«Использование современных наглядных пособий в образовательном процессе»
«Использование современных наглядных пособий в образовательном процессе»
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование современных наглядных пособий в образовательном процессе»»
Методическая разработка на тему:
«Использование современных наглядных пособий в образовательном процессе»
Выполнила:
Глинских Л.В.
2022г.
Ведение образовательного процесса любого учебного заведения невозможно без использования учебно-наглядных пособий. От обеспеченности ими зависит качество образовательного процесса. Наглядность повышает интерес и внимание студентов, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.
Цель:теоретическое обоснованиеиспользования современных наглядных пособийв образовательном процессе
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды наглядных пособий.
2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках
3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.
4. Рассмотреть создание и использование наглядных пособий в образовательном процессе.
5. Систематизировать требования к созданию наглядных пособий в учебном процессе.
6. Описать методику работы с некоторыми видами наглядных пособий.
План
Введение.
Основная часть.
Понятие "наглядность". История возникновения.
Виды наглядных пособий.
Преимущество использования наглядных пособий.
Методические требования к демонстрации наглядных пособий.
Современные проблемы в культуре изготовления дидактических пособий.
Требования к созданию наглядных пособий в учебном процессе.
Методика работы с некоторыми видами наглядных пособий.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Особую актуальность эта проблема приобретает в профессиональном образовании, в частности в учреждениях среднего профессионального образования, в силу их ориентированности на подготовку компетентных специалистов, так как основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане количество часов на изучение отдельных предметовограничено. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из факторов влияющим на повышение качества образования является совершенствование системы наглядных учебных пособий.
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.
Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеклассной работе.
Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. Наглядные пособия призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности.
Методическая разработка уточняет и конкретизирует теоретические положения о видах наглядных пособий; рассматривает преимущество использования наглядных пособий, современные проблемы в культуре изготовления дидактических пособий.; разрабатывает методические требования к демонстрации наглядных пособий и созданию наглядных пособий в учебном процессе.
Методическая разработка может быть полезна преподавателям и администрации образовательных учреждений.
Понятие «наглядность». История возникновения.
Что такое наглядность?
Наглядность –1. свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2. один из принципов обучения.
Наглядность в педагогике означает принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Теоретическое обоснование принципа наглядности обучения впервые было дано Я.А. Коменским в XVII в. Великий чешский педагог, нашел средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. Коменский считал, чточувственное познание является источником знаний, и чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
Глубокое психологическое обоснование наглядности обучения было даноК.Д. Ушинским, который считал, что наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. Он писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений».
А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе.
Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.
Виды наглядности.
Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, в колледже, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако в процессе обучения можно выделить наиболее общие виды наглядности:
Натуральная или естественная наглядность.К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках естествознания, электродвигатели при изучении физики, образцы ткани по дисциплине материаловедение и т. п.
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (слайды, презентации, видеофильмы или кинофильмы, учебные фильмы, диафильмы, карточки для эпипроектора и пр.).Преимущества изобразительной наглядности, к примеру, учебных фильмов заключаются в том, что она дает возможность более полно изучить материал. Например, фильм «Синтетические ткани» знакомит с классификацией тканей, процессом получения тканей.На уроках литературы, просматривая видеофильм о жизни и творчестве гениального русского поэта Сергея Есенина, студенты знакомятся с интересными фактами, слушают музыку на стихи Сергея Есенина, слышат уникальные записи голоса поэта, что невозможно сделать, ограничиваясь на уроке одной лишь речью преподавателя.
Графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность.К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и аудио записи).(Приложение 1)
Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом находясь на учебной практики в мастерских.
Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.
При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач; технические средства обучения.
К традиционным следует отнести печатные учебные пособия для оформления кабинетов – плакаты, иллюстрации и многое другое, выполненные на разной основе (бумага, картон и т.п.) в различном формате (А4-А0 и т.д.) и с помощью разных технологий представления (рамка, окантовка и т.п.).
К перспективным и динамично развивающимся направлениям относятся: электронные презентации, электронные плакаты (на CD ).
Интерактивные наглядные пособия в виде электронных презентаций и плакатов предназначены для демонстрации преподавателем через крупноформатный телевизор или при помощи проектора на экран, или на интерактивную доску.
В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средства обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.
Преимущество использования наглядных пособий
Многолетний опыт применения, как традиционных наглядных пособий, так и электронных образовательных ресурсов, выявил несомненные достоинства такого эффективного компонента обучения.
Несомненным преимуществом использования наглядных пособий является сокращение времени, требуемого для изложения идей (почти на 40 процентов), а также более быстрая, но и более точная передача сложных сообщений, даже тех, которые невозможно передать словами. При демонстрации наглядных пособий в большей степени возбуждается и поддерживается интерес аудитории, связанным еще и фактом разнообразия и занимательности.
Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.
Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала, а также для подготовки к тестированию, экзаменам или для самостоятельной работы.
В некоторых случаях использование наглядных пособий имеет особое значение:
• При сравнении статистических данных. Человеку очень трудно держать в голове два набора фактов или цифр и сравнивать их между собой. Возможность видеть эту информацию значительно облегчает задачу и делает интерпретацию более достоверной.
• При изложении информации, когда студенты сталкиваются с незнакомым материалом, им очень удобно иметь возможность вернуться назад и проверить свое понимание услышанного.
• При изложении спорных идей, которые без визуальной поддержки могут вызвать у студентов сомнения. Как говорится, «увидеть — значит поверить».
• Когда информация содержит котировки, списки, статистические данные, тенденции. Все это очень трудно запомнить без визуальной поддержки.
В последние годы появилась возможность насыщения информационного сопровождения учебных занятий интерактивными анимационными роликами, что позволяет обучаемому постоянно сменять и переключать вид познавательной деятельности. Это также приводит к повышению прочности знаний.
Конечно, следует отметить тот факт, что разработка наглядных пособий требует много времени и значительных усилий; материальных затрат. Они могут запутать и отвлечь внимание от того, что собственно нужно разъяснить, на то, как это подано. Поэтому использовать наглядные пособия нужно разумно и по существу. Отбирать только самое необходимое.
Методические требования к демонстрации наглядных пособий.
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом педагога. Причем сочетание слова и демонстрация наглядных пособий должны быть разумными.Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.Преподавательдолжен, прежде всего, четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач.
Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Демонстрировать нужно тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при объяснении нового материала преподавателем, при закреплении знаний и их проверке. Так, например, при объяснении нового материала по различным темам учебной программы по многим дисциплинам видеоролики являются органическим дополнением к натуре и к моделям. В сумме эти наглядные средства являются для учащихся источниками знаний.
Не следует перегружатьзанятие демонстрацией наглядных пособий.Преподаватель предъявляет средства наглядности на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов.
Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя. В практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий: демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую; демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально; после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала; полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учащихся.Знание педагогом форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
1. Демонстрируемые на классной доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
2. Во время демонстрации педагогу следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
3. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
2.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий
Наглядные пособия – это информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и вместе с тем, она должна воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала.
Сегодня в помощь преподавателю приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных пособий. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д.
С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала преподаватель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (таблицах, иллюстрациях, экране монитора т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта учащихся, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи – не просто познакомить учащихся с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.
Вместо того, чтобы «быть представителем изучаемого предмета», наглядный материал сам делается «непосредственным предметом учебных действий учащихся».
Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что фактически осознается учащимися, с тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей.
Создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.
Требования к созданию наглядных пособий в учебном процессе
Одним из распространенных видов наглядности по многим дисциплинам, используемых в колледже, являются таблицы, фотографии, схемы, стенды.
Многие наглядные пособия преподаватели и студенты делают своими руками. Если наглядное пособие выполняют студенты, у них неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи, так например, при изготовлении таблиц по математике с одной стороны, студенты применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на урокахчерчения.
Для преподавателя важно методически грамотно найти адекватные соотношения и объемы различных видов наглядности, что определяется спецификой и содержанием учебного курса, целями и условиями обучения в школе, учебными задачами на конкретном этапе обучения. Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях – «наглядный» и «демонстрационный» материал.
Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств. Обязательно демонстрацию пособий следует подкрепить речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, притом размеры букв должны быть не менее 1/3 лица, чтобы запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение букв повышает убедительность.
Использование цветного изображения облегчает восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее. Иллюстративное представление учебного материала во многом обеспечивается его компактным расположением, облегчающим сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов.
Таблица– это самое простое изображение материала, в котором основными элементами являются колонки и линии. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создавать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста.
Таблицы можно оформить с помощью:
• разнообразных цветов палитры,
• рисунков (рисунок как элемент таблицы),
• набора разных шрифтов,
• различных средств обрамления таблиц, установления определенного количества столбцов и строк.
Практически любая информация, представленная в виде таблицы, значительно легче воспринимается. Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо:
• повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста,
• произвести сравнение двух или более объектов,
• осуществить группировку ряда объектов,
• произвести систематизацию тех или иных объектов.
Таблицы по функциональному предназначению разделяют на три вида:
-Разъяснительные таблицы – в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
-Сравнительные таблицы – осуществляют сопоставление, противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы, при сравнении выделяются общие, особенные, единичные и другие признаки.
-Обобщающие или тематические таблицы – подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности такие таблицы перечисляют основные черты явлений, событий, процессов, подчеркивая самое существенное в них.
Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают повторение пройденного материала, могут быть размещены в форме выводов в конце темы.
Наглядность табличной формы представления учебного материала во многом обеспечивается его компактным расположением, облегчающим сопоставление, противопоставление сравниваемых объектов (признаков, процессов и т.п.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые – рядом (по горизонтали).
Эффективность использования таблиц повышается, когда они совмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками или картинами.
При разработке таблиц рекомендуется:
• использовать как можно меньше комментирующих слов в таблице,
• снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля,
• учитывать, что палитра цветов не должна приводить к пестроте, т.к. это будет утомлять глаза,
• выбирать количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания, характером выделенного фрагмента текста.
Схема – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками и т.п.), а отношения и связи – взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок.
Схемы можно оформить с помощью:
• разнообразной палитры цветов,
• рисунков (рисунок как элемент схемы),
• разнообразного набора шрифтов,
• разнообразных средств обрамления схем,
• установления определенного количества составных частей и связей схем.
По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:
• сущностные схемы, отражающие составные части понятий, явлений, процессов и т.п.
• логические схемы, устанавливающие логическую последовательность между частями понятий, явлений, процессов и т.п.
• образные схемы, улучшающие понимание трудных мест в тексте.
Для создания у обучающего реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстраций.
Разумеется, схема может быть дополнена конкретным текстовым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что затруднит зрительное восприятие материала.
Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить схему.
Не только таблицы, но и схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, развивают абстрактное мышление.
При разработке схем необходимо соблюдать следующие требования:
• необходимо создавать визуальный ряд с максимально короткими текстовыми комментариями,
• верхние, нижние, боковые поля должны иметь отступы,
• палитра не должна приводить к пестроте,
• количество составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру фрагмента текста.
Необходимо обратить внимание на то, что вопрос о целесообразном использовании схем, таблиц или их комбинаций надо решать в каждом конкретном случае отдельно.
Таким образом, схемы и таблицы позволяют акцентировать обучающихся на главном в изучаемом теоретическом материале, развивают абстрактное мышление, отражают составные части понятий, явлений, процессов, устанавливают логическую последовательность между частями, выявляют существенные признаки, связи и отношения объектов, явлений, процессов.
Видеофрагменты также существенно усиливают дидактический потенциал средств обучения.
Целесообразно использовать короткие видеофрагменты, продолжительностью одна, максимум две минуты. Надо иметь в виду, что просмотр учебного видеоролика является пассивным восприятием учебного материала, а не активной формой учебной деятельности.
В качестве аудиофрагментов могут выступать записи произвольных звуков, музыки или голоса. Звук и музыкальное сопровождение являются мультимедийными элементами, активно влияющими на восприятие учебного материала. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых учителем, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. Музыка обычно используется в качестве фонового звука. Обычно, фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. В этом случае у учащихся создается благоприятное, спокойное настроение, способствующее повышению восприимчивости к учебному материалу.
В итоге правильно разработанная и построенная система наглядных средств обучения позволит интенсифицировать учебную деятельность обучающихся и повысит эффективность и качество обучения.
Стенды - это информационные доски с элементами декора служат для информирования учащихся и преподавателей посредством размещения сменной текстовой информации в пластиковых прозрачных карманах или на пробковых , металлических носителях.
Рекомендации по оформлению стендов.
1. Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу.
2. Информацию четко визуально структурировать: делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется.
3. Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст. Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов.
4. Приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления.
5. Поля рекомендуется делать достаточно большими.
6. Выделять только ключевые моменты.
7. Фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по оттенку и по яркости.
8. Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся. Материал большого объема необходимо разбивать на несколько страниц.
9.Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров.
10. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
Если наглядное пособие – мультимедиа презентация, то здесь материал подбирается с учетом использования аудиовизуальных средства учебной информации. Существуют требования к подбору и изготовлению наглядного материала, но главное, что бы слайды соответствовали и теме урока и возрасту детей и композиционное положение, как и колористическое, стилевое было выдержано.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Создание презентации состоит из трех этапов:
1. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
• Определение целей.
• Сбор информации об аудитории.
• Определение основной идеи презентации.
• Подбор дополнительной информации.
• Планирование выступления.
• Создание структуры презентации.
• Проверка логики подачи материала.
• Подготовка заключения.
2. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
3. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к содержанию мультимедийной презентации:
соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
лаконичность текста на слайде;
завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна
располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
Требования к визуальному и звуковому ряду:
использование только оптимизированных изображений (например, сжатие с помощью панели настройки изображения MicrosoftOffice);
качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
обоснованность и рациональность использования графических объектов.
Требования к тексту:
читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
кегль шрифтадолжен быть не менее 24 пунктов для заголовков и для информации не менее 18.
отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
длина строки не более 36 знаков;
расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
Требования к дизайну:
использование единого стиля оформления;
соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
использование для фона слайда психологически комфортного тона (предпочтительны холодные тона);фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
целесообразность использования анимационных эффектов;
для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:с текстом;с таблицами;с диаграммами.
Требования к эффективности использования презентации:
обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
педагогическая целесообразность использования презентации;
учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
Следует помнить о том, чтобы презентация не была скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов). Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
На титульном слайде указывается:название организации; название проекта; фамилия, имя, отчество автора; организация; должность.
Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.
Методика работы с некоторыми видами наглядных пособий
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя.
Разные способы сочетания слова и наглядности более подробно проанализированы и обобщены были Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:
при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.
Чаще всего используется именно первый способ, так как онболее экономичен по времени, проще для преподавателя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.
С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.
С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. На учебном занятие, посвященном теме, к примеру «Серная кислота», педагог сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства.
Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему.
Правила работы с учебной картиной:
Оптимальная дозировка картин (1-2 шт.);
Необходимо включать картину в нужный момент урока;
Необходима подготовка к восприятию картины, время на анализ;
Необходимо сочетать показа картины с объяснением преподавателя.
Часто при изучении нового материала педагог сначала проводит небольшую вводную беседу, затем, используя экран и дополнительные пособия (прежде всего натуральные, а также картины, таблицы), заостряет внимание учащихся на данном объекте, выявляет его характерные признаки, устанавливает его место среди других предметов и явлений природы. И уже после этого проводит беседу непосредственно по объекту, выясняя, что нового учащиеся узнали о нем на уроке.
Использование мультимедийного оборудования позволяет сочетать голосовую, графическую, аудио - и видеоинформацию через технические средства. Наиболее оптимальным и распространённым видом ИКТ на уроке можно считать применение слайдовых презентаций. Их использование целесообразно на любом этапе урока, как с помощью компьютера и проекционного экрана, так и с помощью интерактивной доски "Starboard", например, для проведения вводной беседы, для закрепления материала или его повторения. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать классическую презентацию с возможностями высоких технологий: с демонстрацией информации из Интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.
Применение интерактивной доски на уроке даёт учителю ряд преимуществ:
можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).
всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу.
благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:
1. Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
2. Избегать длительного показа учебных фильмов.
3. Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием педагога.
4. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария педагога и записи учащимися информации.
Ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:
1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.
3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.
4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).
5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Заключение
Рассматривая вопрос использования наглядных пособий в образовательном процессе можно сделать следующие выводы:
• Наглядность помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействие для подтверждения теоретических положений;
• Наглядность формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
• Применяя наглядность, активизируется исходная ступень познания;
• Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов;
• Наглядность в обучении способствует тому, что у учащихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами;
• Наглядные средства используются и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей;
• Наглядные средства очень важно использовать целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий.
• Важным требованием к уроку является умение педагога обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу;
• Преподаватель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.
Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения и других методов в учебном процессе, что в свою очередь приводит к следующим результатам:
- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
- использование различных методов позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;
- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании предмета;
- применение наглядности на уроке активизирует мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме.
Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках, обоснована как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения.
Введение новых стандартов образования и внедрение современных технологий в процесс обучения делают более доступным использование на уроках метода наглядности.
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.
Список использованных источников и литературы:
1.Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся // Сборник научных трудов АПН СССР, М.: 1980 г.
2.Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.
3.Гудилина С.И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С. И. Гудилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm
4.Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – с. 672.
5.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 192.
6. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.
7.Лыжова Л. К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения. / Л. К. Лыжова – Русский язык в школе, 1987 – № 5. – с. 25 – 32.
8.Матвеева Т.С. Проблемно-поисковая деятельность на наглядно-образной основе как средство развития познавательной активности учащихся. Автореферат. Чебоксары 2000 г.
10.Молочков В. Наглядность как принцип обучения. // Учитель № 1 / 2006г.
11.Нестерова И.Н. Проблема наглядного обучения в педагогическом опыте Н.Ф. Бунакова и П.Ф. Каптерова // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерова и проблемы современного образования: материалы Российской научно-практической конференции. Воронеж, 2002 г.
12.Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
13.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – с. 640.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М, 2006.
15.Селеменев С.В. Развивающая наглядность. // Образование в современной школе № 12 / 2003г.
16.Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. –с.368.
17.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 576.
18. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М, 2001.
19.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Гардарики, 1999. - с. 519.
20.Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 1998 г.
Приложения 1
Виды наглядных пособий
Видеофильмы.
По дисциплине «Литература» Фильм о жизни и творчестве гениального русского поэта Сергея Есенина
Стенды по дисциплинам «Русский язык», «Литература»
Стенды по дисциплинам «Русский язык», «Литература»
Таблицы, схемы по дисциплинам
Обществознание
Естествознание
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДОВ
Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон
Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовка – не менее 24.
Для информации – не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Прописные буквы читаются хуже строчных.
Способы выделения информации
Следует использовать:
рамки, границы, заливку;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}