kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Каждый ребенок пытается понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Известно, что научное мировоззрение имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат, и как процесс. Как результат – главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что главной целью современной школы является воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В духовном развитии личности мировоззрение занимает центральное место. Оно упорядочивает все взгляды человека на окружающий мир, приводит их в целостную систему. Мировоззрение обобщает знания человека о действительности и самому себе, обеспечивает понимание и оценку мира в целом, в основных проявлениях, затрагивающих наиболее важные интересы и потребности. В мировоззрении на человека как бы проецируются все приобретенные знания, благодаря чему оно создает в человеческом сознании определенную картину окружающей действительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения»

Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.

Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Каждый ребенок пытается понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Известно, что научное мировоззрение имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат, и как процесс. Как результат – главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что главной целью современной школы является воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В духовном развитии личности мировоззрение занимает центральное место. Оно упорядочивает все взгляды человека на окружающий мир, приводит их в целостную систему. Мировоззрение обобщает знания человека о действительности и самому себе, обеспечивает понимание и оценку мира в целом, в основных проявлениях, затрагивающих наиболее важные интересы и потребности. В мировоззрении на человека как бы проецируются все приобретенные знания, благодаря чему оно создает в человеческом сознании определенную картину окружающей действительности.

Актуальность исследовательской деятельности заключается в том, что возникает необходимость разработки эффективных путей и средств формирования у детей научного мировоззрения в процессе изучения учебных дисциплин. Каждый учебный предмет выявляет закономерности определенной области объективного мира. Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи:

- развивает научное мышление;

- транслирует предметное содержание;

- формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.

Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить ученика самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Так же главной задачей педагога является – создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации, подходить к любой возникающей перед ним проблеме, как научного и житейского плана с исследовательской, творческой позиции.

Формирование научного мировоззрения у детей происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить на вопросы «Как мы это делаем?», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»

Являясь руководителем при подготовке детей к научно-практическим конференциям я делю всю работу на несколько этапов:

- подготовительный;

- непосредственная работа над исследованием;

- подведение итогов, оформление результатов;

- презентация результатов исследования.

На подготовительном этапе предполагаю формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного мировоззрения. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы. Развитие исследовательских компетенций происходит посредством выполнения учащимися разных заданий и упражнений поискового проблемного характера.

На втором этапе совместно с учащимися мы определяем структуру исследовательской работы; обозначаем актуальность проблемы, формируем цель, задачи; определяем объект и предмет исследования; выбираем методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это потом отражается в тексте ведения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

На заключительном этапе ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования, делает выводы, анализирует итоги работы.

Считаю, что такая планомерная поэтапная работа при подготовке детей к научно-практическим конференциям даёт свои положительные результаты: так, Шаймухаметов Рустам, участвуя в девятых Ломоносовских чтениях своей исследовательской работой «Освоение воздушного пространства человеком» был награждён дипломом. Латыпов Айдар, участвуя в городской краеведческой конференции, посвящённой Году поддержки социальных инициатив молодёжи своей работой занял 3-е место. Также участвуя в Российском конкурсе «Я – исследователь» в городе Мелеуз мой ученик, Шаймухаметов Рустам, был награждён дипломом первой степени.

Итак, исследование – это бескорыстный поиск истины.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Инструментом формирования мировоззрения и мышления учащихся служат в моей практике и исследовательские задачи – т.е. задачи на «соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные и творческие задачи. Очевидно, что для решения исследовательских задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Она выражается в виде анализа, сравнений, обобщений и выводов. Исследовательские задачи обязательно подбираю так, чтобы они соответствовали теме урока. Включаю их и при объяснении нового материала и при закреплении пройденного. А также провожу различные викторины, КВН, часы и вечера занимательной науки.

Исследовательская работа с учащимися способствует:

- развитию творческих способностей учащихся;

- формированию исследовательской компетенции, мировоззрения;

- воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося.

Главная наша задача – повлиять на выбор учащихся тематики исследования. От правильного выбора темы, в значительном мере, зависит результат работы. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть доступной и интересной ребенку, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свою тему, иначе не даст должного эффекта.

В заключении я хочу спросить «Что значит преподавать?». Это значит, систематически побуждать учащихся к собственным открытиям. Творчество – прекрасное состояние столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви?». То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезёт. Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды вдруг ощутит себя творцом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения

Автор: Шаматова Гулямза Мударисовна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся »"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnyi_plan_samoobrazovaniia_po_teme_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_i_na"
    ["file_id"] => string(6) "565540"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607178291"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Инновационные технологии в образовательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "200215"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428751676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1370 руб.
2110 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1640 руб.
2530 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства