kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для выступления на Августовской конфренции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе.»











Тема выступления на Августовской конференции:

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе - это процесс, направленный на развитие у младших школьников умений применять полученные знания, навыки и информацию для решения практических задач в различных сферах деятельности.»































август 2025года

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».


Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать - навыки повседневной жизни. UNESCO Понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Ребенку важно обладать возможностью решать различные учебные и жизненные задачи.

Ребенку важно обладать способностью строить социальные отношения; Ребенку важно обладать совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности:

- математическую

- финансовую

-естественнонаучную

-читательскую 

-критическое мышление

- глобальные компетенции

Читательская грамотность - это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков.

Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк». Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?

Математическая грамотность - это способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.

Естественнонаучная грамотность - это способность ребенка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками.

Глобальные компетенции - это способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы.

Креативное мышление - это способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.

Финансовая грамотность. Ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия .

Компьютерная грамотность. PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.

Как выбрать задания? Функциональная грамотность не говорит о том, что мы не будем изучать законы физики или биологическое разнообразие. Просто нужно, чтобы дети легко использовали их в жизненных ситуациях. У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики: - Во-первых, оно должно быть комплексным. Это значит, что ситуацию, которая рассматривается в задаче, можно рассмотреть с разных сторон. Во-вторых, оно должно быть связано с реальной жизнью. Дети должны видеть, зачем они делают задание. Если просто, чтобы освоить формулу - то речь точно нe об обучении функциональной грамотности. У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики: В-третьих, важна контекстность. Каждое задание по функциональной грамотности - это отдельная ситуация со своей историей.

И последнее - задания по функциональной грамотности охватывают сразу несколько компетенций. Как вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.



В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

  • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;

  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

  • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;

  • используются продуктивные формы групповой работы;

  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Т.е. формирование УУД.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Автор: Дороженко Илона Алексеевна

Дата: 26.08.2025

Номер свидетельства: 673584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья "Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_sovremennye_priemy_formirovaniia_funktsionalnoi_gramotnosti_v_nachalnoi_s"
    ["file_id"] => string(6) "662423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1734886890"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "модель работы учителя по формированию функциональной грамотности"
    ["seo_title"] => string(70) "modiel-raboty-uchitielia-po-formirovaniiu-funktsional-noi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "253006"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447505206"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_priemy_formirovaniia_funktsionalnoi_gramotnosti_v_nachalnoi_shkole_v"
    ["file_id"] => string(6) "643825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1704956294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства