Учитель: Диярова А.А
Предмет: информатика
Класс: 11
Тема. Понятие о системах искусственного Интеллекта. Экспертные системы.
Цель:
Учебная: Дать учащимся понятия:
1. С чем связана необходимость интеллектуализации компьютерных технологий.
2. Какие основные классы систем искусственного интеллекта существуют.
3. Что такое экспертные системы.
4. Для чего используют экспертные системы.
Развивающая:
? Развитие аналитического мышления;;
? развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения теоретического опыта работы учащихся в среде ИКТ;
Воспитательная:
? Формирование интереса к предмету ;
? достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе.
ХОД УРОКА.
1. Орг. Момент.
2. Актуализация
3. Новая тема. (лекция)
Современные компьютеры могут безошибочно выполнять миллиарды арифметических операций за секунду, что недосягаемо для человека.
Но существуют задачи, с которыми человек справляется лучше, чем компьютер. Это, в частности, принятие сложных решений в сложных ситуациях, использование аналогий, смысловой перевод с одного естественного языка на другой.
С целью имитирования на компьютере процессов мышления создаются программные системы, которые называются системами искусственного интеллекта.
системами искусственного интеллекта делятся на 3 класса:
1. интеллектуальные информационные системы;
2. расчетно-логические системы;
3. экспертные системы.
Интеллектуальные информационные системы дают возможность получить ответ на вопрос из определенной области знаний, сформулированный профессиональным языком пользователя.
Расчетно-логические системы решают сложные задачи в режиме диалога.
Экспертные системы позволяют представлять знания в описательной форме и решать задачи с обоснованием полученного результата.
При реализации этих систем решаются 3 основные проблемы искусственного интеллекта:
? Представление знаний;
? Использование естественного языка;
? моделирование на компьютере человеческих суждений.
Все перечисленные виды систем основываются на знаниях, поэтому представление знаний – центральная проблема систем искусственного интеллекта.
Создание систем искусственного интеллекта- сложная задача, пока еще далекая от окончательного решения.
Можно отметить опре.деленные достижения в компьютерном решении следующих интеллектуальных задач:
автоматизированное докахательство теорем;
общение на языке, приближенном к естественному.
Автоматизированный перевод с одного языка на другой.
Игровые задачи, например, существуют программы, которые умеют играть в шахматы на очень высоком уровне.
Создание роботов; роботы могут взять на себя функции, которые человеку не под силу, или работать в невыносимых для человека условиях.
Диагностические системы
Наибольшее развитие среди интеллектуальных компьютерных систем приобрели экспертные системы.
Экспертные системы- это интеллектуальные системы, способные получать, накапливать и корректировать знания в заданной предметной области, получать новые знания, решать на основе этих знаний практические задачи и объяснять ход их решения.
Типичное применение экспертных систем- консультирование специалистов средней квалификации и неспециалистов в той сфере, для которой разработаны экспертные системы.
Создано немало экспертных систем в таких сферах, как медицинская диагностика, юриспруденция, управление технологическими процессами.
В создании экспертных систем должны принимать участие специалисты 2 категорий: экспертов и инженеров знаний.
Эксперты-это высококвалифицированные специалисты в данной предметной области, знания которых нужно передать экспертной системе.
Задачей инженеров знаний является формализция знаний экспертов и приведение их к виду, пригодному для занесения в базу знаний.
Наиболее известным языком программирования, предназначенным для разработки экспертных систем, считается язык Пролог. Этот язык имеет удобные средства для отображения фактов и правил, а в основе выполнения программы, написанной на ПРОЛОГе, лежит встроенный механизм логического вывода.
4. Закрепление:
1. С чем связана необходимость интеллектуализации компьютерных технологий?
2. Какие основные классы систем искусственного интеллекта существуют?
3. Что такое экспертные системы?
4. Для чего используют экспертные системы?
4. Д/З: конспект