до ночи трудятся на своём поле, чтобы вырастить вкусный хлеб. Чем больше мои друзья будут знать о нем, тем дороже он станет им.
Объект исследования: КФХ «Бармотин А.В.», Майнский элеватор, хлебопекарня.
Предмет исследования: каравай на столе
3
Гипотеза исследования:
Я предположил, что изучив труд хлеборобов, узнав каким способом получают муку , где и как выпекают хлеб, вызову бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу
Проблема исследования: Почему люди так берегут, ценят хлеб.
Методы исследования:
изучение специальной литературы, сбор информации;
социологический опрос;
собственные наблюдения, сравнение и анализ всей информации;
обобщение результатов деятельности.
Планируемый конечный результат:
Изучить процессы выращивания хлеба. Узнать историю возникновения хлеба. Научиться быть помощником своим родителям в их нелёгком труде. Вызвать бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу среди своих одноклассников.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – выбор темы (подготовительный этап)
2 этап – организация деятельности (планирование работы)
3 этап – исследование
4 этап – изучение собранного материала
5 этап – посещение хлебопекарни, элеватора
5 этап – выступление перед учениками своего класса
6 этап – защита проекта
4
План исследования
Анализ анкеты.
История возникновения хлеба.
Хлеб на Руси
Как хлеб получил своё название
Приметы, связанные с хлебом
Где какой хлеб пекут?
Полезен ли хлеб?
Пословицы и поговорки про хлеб.
Практическая часть.
Как хлеб приходит к нам на стол?
2)Встреча с пекарем. Экскурсия в пекарню.
Заключение.
Литература.
5
Основная часть
1.Анализ анкеты
Опрос среди учеников класса
Я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя подготовил анкету.
Всего опрошено было 20 детей.
Проведя опрос учащихся 4 класса, я выяснил следующее:
1. Как часто вы едите хлеб?
Основная масса учащихся употребляют в пищу хлеб ежедневно и без него не представляют свой дневной рацион (93,3%). Всего 4 человека сказали, что хлеб употребляет редко, и 2 человека сказали, что не едят хлеб вообще. Это говорит о том, что хлеб пользуется большой популярностью, его любят дети, не смотря на большое изобилие других продуктов.
6
2. Что для тебя кусочек хлеба?
Из диаграммы видно, что большинство ребят класса понимают и знают, что хлеб – это продукт, который достаётся людям тяжело. Он приходит в наш дом в результате тяжёлого труда многих людей (93,3% - 18 чел.), что его надо ценить и ни в коем случае он не должен быть предметом игры (0 %). 2 человека из класса считают его просто пищей.
7
3.Представьте себе, что хлеб исчезнет с лица земли, что бы вы почувствовали?
Данная диаграмма показывает, что все ребята понимают значимость хлеба в жизни людей, ценят его и считают, что с хлебом и вся другая наша еда становится вкуснее. Радует и то, что никто из учащихся не считает, что если бы хлеба не было в нашей жизни, то ничего бы не изменилось.
8
4. Куда девается в вашей семье черствый хлеб?
Очень часто, покупая хлеб, мы не задумываемся, а на самом ли деле нам его столько надо, или можно купить гораздо меньше. Если всё же такое происходит, куда же девается «старый» хлеб? Этот вопрос я задал учащимся класса.
Что очень порадовало, так это то, что ни в одной семье хлеб не выкидывается. У некоторых семей класса есть свои хозяйства и в них оставшийся хлеб скармливается домашним животным (10 % - 2 чел.), 90 %
учащихся (18 чел.) сказало, что они сушат сухари, никто не сказал, что хлеба у них не остаётся.
Вывод:в ходе опроса я выяснил, что все ребята понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.
2.История возникновения хлеба
Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей.
9
Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.
3.Хлеб на Руси
История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Долго в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилось и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом,
аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
4.Как хлеб получил своё название
Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», которое напоминает наш «хлеб».
Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.
Вот некоторые из них:
10
Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.
Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.
Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто то из ваших близких терпит нужду и голод.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
5.Где какой хлеб пекут?
В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.
В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри.В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине.
Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек.
В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.
6.Полезен ли хлеб? Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, особенно группы В. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Еще он содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.
11
Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть — в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Однако хлеб беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром, простоквашей. Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.
Пословицы и поговорки про хлеб
Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и взаимовыручке. Вот несколько из них:
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Будет хлеб – будет и обед.
12
3. Практическая часть.
1) Как хлеб приходит к нам на стол?
Я совершил путешествие в поле, и узнал о том, как с поля хлеб попадает к нам на стол. Папа брал меня с собой в поле. Мне интересно было наблюдать за всеми этапами выращивания хлеба. Для посевной мы используем такие виды зерна-пшеница, овёс, ячмень, рожь. (показывает в баночках зёрна) Прежде чем их сеять, мы проверяем на всхожесть зёрна. В январе мы сажаем семена и наблюдаем за их всхожестью и ростом. Я тоже посадил в отдельные баночки. Покажу вам ,что у меня получилось. (показывает пророщенные семена)
1 этап- посевная. Утром рано с папой мы выехали в поле. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. А ведёт его тракторист. Вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна семян пшеницы, которые были сохранены с прошлогоднего урожая, в крытых амбарах и на элеваторе.
Было интересно за этим наблюдать. Всё увиденное я фотографировал. Папа разрешил мне даже проехать на тракторе.
13
2 этап – зерно созревает. Мы с семьёй наблюдаем за ростом колосьев. Часто наведываемся в поле. Солнце светит, дождик идет.
Иногда вносим удобрение. Вскоре на полях появляются зеленые ростки - всходы. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Летом вырастают колоски, а в них много-много зерен. Посмотрите на колосья с нашего поля. ( показывает колосья)
14
3 этап - убираем зерно. Вот колосья созрели, пора их убирать. На поля выходят зерноуборочные комбайны. А ведёт эту машину - комбайнёр. Папа мне разрешал убирать наше зерно вместе с комбайнёром. Очень трудно на жаре, в пыли было даже сидеть в комбайне. А комбайнёр работал с утра до ночи. Когда набирался полный бункер зерна в комбайне, подъезжала машина, и зерно ссыпалось в кузов.
Машина везла зерно на ток и высыпала в кучу. Бывало такое, что плохая погода мешала убирать зерно. Уборочная затягивалась. Вот зерно всё собрано. Вся семья целый день в поле. Мама кормит работников. Папа следит за работой и за техникой. Мы с братом приезжаем в поле посмотреть на работу родителей и помогаем им.
4 этап-сортировка. Привезённое с поля зерно, сортируют специальные машины - сортировщики.
15
Чистое зерно увозят на хранение на элеватор, а часть зерна с мусором идёт на корм домашних животных.
5 этап- сохраняем зерно. Везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Своё зерно мы храним на Майнском элеваторе. Там оно хранится по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где мелят зерна, перетирают машины.
16
6 этап – мельница. С элеватора зерно везут на мельницу, где мукомолы превращают его в муку и упаковывают в мешки.
17
7 этап - хлебозавод, пекарня. С мельницы мука попадает в хлебопекарню. Из пекарни машины развозят горячий хлеб по магазинам. Там мы его покупаем и несем в дом Берегите хлеб! Вот, он – Хлебушко душистый. Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем
– Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, охраняло, берегло!
Экскурсия в пекарню
Я встретился с пекарем, который из нашей муки испёк хлеб. Записал видео нашей встречи.
Как вы оцениваете качество нашего зерна?
Расскажите о технологии изготовления хлеба?
Сколько времени уходит на приготовление хлеба?
Что Вы выпекаете из нашей муки?
Вот какой путь прошёл хлеб, прежде чем попал к нам на стол!
18
Заключение
Проведенное исследование открыло для меня много нового. Я узнал, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.
Таким образом, я сумел достичь цели исследования. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне понять всю ценность хлеба. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и буду учить этому своих друзей. Продолжу дело моих родителей.
Моя семья испекла каравай. Я вас угощаю.
Литература:
1.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.
2. Энциклопедия для детей. Древние цивилизации. Том 31. Аксенова М., Володихин Д., Стрикалов И. и др.