kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая программа формирование культуры здорового и безапасного образа жизни "Золотая лестница"

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, выделили следующие  направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, на которых стоится программа:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни »















Коррекционно-развивающая программа

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

«Золотая лестница»













Составитель программы: Жилкина В.В.

педагог-психолог


















2014г.


Пояснительная записка


Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, выделили следующие направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, на которых стоится программа:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.

  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.

Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого. Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей - к жестокому или невротическому отношению к ребенку.

Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье», основой которого являются результаты реализации проекта «Защити меня».

Данные результаты свидетельствуют о снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки: повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей - нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов - склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.


Теоретическое обоснование


Анализ специальной литературы показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим ас­пекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмо­циональными и интеллектуальными, телесными и психически­ми и т.п., но также это и гармония между человеком и окру­жающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности. Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты. Под психологическим здоровьем ребенка - особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:

  • первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;

  • вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов, небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;

  • третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс страхов.

Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются: - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям; - уровень тревожности; - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния; - особенности развития самосознания; - особенности взаимодействия со сверстниками; - ситуация общения в семье; - наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс (приложение 1)

Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания структуры психологического здоровья.

Согласно научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инстру­ментальный и потребностно-мотивационный компоненты. Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.


Программа «Золотая лестница», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Целью программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения психологического здоровья.

Основные задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Целевая аудитория

- дети, чья самооценка занижена, дети со страхом неудачи;

- застенчивые, агрессивные, тревожные дети;

- дети, чьи родители оказывают им мало поддержки;

- часто болеющие дети;

- дети не похожие на других по комплекции или манере вести себя.

Планируемые результаты освоения программы:


- знание, и представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- знание, и представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- приобретение навыков эмоциональной разгрузки (релаксации);

- приобретение навыков позитивного коммуникативного общения;

- сформировано представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;

- учатся говорить о том, что они считают важным;

- сформирована потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Возраст детей:

6-8 лет (1-4 класс);


Количество участников:

Групповая работа - 6-8 детей (8- 10 лет)

Индивидуальная (7-10лет)

Календарно-тематическое планирование:
№ п \п Название темы Кол-во часов
Сроки, даты


Отметки о реализации, коррекция

план факт
1 Групповая работа 10 10

2 «Что такое ЗОЖ, и его преимущества» 1 24.09

3 «Существенная сила» 1 01.10

4 «Групповая поддержка» 1 08.10

5 «Обретение уверенности» 1 15.10

6 «Будь здоров» 1 22.10

7 «Рекламная компания» 1 29.10

8 «Тренировка»
12.11

9 «Празднования успеха» 1 19.11

10 «Передача знаний» 1 29.11

11 «Переход к следующему умению» 1 03.12

12 Индивидуальная работа 10


13 «Семейка гномс» 1 03.10

14 «Живой песок» 1 10.10

15 «Ёжкины сказки» 1 17.10

16 «Говорящий пластилин» 1 24.10

17 «Песочный город» 1 31.10

18 «Деревянные игрушки» 1 14.11

19 «Два стола» 1 21.11

20 «Игро сказ» 1 28.11

21 «Волшебный сундучок» 1 05.12

22 «Городок эмоций» 1 12.12

23 Итого: 20







Список литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

  2. Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010. - № 8. – С. 44-48.

  3. Батаршев.А.В. Психология личности и общения. М.- 2004.- С. 234-236.

  4. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - № 7. – С. 22.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 238 с.

  6. Дмитриева. Е.Е. Проблемные дети, развитие через общение. – М., 2005. – С. 10-11.

  7. Диагностика семьи. Учебн. Пособие по психологии семейных отношений. – Самара. – 2004.- 735 с.

  8. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М; 2005.- С. 24-25, 37-38.

  9. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. псих. – 1995. - № 3. - С. 119-132.

  10. Крайнова Ю.Н. Саногенное мышление против негативных переживаний // Психология здоровья и личностного роста. – 2010. - № 4. - С. 58-75.

  11. Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 7. – С. 42-47.

  12. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М ., 1997. – 176 с.

  13. Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. Практическое пособие. – М; 2005. – 37 с.

  14. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М; 2006.- 72 с.

  15. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2004. —175с.

  16. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М., 2005. — 176 с.

  17. Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М., 1998. — 80 с.

  18. Тренинг по сказкотерапии. / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сборник программ. – Санкт-Петербург. – 2005. – 253 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Автор: Жилкина Виктория Вячеславовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на 2017-2021 уч. года"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_po_formirovaniiu_kul_tury_zdorovogho_i_biezopasnogho_obraza_zhizni_na"
    ["file_id"] => string(6) "455874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518113824"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Консультация для воспитателей:"Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста" "
    ["seo_title"] => string(100) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-formirovaniie-kul-tury-zdorov-ia-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "225784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439891853"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Программа по формированию культуры  здорового питания  у учащихся, воспитанников:  «Разговор о правильном питании» "
    ["seo_title"] => string(118) "proghramma-po-formirovaniiu-kul-tury-zdorovogho-pitaniia-u-uchashchikhsia-vospitannikov-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "109746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404982956"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Здоровьесбережение и формирование культуры здорового образа жизни у учащихся среднего звена в контексте модернизации российского образования "
    ["seo_title"] => string(165) "zdorov-iesbieriezhieniie-i-formirovaniie-kul-tury-zdorovogho-obraza-zhizni-u-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-v-kontiekstie-modiernizatsii-rossiiskogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "165976"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422892657"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(80) "tselostnost_sistemy_formirovaniia_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni_"
    ["file_id"] => string(6) "655304"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1724521109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1520 руб.
2530 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства