Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС НОО.»
Обобщение опыта работы по теме самообразования:
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»
Подготовила: учитель начальных классов Абрамова Татьяна Александровна
2021 г.
Содержание: Стр.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Технологии обучения чтению………………………………………………….4-5
Упражнения для развития навыков чтения……………………………………...5
Технология продуктивного чтения…………………………………………….6-8
Методические приёмы организации продуктивного чтения………………...8-9
Межпредметные связи………………………………………………………….9-10
Результативность………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………………………..11
Приложение 1 Фрагмент конспекта урока по литературному чтению во 2 классе на тему «Е.Чарушин «Страшный рассказ» («Школа России»)………………12-13
Приложение 2 Фрагмент конспекта урока по математике во 2 классе на тему: «Решение задач» («Школа России»)……………………………………………... 14
Введение.
Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда.
М.Горький
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,
«эффективно», продуктивно - важная задача учителя.
Правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:
- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
-объяснять поступки героев и давать им оценки;
-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).
Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Если сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. Изучение грамотности чтения - это изучение процесса понимания текста, 55% старших школьников не понимают того, что читают, по исследованиям PISA. У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому учителя сейчас озабочены тем, как читают их ученики, что читают, как часто, с какой целью, что понимают и запоминают из прочитанного.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова.
Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном, научном тексте и т. д.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Технологии обучения чтению
Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:
- технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
- технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
- технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
- технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
- технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
- зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти.
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:
- на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;
- упражнения на концентрацию внимания.
Упражнение «Пол-арбуза»
Перед первым занятием данного упражнения важно спросить детей, могут ли они, увидев пол-арбуза, представить, как выглядит целый арбуз. Конечно же, дети ответят положительно. И предложить провести эксперимент со словами.
Взять книжку и непрозрачную линейку. Прикрыть линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместить линейку выше и показать только нижнюю часть слов, которую следует тоже прочитать.
Упражнение «Осмысленное чтение»
Учащимся раздаю различные печатные тексты (например, газеты). Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы по тексту. Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения,
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Упражнения для развития навыков чтения.
В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);
- «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/) ;
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
- антиципация слов, предложений, пословиц;
- чтение через решётку (из полосок бумаги);
Для формирования навыков выразительного чтения использую:
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- конкурс чтецов.
Технология продуктивного чтения.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.
Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.
Технология продуктивного чтения(Приложение 1) – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.
1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения– это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".
Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).
Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
2.Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Использование антиципации
1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:
коричневый — о животных; треугольник – стихотворение
желтый — о детях; круг - сказка
зеленый — о природе; прямоугольник - рассказ
красный — о Родине; квадрат - УНТ
голубой — о приключениях, о фантастике; ромб - басня
например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).
2. Работа с буквами, символами, шифрами, схемами:
*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.
«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)
3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.
Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки
(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)
Методические приемы организации продуктивного чтения.
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Виды работ над текстом:
1.Чтение произведения и определение его жанра.
2.Чтение и пометка непонятных слов.
3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10.Чтение, деление текста на части.
11.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13.Чтение текста и сбор пословицы из слов.
14.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
15.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
16.Чтение по ролям.
17.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
18.Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19.Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
20.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
22.Нахождение и чтение образных слов и описаний.
23.Установление путём чтения причинно-следственных связей.
24.Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
25.Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
26.Чтение текста голосом героя.
27.Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
28.Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
29.Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30.Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
31.Чтение и дописывание предложений словами из текста.
32.Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
33.Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
34.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
35.Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
36.Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
37.Чтение и выполнение тестовой работы.
38.Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.
39.Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
40.Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
41.Чтение и пересказ от лица героя произведения.
42.Чтение, представление и описание героя произведения.
43.Чтение сказки и изменение хода событий.
44.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45.Чтение, придумывание продолжения рассказа.
46.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
47.Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
48.Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
49.Чтение, расшифровка обряда.
50.Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
51.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
52.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. .
При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Межпредметные связи.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. (Приложение 2)
Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Результативность
Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к
чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
При проверке техники чтения у детей в классах были выявлены результаты:
Справляются – 85 % учащихся
Правильно читают -65% учащихся
Эмоционально читают – 56 % учащихся
Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.
Заключение.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 65% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.
Список литературы
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
4.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
5. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.
8. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.
9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год
- Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.
- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.
- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?
Высказывания детей записываются на доске.
«Стратегия ключевых слов» (Фразы на доске)
• Шура и Петя остались одни;
• у самого леса;
• ни папы, ни мамы;
• темно;
• не страшно, не боялся;
• кто-то топает;
• закрылись с головой;
• прижались друг к другу;
• пришли (родители);
• зажгли;
• ёжик
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Кто будет героем произведения?
- Предположите, как могут разворачиваться события?
Выслушиваются мнения детей.
II. Работа с текстом во время чтения.
Рассказ читают вслух учащиеся «по цепочке». По ходу чтения учитель задает вопросы:
- Почему мальчики остались одни? (Родители ушли в гости)
- Почему мальчики стали разговаривать о том, что ничего не боятся? (Они услышали, что по стене кто-то ползет)
- Верите ли вы мальчикам, что они ничего не боятся? (Нет, они боятся находиться в темноте одни, просто не хотят признаться в этом друг другу)
- Как вы думаете, кто же топал и пыхтел в темноте? (Выслушиваются предположения учащихся)
- Как ежик попал в дом к мальчикам? (Наверно, из леса, ведь дом находился рядом с лесом)
- Что ребята сделали с ежиком? (Они накормили ежика молоком и оставили у себя жить)
Словарная работа:
Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
III. Работа с текстом после чтения.
- Ребята, а вы оставались когда-нибудь дома одни ночью?
- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)
- Почему мальчики испугались ежа? - Какими вы представляете мальчиков? - Как автор говорит об этом вначале рассказа? - Какую подсказку нам дает?
- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
- Кто испугал ребят? - Почему ёжик не ушел потом в лес? - Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? - А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить).
-Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?
-Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.
-Для чего нужно оберегать диких животных?
-Почему надо любить и беречь природу?
Рассказ учителем о жизни и творчестве Е.И.Чарушина.
Приложение 2
Фрагмент урока математики во 2 классе «Решение задач» («Школа России»)
1. Этап мотивации : демонстрируется краткая запись задачи:
Серые кролики – в 3 клетках.
Белые кролики - ?
Учащимся задают вопросы: «Можете ли вы решить задачу, опираясь на данные? Почему? Подумаем, как исправить эту запись. Составим для себя памятку, в которой укажем, что надо искать, читая задачу, и как это записать, чтобы всё важное для решения было перед глазами».
ПАМЯТКА:
Читая, ищи:
что обозначают известные числа;
что обозначают неизвестные числа;
какое неизвестное главное, а какое промежуточное;
как связаны известные величины с неизвестными.
2. Этап учебных действий
Ученики самостоятельно читают задачу: « У Димы было 15 кроликов. Серые кролики размещались в 3 клетках по 4 кролика в каждой. Остальные кролики были белые и сидели в отдельной клетке. Сколько белых кроликов у Димы?»
3. Этап оценки и контроля решения учебной задачи
-Что должно быть изменено в записи, чтобы в ней было видно всё необходимое для решения задачи? Почему? Как можно с опорой на исправленную краткую запись решить задачу?
Ученики решают задачу, проверяют полученное решение и оценивают краткую запись как вспомогательное средство.