Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Доклад
Тема:
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов:
Юлтыева Р.К.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия:
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные универсальные действия При их формировании нужно помнить, что: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
Регулятивные универсальные действия -нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Познавательные универсальные действия - умения работать с информацией .Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно найти способ научить ребенка применять свои знания.
Коммуникативные универсальные действия-умения общаться, взаимодействовать с людьми. Нужно использовать работу в парах, в группах и коллективную работу для освоения материала.
Какова же роль учителей начальных классов в формировании УУД на уроках в начальной школе?
Учитель становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?
В своей работе я осваиваю ключевые моменты организации современного урока:
Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.
Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.
Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.
Предусматривание возможности гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.
Использование на уроках дидактического материала различного типа, вида и формы, позволяющего реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.
Преобладание метода проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.
Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Обучаю детей приемам работы в группах. Совместно анализируем учебные конфликты и находим пути их решения.
На уроках уделяю большое внимание взаимопроверке, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку как у себя, так и у товарища.
Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.
На уроках и внеурочной деятельности использую проектные формы работы.
Общаюсь с учениками всегда с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учу детей планировать свою работу на каждом уроке.
В совместной работе с ребятами мы оцениваем не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие). Практически на каждом уроке преобладает направленность на успех.
Для формирования УУД на уроках стараюсь соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учащихся на каждом этапе урока.
Диагностику сформированности УУД совместно с учителями начальных классов планируем провести в конце учебного года на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом будем использовать различные методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации и др.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Считаю, что работать в этом направлении нужно с первого школьного дня. Это не только плодотворная работа, но и очень интересная.