Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Коррекционно-развивающая программа формирование культуры здорового и безапасного образа жизни "Золотая лестница"
В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, выделили следующие направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, на которых стоится программа:
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни »
Коррекционно-развивающая программа
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«Золотая лестница»
Составитель программы: Жилкина В.В.
педагог-психолог
2014г.
Пояснительная записка
Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.
В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, выделили следующие направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, на которых стоится программа:
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.
Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого. Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей - к жестокому или невротическому отношению к ребенку.
Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье», основой которого являются результаты реализации проекта «Защити меня».
Данные результаты свидетельствуют о снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки: повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей - нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов - склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.
Теоретическое обоснование
Анализ специальной литературы показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.
Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности. Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты. Под психологическим здоровьем ребенка - особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.
В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:
первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;
вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов, небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;
третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс страхов.
Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются: - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям; - уровень тревожности; - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния; - особенности развития самосознания; - особенности взаимодействия со сверстниками; - ситуация общения в семье; - наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс (приложение 1)
Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания структуры психологического здоровья.
Согласно научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.
Программа «Золотая лестница», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Целью программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения психологического здоровья.
Основные задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Целевая аудитория
- дети, чья самооценка занижена, дети со страхом неудачи;
- застенчивые, агрессивные, тревожные дети;
- дети, чьи родители оказывают им мало поддержки;
- часто болеющие дети;
- дети не похожие на других по комплекции или манере вести себя.
Планируемые результаты освоения программы:
- знание, и представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- знание, и представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировано представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
- учатся говорить о том, что они считают важным;
- сформирована потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Возраст детей:
6-8 лет (1-4 класс);
Количество участников:
Групповая работа - 6-8 детей (8- 10 лет)
Индивидуальная (7-10лет)
Календарно-тематическое планирование:
№ п \п
Название темы
Кол-во часов
Сроки, даты
Отметки о реализации, коррекция
план
факт
1
Групповая работа
10
10
2
«Что такое ЗОЖ, и его преимущества»
1
24.09
3
«Существенная сила»
1
01.10
4
«Групповая поддержка»
1
08.10
5
«Обретение уверенности»
1
15.10
6
«Будь здоров»
1
22.10
7
«Рекламная компания»
1
29.10
8
«Тренировка»
12.11
9
«Празднования успеха»
1
19.11
10
«Передача знаний»
1
29.11
11
«Переход к следующему умению»
1
03.12
12
Индивидуальная работа
10
13
«Семейка гномс»
1
03.10
14
«Живой песок»
1
10.10
15
«Ёжкины сказки»
1
17.10
16
«Говорящий пластилин»
1
24.10
17
«Песочный город»
1
31.10
18
«Деревянные игрушки»
1
14.11
19
«Два стола»
1
21.11
20
«Игро сказ»
1
28.11
21
«Волшебный сундучок»
1
05.12
22
«Городок эмоций»
1
12.12
23
Итого:
20
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.
Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010. - № 8. – С. 44-48.
Батаршев.А.В. Психология личности и общения. М.- 2004.- С. 234-236.
Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - № 7. – С. 22.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 238 с.
Дмитриева. Е.Е. Проблемные дети, развитие через общение. – М., 2005. – С. 10-11.
Диагностика семьи. Учебн. Пособие по психологии семейных отношений. – Самара. – 2004.- 735 с.
Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М; 2005.- С. 24-25, 37-38.
Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. псих. – 1995. - № 3. - С. 119-132.
Крайнова Ю.Н. Саногенное мышление против негативных переживаний // Психология здоровья и личностного роста. – 2010. - № 4. - С. 58-75.
Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 7. – С. 42-47.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М ., 1997. – 176 с.
Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. Практическое пособие. – М; 2005. – 37 с.
Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М; 2006.- 72 с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2004. —175с.
Хухлаева О. В.Практические материалы для работы с детьми3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2005. — 176 с.
Хухлаева О. В.Лесенка радости. — М., 1998. — 80 с.
Тренинг по сказкотерапии. / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сборник программ. – Санкт-Петербург. – 2005. – 253 с.