Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе.»
Тема выступления на Августовской конференции:
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе - это процесс, направленный на развитие у младших школьников умений применять полученные знания, навыки и информацию для решения практических задач в различных сферах деятельности.»
август 2025года
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать - навыки повседневной жизни. UNESCO Понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
Ребенку важно обладать возможностью решать различные учебные и жизненные задачи.
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности:
- математическую
- финансовую
-естественнонаучную
-читательскую
-критическое мышление
- глобальные компетенции
Читательская грамотность - это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков.
Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк». Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?
Математическая грамотность - это способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.
Естественнонаучная грамотность - это способность ребенка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками.
Глобальные компетенции - это способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы.
Креативное мышление - это способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.
Финансовая грамотность. Ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия .
Компьютерная грамотность. PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.
Как выбрать задания? Функциональная грамотность не говорит о том, что мы не будем изучать законы физики или биологическое разнообразие. Просто нужно, чтобы дети легко использовали их в жизненных ситуациях. У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики: - Во-первых, оно должно быть комплексным. Это значит, что ситуацию, которая рассматривается в задаче, можно рассмотреть с разных сторон. Во-вторых, оно должно быть связано с реальной жизнью. Дети должны видеть, зачем они делают задание. Если просто, чтобы освоить формулу - то речь точно нe об обучении функциональной грамотности. У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики: В-третьих, важна контекстность. Каждое задание по функциональной грамотности - это отдельная ситуация со своей историей.
И последнее - задания по функциональной грамотности охватывают сразу несколько компетенций. Как вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Т.е. формирование УУД.