kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Моя родословная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малая академия наук.Работа про семью Арефьевой Екатерины.Ученицы МКОУСОШ№2.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Моя родословная"»





Районная открытая научная конференция школьников







Секция: Юниор



Название работы: «Моя родословная»

Автор работы: Арефьева Екатерина Витальевна Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МКОУ СОШ №2, 3 «Б» класс.

Научный руководитель: Арефьева Ольга Петровна



















Кочубеевское, 2018





Оглавление

  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Библиографический список

  5. Приложения













































Введение.

В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: 
«Кто своего родства не знает, тот сам
себя не уважает, а кто родни своей 
стыдится, тот через это сам срамиться».

Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Продолжение каждого из нас - это дети. Дети – самое дорогое, что есть в жизни. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

На Руси, как древней, так и современной, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были знать обязаны. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева, не могут рассказать о родных, своих родственных связях.

Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана «Моя родословная».

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

Моя бабушка говорит, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. 
В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины. 
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и



вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. А я проследила по линии папы до 3 поколения, а мамы до 7 поколения.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. 

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов в живую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Передо мной стояли следующие задачи


1.  Провести анкетирование среди школьников: «Знаешь ли ты своих предков» с целью выявить, знают ли мои одноклассники историю своего рода.

2. Изучить корни рода.

3.  Узнать историю своих предков и о личном вкладе представителей моего рода в историю нашей страны.

4.  Показать их жизненный путь и составить генеалогическое древо рода.


База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, фотографии, дневники и вырезки газет.

Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной. 

Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода я провела поисковую работу: это беседы с бабушкой, опросы родителей и родных, посещение музея села Кочубеевского.

2. Исследовательская работа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.

Второй этап – практический - заключался в составлении картотеки своих родственников – я составляла отдельную карточку, где записывала основные сведения о их жизни.

Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрала смешанную восходящую родословную. Смешанной потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящей потому что запись восходит к все более отдаленным поколениям.
Генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева»

Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Генеалогическое древо можно восстановить, изучая историю, исследуя исторические архивы и путешествуя по стране или за рубежом.

Стоит отметить, что при создании генеалогического древа необходимо придерживаться множества формальных правил, касающихся графического отображения тех или иных данных. Эти правила можно найти в специальной литературе.



Генеалогическое древо бывает трех видов – нисходящее, восходящее и кругообразная таблица.

Моя родословная достаточно большая, в ней я расположила родственников, о которых собрала сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.

У меня есть информация о родственниках до 7 поколения. Я планирую собрать больше сведений о своей семье, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в архиве и написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь. 













































Основная часть.

Меня зовут Арефьева Екатерина.

Значение имени Екатерина.

Имя Екатерина означает с греческого - чистая, непорочная, истинная.

Я родилась 24 июня 2008 года в городе Ставрополе. Я учусь в 3 б классе в школе № 2 села Кочубеевского. Я очень люблю учиться и узнавать новое. У меня самые любимые предметы математика и окружающий мир. (Приложение 1)

Мой брат: Арефьев Арсений (Приложение 2)

Арсению 5 лет, он родился 29 февраля 2012 года в городе Ставрополе. Он очень любит танцевать и петь. Так же он с большим интересом любит рассматривать фотографии в фотоальбомах нашей семьи. Интересуется, кто были наши предки. Любит посещать вместе со мной музей.

Мои мама и папа.

Мою маму зовут Арефьева (Макеева) Ольга Петровна, ей 35 лет. Она родилась в городе Пятигорске. Она работает учителем начальных классов в Кочубеевской школе №2. (Приложение 3)

Моего папу зовут: Арефьев Виталий Борисович. Папе 39 лет, он родился в селе Балахоновском Кочубеевского района. Он работает слесарем - мастером по ремонту пищевого оборудования.

(Приложение 4)

Девиз нашей семьи: «В доброй семье и дела добрые».

Мы все стараемся жить так, чтобы доброты в нашей жизни было больше.

Моя бабушка (мать моей мамы): Макеева (Литовченко) Татьяна Владимировна. Бабушке 58 лет, она родилась в селе Казьминском, Кочубеевского района. Бабушка Таня по образованию учитель иностранного языка, сейчас на пенсии , последние 10 лет работала в музее села Кочубеевского. (Приложение 5)

Мой дедушка (отец моей мамы): Макеев Петр Александрович. Ему 61 год. Он родился в станице Георгиевской, Кочубеевского района. Работает на «Ремзаводе» села Кочубеевского. (Приложение 6)

Моя прабабушка Литовченко Екатерина Николаевна. Бабушка родилась 16 января в 1936 году. Бабушка Катя в девичестве (Мельникова) родилась в нашем районе в хуторе Саратовском,



в многодетной семье. Была ребенком ВОВ. С ранних лет работала, с начало в колхозе в полеводческой бригаде-звеньевой. В дальнейшем получив высшее образование, бабушка работала в торговле и впоследствии около 15 лет занимала должность директора в станице Георгиевской Кочубеевского района. (Приложение 7)

Мой прадедушка: Литовченко Владимир Павлович. Дедушка родился в селе Казьминском в 1930 году. Дедушка был сиротой, его воспитала бабушка. Его отец Литовченко П.П. погиб на войне. Мать тоже трагически погибла. Дедушка Володя получив образование, работал агрономом, в дальнейшем получил должность парторга в станице Георгиевской, Кочубеевского района. Там он и жил до конца своей жизни. (Приложение 8)

Мои прапрадедушки: Мельников Николай Тихонович и Литовченко Павел Павлович.

В нашей семье помнят и чтят память о ВОВ, бабушкин отец Мельников Николай Тихонович и отец дедушки Литовченко Павел Павлович воевали в этой страшной войне! Бабушкин отец вернулся с войны, а дедушкин отец погиб! Литовченко Павел Павлович был участником битвы за Сталинград в феврале 1943 года. Литовченко Павел Павлович, сержант, командир отделения погиб 07.08. 1943 года, похоронен Смоленская область, Дорогобужский район, село Алексино. В нашей семье хранятся письма с фронта и похоронка Литовченко П.П. (Приложение 9)

Мои далекие предки.

Мне всегда было интересно кто мои предки! И я делая исследовательскую работу, на протяжении 2 лет узнала много интересного! Открыла много нового из истории моей семьи, мне моя бабушка Макеева Татьяна Владимировна.

Живя в селе Кочубеевском с самого рождения я даже не подозревала что первым переселенцем в село Ольгинское (ныне Кочубеевское) в 1866 году, был мой дед (по материнской линии) в 7 колене, который прибыл в числе 404 человек солдат из города Сумы Полтавской губернии. Звали его Батрак Александр Михайлович.

Я решила узнать подробности заселения нашего села и о семье Батраковых.

Я посетила музей села Кочубеевского, где нашла доказательство того что, наше село заселено в 1866 году в числе 404 человек. Справка из архива г. Краснодара.

(Приложение 10)

Музей села Кочубеевского и изучила реликвии нашей семьи. (Приложение 11)



Приехав сюда Батрак А.М. в возрасте 45 лет, женился он уже здесь на девушке, которой был 21 год, звали ее Мария Семеновна. В их семье родились 2 сына Степан и Федор. В дальнейшем в семьях сыновей было очень много детей. В семье Степана 16 детей. В семье Федора 12 детей.

Фамилия Батрак для мужчин не изменялась, а для женщин менялась на Батракова. Фотография семьи Батраковых (1915). Слева на право: Степан Александрович Батрак, Степанида, Мария (жена Александра Михайловича Батракова, первопоселенца села Ольгинского). Фотография из личного архива Макеевой Т. В. моей бабушки.

(Приложение 12)

Батраковы не являлись типичными крестьянами. В домашнем хозяйстве держали 2 лошади, 2 коровы. Они считались середняками.

Воспоминания Батраковой Клавдии Федоровны.

Эту историю рассказа мне моя бабушка Макеева Т.В.

Я хочу рассказать о воспоминаниях дочери Федора Батрак, Клавдии Батраковой о семье Батраковых и селе. Это тётя моей прабабушки Литовченко Е.Н.

Воспоминаниями поделилась Клавдия Федоровна с моей бабушкой Макеевой Т.В.

«Родилась в 1914 году в с. Ольгинском, в семье Федора Александровича Батрак. Домовладение где она родилась находилось на перекрестке улиц Партизанской и Бульварной в селе Кочубеевском и по словам Клавдии Федоровны часть домовладения сохранилась до сих пор. Училась в школе хутора Павловский (находился на землях хутора Васильевский в 1926 году, на хуторе было 600 дворов).

Батрак Александр Михайлович

(дед, переселенец из г. Сумы), женился в возрасте 45 лет на Марии Семеновне (21г.), дед 25 лет отслужил и переехал на свободные земли. У них родились два сына: Батрак Степан Александрович (1880г.), Батрак Федор Александрович (1882г.). Александр Михайлович был строительных дел мастер. По словам Клавдии Федоровны Батраковой – А.М.Батраков строил здание КСОШ №1, да и сама Клавдия Федоровна работала каменщиком-печником.

Старший сын Батрак Степан Александрович примерно год рождения 1880, со своей семьей жил по ул. Пролетарской (район лесхоза), работал писарем в сельском совете. В семье Батракова Степана Александровича и его жены – Степаниды было 16 детей: три сына: Василий, Михаил, Павел – самый младший из детей, остальные дочери





– Мария, Анна (1910г.), Галина (Агахия 1912г.), Антонина (1914г.) Раиса (1916г.), Евдокия, Поля. Во время голода (1933г.) Степан Александрович находился на работах в с.Ивановском, умер от голода и был там же похоронен на кладбище. Жена – Степанида и мать – Мария Семеновна умерли во время голода и были похоронены во дворе на ул. Пролетарской. Младшего сына Павла отправили в детский дом (там ему изменили имя, стали звать Борисом). Дочь Мария воевала во время Великой Отечественной войны и не вернулась. Остались два сына – Юра и Борис – судьба не известна. Судьбы детей сложились по-разному.

Батрак Федор Александрович родился в 1882г. В с. Ольгинском в 1914г. У него родилась дочь Клавдия (в это время был на службе). В семье Федора Александровича было 12 детей. Федор Александрович был каменщиком, так же как и его отец Александр Михайлович участвовал в строительстве КСОШ №1. после революции они участвовали в перестройке пивзавода в инкубатор (это здание сохранилось и находится на улице – угол Скрипникова и Бульварной). Раннее улица Скрипникова называлась улица Ленина. Раньше считалось, что для девочек не столь важно образование, училась Клавдия Федоровна в школе около 2 лет.

С 1930 года по 1938г. К. Ф. Батракова работала на заводе «ГАРО» - каменщиком (обучалась этой профессии у своего отца).

Большую роль в жизни семьи Батраковых играла религия. До строительства «настоящей» церкви в селе была временная. Церковь Успения Богородицы освящена 15 сентября 1875 года /здание деревянное. Находилась в середине села на большой площади. Разрушена в 1935 году. (Приложение 13)

По воспоминаниям, церковь была красивой, с высокой колокольней. В окнах - синие витражи. Центральный позолоченный купол окружен 4 маленькими. Единственная фотография 1919 года – с колокольни церкви, дает представление о ее местонахождении.

Клавдия Федоровна прожила долгую жизнь. Она умерла в 2014 году. Благодаря ей, мы знаем наши корни.

Благодаря своим исследованиям, я составила генеалогическое древо моей семьи. (Приложение 14)

Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»

Изучив историю своего рода, я решила провести анкетирование. В нём приняло участие 8 человек (ученики 3 б класса).

Полученные результаты были проанализированы .

(Приложение 15)





Проанализировав можно сделать два обобщающих вывода:


1.  Среди моих одноклассников наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области. 2.  Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.

Поэтому, я решила с помощью моего исследования научить моих друзей и одноклассников, какими способами можно найти информацию о своих родных и близких и составить свое генеалогическое древо.

























































Заключение.

Подводя итоги своей работы, которая велась на протяжении 2 лет я пыталась найти и собрать воедино корни своей семьи. Я хотела узнать, чьи мы, из какого роду племени, как жили мои предки, по каким законам, какая живая сила воодушевляла их на ратные подвиги? Человек, его душа крепкими корнями, глубокой памятью, той нравственной силой, которая передаётся из поколения в поколение. Слова «родина», «родня», «родословная» произошли от одного корня – род. У каждого из нас есть своя родина, Отечество, родной Дом свой. Ещё К. Д. Ушинский писал: «Отечеством зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов». На протяжении двух лет я, моя мама, дедушка и бабушка, по крупицам собирали материал. На сегодня мной составлено генеалогическое древо нашей родословной, подготовлена исследовательская работа, в которой можно увидеть, как прошлое села и края нашло отражение в истории семьи. Конечно же, работа по исследованию родословной нашей семьи не закончена, так как есть еще «белые пятна» в истории семьи, поэтому данное исследование будет продолжено.

Я хотела бы дать совет своим сверстникам и взрослым. На своём примере я хочу, чтобы каждый из Вас знал свои корни и попытался воссоздать историю своей семьи. «Приняв для себя решение о написании истории рода, своего, постарайтесь как можно лучше осознать тот факт, что Вы начинаете создавать исторический документ. То есть документ, который будет, как минимум, храниться в Вашей семье и передаваться из поколения в поколение, или, что вполне возможно, будет опубликован и поступит в библиотеки. Поэтому отношение к такому труду должно быть максимально добросовестным, а лучше всего – безупречным».

Помните: история каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны! Можно утверждать, что составление родословной, в конце концов, должно стать не только обязанностью, но и естественной потребностью каждого человека, которая, прежде всего, будет основываться на важнейшей составляющей воспитания личности – уважении предков. Ибо, как справедливо заметил в своё время ещё великий А. С. Пушкин, «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.

Принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и внимание тоже очень важно, необходимость этого живет в подсознании. В старину знали - где сам не устоишь, род удержит.



Когда в роду сильна преемственность и достоинство в почете, то чувство гордости за род укрепляет силы ребенка, «поднимает» планку его целеустремленности и достижений».

Я разработала буклет, в котором есть рекомендации «Как изучить свою генеалогию и составить свою родословную». Уверена, он Вам поможет в составлении «семейного древа». (Приложение 16)

 













































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Основание: ГАКК, Ф-774, оп. 2, ед. хр. 432, лл 5,35,36, Архивная справка от 6.06. 1962.

  2. Котов С.Н. Правовое положение иногороднего населения в Кубанской и Терской областях (XIX – начало XX вв.)// Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. - № 1-2/2002.

3. Памятная книжка Кубанской области на 1874 год./Кубань об. Правления – Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1873.-VI, 107, 261с.

4. Воспоминания Батрак Клавдии Федоровны. 2011 г.

5. Воспоминания Макеевой Т.В. 2017 г.







































ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Приложение 5 Приложение 6

Приложение 7

Семья Литовченко, август 1927 год. Дедушка Володя в 1932 г.

Приложение 8

Приложение 9



Приложение 10 Приложение 11

Приложение 12



Приложение 13

























Антонина-Николай Мельниковы





ЕкатеринаВладимир Литовченко, Раиса, Иван, Николай, Мария





ТатьянаПетр Макеевы, Виктор Литовченко





Ольга-Виталий Арефьевы, Людмила Макеева (Белозерова)





Екатерина, Арсений Арефьевы.

Приложение 14

Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»

1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да – 100%

Б) нет – 0%

В) не знаю – 0%

2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

А) всех – 0%

Б) мало – 100%

В) ни одного – 0%

3. Знаешь ли ты, что такое родословная?

А) да – 50%

Б) нет – 50%

4. Что такое семейное древо?

А) не знаю – 0%

Б) знаю, но я не составила его – 0%

В) знаю и я составил(а) его – 100%

5. Хотел (а) ли бы ты больше узнать об истории своей семьи?

А) да – 100%

Б) нет – 0%

Приложение 15







Приложение 16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательская работа "Моя родословная"

Автор: АРЕФЬЕВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательская работа "Моя родословная" "
    ["seo_title"] => string(47) "issliedovatiel-skaia-rabota-moia-rodoslovnaia-1"
    ["file_id"] => string(6) "174397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424113453"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Учебно-исследовательская работа "Моя родословная. 400 лет на Русском Севере""
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebno_issliedovatiel_skaia_rabota_moia_rodoslovnaia_400_liet_na_russkom_sievi"
    ["file_id"] => string(6) "437976"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510238852"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Совместная исследовательская работа «Моя родословная» "
    ["seo_title"] => string(58) "sovmiestnaia-issliedovatiel-skaia-rabota-moia-rodoslovnaia"
    ["file_id"] => string(6) "233499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443114112"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Исследовательская работа:«Моя родословная через призму истории малой Родины, истории России»."
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_moia_rodoslovnaia_cherez_prizmu_istorii_maloi_rodiny_is"
    ["file_id"] => string(6) "614611"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665259452"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Научно-исследовательская работа "Учительская династия семьи Ящук-Криштоп""
    ["seo_title"] => string(75) "nauchnoissliedovatielskaiarabotauchitielskaiadinastiiasiemiiashchukkrishtop"
    ["file_id"] => string(6) "307899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458473763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства