Использование игровых технологий на уроках, как мотивация к обучению в начальной школе.
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Бурлак Нина Викторовна. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию тему «Использование игровых технологий на уроках, как мотивация к обучению в начальной школе.» (слайд 1)
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Необходимо систематически совершенствовать и углублять знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновлять методическую литературу, использовать новые технологии в своей работе. Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об
окружающем мире…»
В.А.Сухомлинский (слайд 2)
Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Доказано, что урок на которых использовались игровые технологии забываются медленнее, а материал - усваиваются гораздо лучше.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования, учащихся к учебной деятельности. (слайд 3)
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию: (слайд 4)
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические и др.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Я хочу рассказать о тех технологиях, которые я использую в своей работе.
В своей работе я часто использую подвижные игры (слайд 5)
Они всегда требуют от играющих активных действий, направленной на достижение условной цели. Хороши подвижные игры еще и тем, что игрок сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями, а это очень важно для здоровья.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто дети не выполняют то или иное движение на глазах других, а в игре, подражая своим товарищам, ребенок непринужденно выполняет самые разнообразные движения. Важной задачей является воспитание у занимающихся, внимательности, корректности, готовности прийти на помощь, коллективизм, честность, бескорыстность, требовательности, доброжелательности. Хорошим средством воспитания указанных качеств могут служить различные подвижные игры и соревнования. Выполняя в играх роль капитана команды, помощника руководителя, водящего, защитника, нападающего, школьники учатся не только выполнять свои собственные обязанности, но и управлять действиями других игроков, организовывать их на решение общих задач.
Используя в своей работе различные игры и игровые технологии, я обратила внимание, что детям нравятся игры-путешествия. (слайд 6)
Игра-путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек. Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др.
Во – первых, игры-путешествия – помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Во – вторых, игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Например, закрепляя знания о геометрических фигурах, дети путешествовали в страну Соображалию. Угадывали, о какой фигуре рассказ, строили фигуры из счётных палочек. Выясняли, можно ли построить круг из палочек.
В - третьих, они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов. В игре - путешествии «Мы – космонавты», дети отвечали на вопросы превращались в конструкторов – строили ракету и отправлялись в полёт. Посещая планеты, названия которых дети сами называли, прыгали через «кратеры», летали в невесомости и т. д. Затем, чтобы рассказать родителям о своём путешествии, рисовали, клеили.
Игра-путешествие – не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта "подвижность" игры нравится детям.
Очень нравятся ребятам уроки, проводимые в нетрадиционной форме (слайд 7)
Я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.
Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.
Также уроки особенно запоминаются. Нередко их проводим для закрепления изученного материала по предмету Кубановедение и Окружающий мир.
Хотелось бы остановиться на дидактических играх, используемых на уроках. Их очень много. Я в своей работе использую такие: игра «Кубик» - (повторение и закрепление знаний о членах предложения и составе слова). Учитель бросает ребенку кубик, ребенок смотрит на обозначение стороны кубика и рассказывает правило. Затем ребенок передает кубик соседу. Игру можно повторить несколько раз. Правила запоминаются таким образом быстро и легко.
Игра «Дырявый парус» проводится при написании словарного диктанта. Раздаются листочки в виде паруса. Учитель диктует несколько слов, ученики их записывают. Написав первое слово, заворачивают листочек, написали следующее слово, опять завернули. Заворачивают в виде гармошки. При записи используется 5 слов, каждое слово оценивается одним баллом. На доске проецируется правильная запись слов. Разворачивая парус ученики сравнивают свои записи с записью на доске. Если слово написано правильно, то разворачивается следующее слово, если нет, то на месте ошибки ребенок ручкой дырявит «парус». Чем меньше ошибок у ученика, тем целее его «парус» и выше оценка.
В работе с дошколятами и 1 классом часто использую игру «Сладкая математика». Игра помогает выучить цифры и состав числа. Игра помогает детям развить внимание, память и интерес к математике. Перед каждый учеником на парте лежит пакетик с конфетами и конверт с цифрами. Прошу детей положить перед собой цифру, затем предлагаю достать соответствующее количество конфет. После, проговариваем с ребятами, как можно по – разному получить эту цифру, используя конфеты. (подобная работа проводилась с геометрическими фигурами), но наибольший интерес у детей вызывает именно урок «СЛАДКОЙ МАТЕМАТИКИ», которую они ждут с нетерпением.
На уроках при повторении или при изучении нового материала использую ребусы. Учащиеся старательно разгадывают их, для того, чтобы определить тему урока или для запоминания нового словарного слова.
На уроках чтения после изучения нескольких стихотворений провожу игру «Дед Всевед». Один из учеников, хорошо знающий стихи, выученные по разделу выходит к доске и говорит: «Я – дед Всевед». Ребята по очереди читают ему строчки из стихотворений, а «дед» должен назвать произведение и автора, если он ошибается, его заменяет другой ученик. Таким образом, проверяются знания учащихся при закреплении итоговых уроков.
Для развития интереса и при работе с одаренными детьми участвуем в конкурсах «ЧИП», «Русский медвежонок» «Английский бульдог».
Спасибо за внимание!