Просмотр содержимого документа
«Искусственный интеллект»
Оглавление
Введение. 3
1. Теоретическая часть. 4
1.1. Что такое Искусственный интеллект? 4
1.2. Искусственный интеллект и образование. 4
1.3. Профессии, которые могут исчезнуть. 5
1.4. Исследование профессий, которые будут востребованы в будущем. 6
1.5. Какие навыки и качества «человека будущего» стоит развивать. 7
Заключение. 8
2. Практическая часть. 8
2.1. Анкетирование 8
2.2. Тестирование 10
2.3. Практика по созданию данного проекта с помощью ИИ. 12
Список используемой литературы 14
Введение.
Все больше и больше слышно о захватывающем мире искусственного интеллекта и его удивительных возможностях. Технологические инновации меняют нашу жизнь и необходимо быть готовыми к изменениям и новшествам.
В связи с этим встаёт вопрос: Как делать ставку на профессию, грозящую устареть уже к концу университета?
Заранее подобрать специальность, которая будет актуальна через десяток-другой лет, не так уж просто. Поэтому понимание и изучение профессий является важным аспектом для школьников, чтобы знать какие новые возможности появятся, развивать навыки, которые будут востребованы в будущем, чтобы быть успешными и адаптиптивным к грядущим вызовам.
Цель исследования:
1. Обзор искусственного интеллекта и профессий, которые могут быть изменены им и автоматизацией.
2. Узнать о новых возможностях, возникающих благодаря развитию технологий.
3. Дать рекомендации школьникам по развитию навыков, которые будут востребованы в будущем.
Задачи:
изучить литературу по интересующему вопросу;
протестировать приложения на ИИ в практике, которые могут быть полезны школьнику;
сделать акцент на том, что думать о выборе профессии нужно уже сейчас.
Методы исследования:
изучение и анализ различных источников информации по теме;
получить более глубокое понимание требований и перспектив профессий будущего.
тестирование школьников для определения их понимания предстоящих изменений.
Теоретическая часть.
Что такое Искусственный интеллект?
Нейросеть — это вид машинного обучения. Мы привыкли называть ее искусственным интеллектом.
Искусственный интеллект (ИИ) — это способность компьютеров и программ выполнять задачи, которые обычно требуют интеллектуальных способностей людей. Представьте, робота-помощника, который может думать и принимать решения, как человек. Это и есть искусственный интеллект!
Основная особенность ИИ — способность к обучению. Это значит, что пределов данной технологии нет!
Написать рассказ на любую тему, нарисовать изображение по словесному описанию, создать портрет, решить пример — эти и многие другие задачи способна выполнить нейросеть. Она используется во многих областях нашей жизни:
в медицине используется для анализа медицинских данных и помощи в диагностике различных заболеваний
в голосовых помощниках на смартфонах и умных колонках, искусственный интеллект понимает наши команды и отвечать на вопросы
в автомобилях с функцией самоуправления помогает машине распознавать дорожные знаки, другие автомобили и принимает решения на основе собранных данных.
И много, где ещё искусственный интеллект делает нашу жизнь удобнее и будет играть все более важную роль в будущем.
Искусственный интеллект и образование.
В современном мире искусственный интеллект постепенно заменяет традиционные учебники, энциклопедии, библиотеки и даже поисковые системы. Однако, на данный момент, его чаще всего используют не школьники, а учителя. Преподаватели быстро находят необходимые материалы, черпают вдохновение из креативных идей и придумывают увлекательные темы для занятий.
Школьники также могут обратиться к нейросети в критических ситуациях, когда не могут найти решение задачи или им требуется дополнительная мотивация. Например, при преодолении страха перед «белым листом» при написании проекта, искусственный интеллект может быстро сгенерировать план по запросу, стимулируя работу над заданием.
Хорошо это или плохо для современных учеников, зависит от самого ребенка: хочет ли он научиться чему-то новому или просто сэкономить время. Запрещать детям использовать нейросети не только бессмысленно, но и невозможно. Вместо этого, лучше научить их взаимодействовать с этими технологиями.
Таким образом, грамотное внедрение "невидимого помощника" в учебную деятельность может значительно обогатить образовательный процесс и подготовить детей к будущему, где технологии играют ключевую роль.
Профессии, которые могут исчезнуть.
Искусственный интеллект уже меняет правила игры в трудовой сфере, делая некоторые профессии уязвимыми в будущем. Вот несколько примеров таких профессий и объяснение, почему они могут стать ненужными:
1. Кассиры. С развитием самообслуживания и электронных платежей, автоматизированные кассовые системы и ИИ могут заменить роль кассиров, особенно в розничной торговле.
2. Фабричные работники. В производственных отраслях автоматизация и роботизация могут заменить некоторые рутинные задачи, например, роботы могут выполнять монотонные операции на сборочной линии.
3. Водители грузовиков и таксисты. Автоматизация и ИИ позволяют создавать автономные транспортные системы, которые могут выполнять задачи без участия человека.
4. Банковские служащие. С развитием онлайн-банкинга и автоматизации банковских процессов, некоторые роли, такие как обработка платежей, могут быть заменены ИИ и автоматизированными системами.
5. Операторы колл-центров. Автоматизация позволяет обрабатывать большой объем запросов и предоставлять быстрые ответы без участия человека.
Также нависла угроза над профессиями: переводчик, копирайтер, менеджер по туризму, менеджер среднего звена, официант и другими.
В будущем искусственный интеллект может и вовсе заменить их, так как способен эффективно обрабатывать огромные объемы информации, анализировать и находить оптимальные решения, выполнять задачи лучше, быстрее, а скоро и дешевле, чем человек.
Исследование профессий, которые будут востребованы в будущем.
В то же время мир технологий открывает новые возможности и создает совершенно новые профессии. Вот обзор некоторых, которые становятся актуальны сейчас и могут стать более востребованными в будущем:
1. Специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению - помогают компьютерам становиться умнее и делать полезные вещи.
2. Специалисты по кибербезопасности - защищают компьютеры, данные и сети от вредоносных программ и хакеров, обеспечивая нашу online безопасность.
3.Специалисты по робототехнике - учат роботов выполнять нужные действия и помогать людям в производстве, исследованиях и быту.
4. Специалисты по устойчивому развитию и экологии - защищают природу и делают все возможное, чтобы сохранить ее для будущих поколений.
Да, IT-направление действительно представляет собой перспективную область. Однако, это не означает, что профессии в других областях, таких как актерство, юриспруденция, преподавание, спорт и другие, станут невостребованными. Все эти профессии по-прежнему имеют свое значение и будут нужны в будущем. Вот почему:
Искусственный интеллект не умеет чувствовать и понимать эмоции, ему сложно придумывать новые идеи и быть креативными, принимать решения, основываясь на том, что правильно и неправильно. Люди могут быстро приспосабливаться к изменениям, а ИИ нужно время, чтобы научиться. Мы также понимаем сложные ситуации и можем находить решения, которые ИИ не всегда видит.
Живые выступления, театральные постановки и кино продолжат требовать талантливых актеров, способных передать эмоции и создать уникальные персонажи. Юристы будут нужны для защиты прав и представления интересов людей. Учителя будут играть ключевую роль в образовательном процессе, вдохновлять и развивать учеников, помогать им осваивать новые навыки и знания. Искусственный интеллект может помочь спортсменам и тренерам в анализе данных, разработке более эффективных тренировочных программ и тактики, а также в предсказании рисков травм. Однако, навыки, физическая подготовка и индивидуальные способности спортсмена останутся важными факторами для достижения успеха в спорте.
Какие навыки и качества «человека будущего» стоит развивать.
Важно отметить, что мы рассмотрели лишь некоторые примеры профессий, которые могут быть востребованы в будущем. Развитие технологий и потребности общества приведут к возникновению новых профессий и изменению требуемых навыков. IT-направление претендует на самую перспективную область. Но вопрос не в том, какими будут профессии будущего, а намного шире: какими навыками и качествами должен обладать человек будущего?
Навыки и качества, которые стоит развивать в детях, которые останутся востребованными независимо от технологических изменений:
Самообучение - гибкость, открытость к новым знаниям и изменениям - умение находить и использовать информацию из разных источников. Учитесь ставить цели, планировать свое время и организовывать свою работу;
Эмоциональная устойчивость и уверенность в себе - понимать и управлять своими эмоциями, развивать навыки эмпатии и умение строить здоровые отношения с другими людьми. Помогут спорт, правильные питание, режим и другие инструменты заботы о себе, а также позитивное мышление и социальная поддержка.
Креативность – умение отступать от стандартов, правил и шаблонов, поиск нестандартных решений и генерирование новых идей. Помогают творческие занятия: рисование, музыка, танцы, писательство и т.д.;
Коммуникация – умение слушать и выражать свои мысли и идеи ясно и уверенно. Развивайте навык в командной работе, участвуйте в коллективных проектах и учебных мероприятиях.
Информационная грамотность - умение критически оценивать информацию, различать факты от мнений, проверять достоверность источников. Участвуйте в обсуждениях, дискуссиях и дебатах, анализируй книги, фильмы и другую информацию;
Другие навыки, связанные с личными и социальными качествами.
Развитие личных качеств и навыков - это постоянный процесс. Будьте открытыми к новым знаниям и опыту, и всегда стремитесь к самосовершенствованию.
Заключение.
Сейчас, больше, чем когда-либо, нужно быть готовыми к вызовам будущего.
Будущее принадлежит тем, кто готов адаптироваться, учиться и развиваться. Именно поэтому так важно начать строить свое профессиональное будущее уже сегодня.
Практическая часть.
Анкетирование
Было проведено анкетирование учеников 3А класса СОШ №78 г. Оренбурга.
На вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем» ответило 7 участников, их мы и разберем через GPT4 - чат PulseGPT - AI Assistant. Спросим, будут ли актуальны эти профессии через 10 лет? И вот какой ответ:
Прогнозировать будущее с точностью на 100% сложно, но ИИ уже сейчас начинает влиять на различные профессии.
Специалист по рекламе (связи с общественностью): ИИ может помочь в анализе данных и поведения потребителей, но креативный подход и чувство коммуникации останутся важными.
IT разработчик: ИИ может упростить некоторые задачи, но разработчики по-прежнему будут нужны для создания новых технологий и программ.
Специалист по инструменту: ИИ не сможет заменить уникальное мастерство и творческий подход мастера инструмента.
Кондитер: ИИ может помочь с разработкой новых рецептов и оптимизацией процессов, но индивидуальный подход и креативность человека в кондитерском искусстве будут важны.
Стилист: ИИ может предложить рекомендации, но важно оставаться в тренде и понимать индивидуальные потребности клиентов.
Хирург или ветеринар: ИИ может помочь в диагностике и анализе, но операции и лечение все равно будут выполнять квалифицированные специалисты. Человеческое вмешательство и опыт необходимы.
Блогер: ИИ может помочь в аналитике и оптимизации контента, но личность и творческий подход блогера будут оставаться ключевыми.
Таким образом, ИИ может изменить некоторые аспекты работы в этих профессиях, но человеческие навыки, креативность и специализированные знания останутся необходимыми.
Тестирование
Так же мы провели тестирование учеников 3А класса СОШ №78 г. Оренбурга:
Следующий вопрос на тему использования интернета, считаем положительным показателем, так как использовать «помощников» нужно, но с умом!
Опрос показал, что участники знакомы с термином:
Но не все интересуются технологиями:
Однако видят вызовы, которые предстоят:
Думаю, буквально через пару лет эти показатели будут более точными и осознанными, так как, нам еще сложно отпустить детство и делать стратегические планы.
Практика по созданию данного проекта с помощью ИИ.
Для написания данного проекта мы воспользовались искусственный интеллект от Битрикс24 CoPilot, чат PulseGPT - AI Assistant и Gamma AI. Благодаря этому процесс создания занял гораздо меньше времени.
Быстро создали план проекта, что замотивировало к работе, сняли преграду в виде "чистого листа":
Было прочитано множество статей, тема является очень обширной, а проект имеет ограниченный объем. В этом нам помогал Copilot, который сокращал, делал текст более компактным, улучшал и адаптировал его под аудиторию:
Вся информация, полученная от искусственного интеллекта, была проверена на ошибки и достоверность. Таким образом, был разработан текстовый формат нашего проекта, который вы держите в руках.
Позже в одной из статей обнаружили приложение Gamma AI - нейросеть для создания презентаций. Среди множества предложенных вариантов, оно оказалось лучшим на русском языке. Загрузили в нее готовый текст, минуты не прошло, проект из 10 слайдов готов! https://gamma.app/docs/-dscyosuwn1fqepr?mode=doc Большая часть была скорректирована, но в следующий раз, учитывая особенности программы, можно создать презентацию с первого раза. Рекомендуем использовать это приложение!
Список используемой литературы
Марианна Лукашенко. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей /— М.: Альпина Паблишер, 2012.