kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Каждый ребенок пытается понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Известно, что научное мировоззрение имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат, и как процесс. Как результат – главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что главной целью современной школы является воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В духовном развитии личности мировоззрение занимает центральное место. Оно упорядочивает все взгляды человека на окружающий мир, приводит их в целостную систему. Мировоззрение обобщает знания человека о действительности и самому себе, обеспечивает понимание и оценку мира в целом, в основных проявлениях, затрагивающих наиболее важные интересы и потребности. В мировоззрении на человека как бы проецируются все приобретенные знания, благодаря чему оно создает в человеческом сознании определенную картину окружающей действительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения»

Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.

Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Каждый ребенок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Каждый ребенок пытается понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Известно, что научное мировоззрение имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат, и как процесс. Как результат – главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что главной целью современной школы является воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В духовном развитии личности мировоззрение занимает центральное место. Оно упорядочивает все взгляды человека на окружающий мир, приводит их в целостную систему. Мировоззрение обобщает знания человека о действительности и самому себе, обеспечивает понимание и оценку мира в целом, в основных проявлениях, затрагивающих наиболее важные интересы и потребности. В мировоззрении на человека как бы проецируются все приобретенные знания, благодаря чему оно создает в человеческом сознании определенную картину окружающей действительности.

Актуальность исследовательской деятельности заключается в том, что возникает необходимость разработки эффективных путей и средств формирования у детей научного мировоззрения в процессе изучения учебных дисциплин. Каждый учебный предмет выявляет закономерности определенной области объективного мира. Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи:

- развивает научное мышление;

- транслирует предметное содержание;

- формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.

Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить ученика самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Так же главной задачей педагога является – создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации, подходить к любой возникающей перед ним проблеме, как научного и житейского плана с исследовательской, творческой позиции.

Формирование научного мировоззрения у детей происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить на вопросы «Как мы это делаем?», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»

Являясь руководителем при подготовке детей к научно-практическим конференциям я делю всю работу на несколько этапов:

- подготовительный;

- непосредственная работа над исследованием;

- подведение итогов, оформление результатов;

- презентация результатов исследования.

На подготовительном этапе предполагаю формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного мировоззрения. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы. Развитие исследовательских компетенций происходит посредством выполнения учащимися разных заданий и упражнений поискового проблемного характера.

На втором этапе совместно с учащимися мы определяем структуру исследовательской работы; обозначаем актуальность проблемы, формируем цель, задачи; определяем объект и предмет исследования; выбираем методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это потом отражается в тексте ведения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

На заключительном этапе ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования, делает выводы, анализирует итоги работы.

Считаю, что такая планомерная поэтапная работа при подготовке детей к научно-практическим конференциям даёт свои положительные результаты: так, Шаймухаметов Рустам, участвуя в девятых Ломоносовских чтениях своей исследовательской работой «Освоение воздушного пространства человеком» был награждён дипломом. Латыпов Айдар, участвуя в городской краеведческой конференции, посвящённой Году поддержки социальных инициатив молодёжи своей работой занял 3-е место. Также участвуя в Российском конкурсе «Я – исследователь» в городе Мелеуз мой ученик, Шаймухаметов Рустам, был награждён дипломом первой степени.

Итак, исследование – это бескорыстный поиск истины.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Инструментом формирования мировоззрения и мышления учащихся служат в моей практике и исследовательские задачи – т.е. задачи на «соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные и творческие задачи. Очевидно, что для решения исследовательских задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Она выражается в виде анализа, сравнений, обобщений и выводов. Исследовательские задачи обязательно подбираю так, чтобы они соответствовали теме урока. Включаю их и при объяснении нового материала и при закреплении пройденного. А также провожу различные викторины, КВН, часы и вечера занимательной науки.

Исследовательская работа с учащимися способствует:

- развитию творческих способностей учащихся;

- формированию исследовательской компетенции, мировоззрения;

- воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося.

Главная наша задача – повлиять на выбор учащихся тематики исследования. От правильного выбора темы, в значительном мере, зависит результат работы. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть доступной и интересной ребенку, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свою тему, иначе не даст должного эффекта.

В заключении я хочу спросить «Что значит преподавать?». Это значит, систематически побуждать учащихся к собственным открытиям. Творчество – прекрасное состояние столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви?». То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезёт. Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды вдруг ощутит себя творцом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения

Автор: Шаматова Гулямза Мударисовна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся »"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnyi_plan_samoobrazovaniia_po_teme_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_i_na"
    ["file_id"] => string(6) "565540"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607178291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Инновационные технологии в образовательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "200215"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428751676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства