Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения
Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Каждый ребенок пытается понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Известно, что научное мировоззрение имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат, и как процесс. Как результат – главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что главной целью современной школы является воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В духовном развитии личности мировоззрение занимает центральное место. Оно упорядочивает все взгляды человека на окружающий мир, приводит их в целостную систему. Мировоззрение обобщает знания человека о действительности и самому себе, обеспечивает понимание и оценку мира в целом, в основных проявлениях, затрагивающих наиболее важные интересы и потребности. В мировоззрении на человека как бы проецируются все приобретенные знания, благодаря чему оно создает в человеческом сознании определенную картину окружающей действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения»
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.
Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Каждый ребенок пытается понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Известно, что научное мировоззрение имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат, и как процесс. Как результат – главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что главной целью современной школы является воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В духовном развитии личности мировоззрение занимает центральное место. Оно упорядочивает все взгляды человека на окружающий мир, приводит их в целостную систему. Мировоззрение обобщает знания человека о действительности и самому себе, обеспечивает понимание и оценку мира в целом, в основных проявлениях, затрагивающих наиболее важные интересы и потребности. В мировоззрении на человека как бы проецируются все приобретенные знания, благодаря чему оно создает в человеческом сознании определенную картину окружающей действительности.
Актуальность исследовательской деятельности заключается в том, что возникает необходимость разработки эффективных путей и средств формирования у детей научного мировоззрения в процессе изучения учебных дисциплин. Каждый учебный предмет выявляет закономерности определенной области объективного мира. Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи:
- развивает научное мышление;
- транслирует предметное содержание;
- формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.
Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить ученика самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Так же главной задачей педагога является – создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации, подходить к любой возникающей перед ним проблеме, как научного и житейского плана с исследовательской, творческой позиции.
Формирование научного мировоззрения у детей происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить на вопросы «Как мы это делаем?», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»
Являясь руководителем при подготовке детей к научно-практическим конференциям я делю всю работу на несколько этапов:
- подготовительный;
- непосредственная работа над исследованием;
- подведение итогов, оформление результатов;
- презентация результатов исследования.
На подготовительном этапе предполагаю формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного мировоззрения. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы. Развитие исследовательских компетенций происходит посредством выполнения учащимися разных заданий и упражнений поискового проблемного характера.
На втором этапе совместно с учащимися мы определяем структуру исследовательской работы; обозначаем актуальность проблемы, формируем цель, задачи; определяем объект и предмет исследования; выбираем методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это потом отражается в тексте ведения исследовательской работы.
На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.
На заключительном этапе ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования, делает выводы, анализирует итоги работы.
Считаю, что такая планомерная поэтапная работа при подготовке детей к научно-практическим конференциям даёт свои положительные результаты: так, Шаймухаметов Рустам, участвуя в девятых Ломоносовских чтениях своей исследовательской работой «Освоение воздушного пространства человеком» был награждён дипломом. Латыпов Айдар, участвуя в городской краеведческой конференции, посвящённой Году поддержки социальных инициатив молодёжи своей работой занял 3-е место. Также участвуя в Российском конкурсе «Я – исследователь» в городе Мелеуз мой ученик, Шаймухаметов Рустам, был награждён дипломом первой степени.
Итак, исследование – это бескорыстный поиск истины.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Инструментом формирования мировоззрения и мышления учащихся служат в моей практике и исследовательские задачи – т.е. задачи на «соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные и творческие задачи. Очевидно, что для решения исследовательских задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Она выражается в виде анализа, сравнений, обобщений и выводов. Исследовательские задачи обязательно подбираю так, чтобы они соответствовали теме урока. Включаю их и при объяснении нового материала и при закреплении пройденного. А также провожу различные викторины, КВН, часы и вечера занимательной науки.
Исследовательская работа с учащимися способствует:
- воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося.
Главная наша задача – повлиять на выбор учащихся тематики исследования. От правильного выбора темы, в значительном мере, зависит результат работы. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть доступной и интересной ребенку, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свою тему, иначе не даст должного эффекта.
В заключении я хочу спросить «Что значит преподавать?». Это значит, систематически побуждать учащихся к собственным открытиям. Творчество – прекрасное состояние столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви?». То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезёт. Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды вдруг ощутит себя творцом.