kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая программа формирование культуры здорового и безапасного образа жизни "Золотая лестница"

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, выделили следующие  направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, на которых стоится программа:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни »















Коррекционно-развивающая программа

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

«Золотая лестница»













Составитель программы: Жилкина В.В.

педагог-психолог


















2014г.


Пояснительная записка


Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, выделили следующие направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, на которых стоится программа:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.

  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.

Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого. Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей - к жестокому или невротическому отношению к ребенку.

Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье», основой которого являются результаты реализации проекта «Защити меня».

Данные результаты свидетельствуют о снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки: повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей - нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов - склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.


Теоретическое обоснование


Анализ специальной литературы показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим ас­пекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмо­циональными и интеллектуальными, телесными и психически­ми и т.п., но также это и гармония между человеком и окру­жающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности. Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты. Под психологическим здоровьем ребенка - особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:

  • первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;

  • вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов, небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;

  • третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс страхов.

Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются: - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям; - уровень тревожности; - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния; - особенности развития самосознания; - особенности взаимодействия со сверстниками; - ситуация общения в семье; - наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс (приложение 1)

Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания структуры психологического здоровья.

Согласно научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инстру­ментальный и потребностно-мотивационный компоненты. Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.


Программа «Золотая лестница», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Целью программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения психологического здоровья.

Основные задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Целевая аудитория

- дети, чья самооценка занижена, дети со страхом неудачи;

- застенчивые, агрессивные, тревожные дети;

- дети, чьи родители оказывают им мало поддержки;

- часто болеющие дети;

- дети не похожие на других по комплекции или манере вести себя.

Планируемые результаты освоения программы:


- знание, и представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- знание, и представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- приобретение навыков эмоциональной разгрузки (релаксации);

- приобретение навыков позитивного коммуникативного общения;

- сформировано представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;

- учатся говорить о том, что они считают важным;

- сформирована потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Возраст детей:

6-8 лет (1-4 класс);


Количество участников:

Групповая работа - 6-8 детей (8- 10 лет)

Индивидуальная (7-10лет)

Календарно-тематическое планирование:
№ п \п Название темы Кол-во часов
Сроки, даты


Отметки о реализации, коррекция

план факт
1 Групповая работа 10 10

2 «Что такое ЗОЖ, и его преимущества» 1 24.09

3 «Существенная сила» 1 01.10

4 «Групповая поддержка» 1 08.10

5 «Обретение уверенности» 1 15.10

6 «Будь здоров» 1 22.10

7 «Рекламная компания» 1 29.10

8 «Тренировка»
12.11

9 «Празднования успеха» 1 19.11

10 «Передача знаний» 1 29.11

11 «Переход к следующему умению» 1 03.12

12 Индивидуальная работа 10


13 «Семейка гномс» 1 03.10

14 «Живой песок» 1 10.10

15 «Ёжкины сказки» 1 17.10

16 «Говорящий пластилин» 1 24.10

17 «Песочный город» 1 31.10

18 «Деревянные игрушки» 1 14.11

19 «Два стола» 1 21.11

20 «Игро сказ» 1 28.11

21 «Волшебный сундучок» 1 05.12

22 «Городок эмоций» 1 12.12

23 Итого: 20







Список литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

  2. Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010. - № 8. – С. 44-48.

  3. Батаршев.А.В. Психология личности и общения. М.- 2004.- С. 234-236.

  4. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - № 7. – С. 22.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 238 с.

  6. Дмитриева. Е.Е. Проблемные дети, развитие через общение. – М., 2005. – С. 10-11.

  7. Диагностика семьи. Учебн. Пособие по психологии семейных отношений. – Самара. – 2004.- 735 с.

  8. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М; 2005.- С. 24-25, 37-38.

  9. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. псих. – 1995. - № 3. - С. 119-132.

  10. Крайнова Ю.Н. Саногенное мышление против негативных переживаний // Психология здоровья и личностного роста. – 2010. - № 4. - С. 58-75.

  11. Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 7. – С. 42-47.

  12. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М ., 1997. – 176 с.

  13. Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. Практическое пособие. – М; 2005. – 37 с.

  14. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М; 2006.- 72 с.

  15. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2004. —175с.

  16. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М., 2005. — 176 с.

  17. Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М., 1998. — 80 с.

  18. Тренинг по сказкотерапии. / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сборник программ. – Санкт-Петербург. – 2005. – 253 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Автор: Жилкина Виктория Вячеславовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на 2017-2021 уч. года"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_po_formirovaniiu_kul_tury_zdorovogho_i_biezopasnogho_obraza_zhizni_na"
    ["file_id"] => string(6) "455874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518113824"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Консультация для воспитателей:"Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста" "
    ["seo_title"] => string(100) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-formirovaniie-kul-tury-zdorov-ia-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "225784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439891853"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Программа по формированию культуры  здорового питания  у учащихся, воспитанников:  «Разговор о правильном питании» "
    ["seo_title"] => string(118) "proghramma-po-formirovaniiu-kul-tury-zdorovogho-pitaniia-u-uchashchikhsia-vospitannikov-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "109746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404982956"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Здоровьесбережение и формирование культуры здорового образа жизни у учащихся среднего звена в контексте модернизации российского образования "
    ["seo_title"] => string(165) "zdorov-iesbieriezhieniie-i-formirovaniie-kul-tury-zdorovogho-obraza-zhizni-u-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-v-kontiekstie-modiernizatsii-rossiiskogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "165976"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422892657"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся 5-6 классов через реализацию программы «Разговор о правильном питании»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_kul_tury_zdorovogho_obraza_zhizni_obuchaiushchikhsia_5_6_klassov_c"
    ["file_id"] => string(6) "415442"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494832671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства