Настоящая работа связана с изучением загадок и их жанровых особенностей. Загадка живет с давних времен, со времен, когда еще не было письменности. С загадками человек знакомится с раннего детства и на протяжении всей жизни сталкивается с ними. В школе на уроках литературного чтения этой теме отводится свое место. Что же такон загадка: забавное развлечение или особый жанр со своим предназначением? Этот проблемный вопрос послужил началом исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выявление уровня знаний школьников о загадках. Результаты констатирующего эксперимента
8
2.2.
Создание сборника загадок учащихся 2 класса А гимназии №73
10
Заключение
11
Список использованной литературы
12
Введение
Актуальность исследования
Настоящая научно-исследовательская работа связана с изучением загадок и их жанровых особенностей. Тема выбрана мной не случайно.
Загадка живет с древних времен, со времен, когда еще не было письменности. С загадками человек знакомится с раннего детства и на протяжении всей жизни с ними сталкивается. В школе на уроках литературного чтения этому жанру отводится свое место. Что это: забавное развлечение или особый жанр со своим предназначением? Этот проблемный вопрос послужил началом моего исследования.
Я считаю, что загадка-это особый жанр устного народного творчества, созданный не только с развлекательной, но и с практической целью.
Данное исследование является актуальным, так как и в современном мире загадка продолжает жить.
В качестве объекта исследования выступает устное народное творчество, а предметом исследования является жанр загадки.
Целью настоящего исследования является выявление уровня знаний учащихся 2 «А» класса о загадках.
В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по выбранной теме.
Провести констатирующий эксперимент среди школьников для изучения уровня их знаний по исследуемой теме.
Расширить кругозор учащихся о жанре загадок.
Составить сборник загадок нашего класса.
При проведении и создании научно-исследовательской работы использовались следующие методы:
-анализ, систематизация и обобщение научных источников по теме;
Исследование позволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес к предмету, научиться составлять загадки и быстро их отгадывать.
Глава 1. Загадки и их особенности
Для того чтобы более точно суметь проанализировать знания школьников в жанровом вопросе загадок, необходимо обратиться к теоретическим сведениям и научным работам лингвистов по данной теме. В связи с этим в теоретической главе мы акцентировали внимание на определении жанра, его происхождении, типах и функциях. На наш взгляд, это самые актуальные вопросы, без которых дальнейшая разработка исследования была бы невозможной.
1.1 История возникновения загадок
Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного общества, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.
Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле [7].
Загадки встречаются в мифологии древних народов (например, в древнегреческих мифах).
В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января) [3].
Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью- зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.
Загадки – это малый фольклорный жанр. Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. [1]
1.2 Определение жанра загадок
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры.
Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка – это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". Фольклористы определяют загадку как "иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать".
1.3 Типы загадок
Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.
Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. [5]. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.
Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания (Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. (Репа))
В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" – сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).
Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)[3]. Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).
В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.
1.4 Значение загадок
Загадки выполняли и выполняют следующие функции:
Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),
Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время
Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).
Отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные песни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а подменяют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим, не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком, но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук [7].
С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности, стали создавать новые загадки о предметах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлекательных. Сказка стала жанром детского фольклора.
Глава 2. Загадки в жизни младших школьников
Умение составлять загадки и разгадывать их является важным средством для развития воображения, образного мышления, наблюдательности и выразительности речи. Необходимо отметить, что данным умением, как указано в научных источниках, нельзя овладеть в достаточной мере, если не располагать богатым словарным запасом. В связи с этим во второй главе нами будут представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня знаний учащихся 2 «А» класса об особенностях загадок, а также сборник загадок, созданных учащимися после ознакомления с теоретической частью исследования.
2.1 Выявление уровня знаний школьников о загадках. Результаты констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент (срез) потребовалось провести для того, чтобы получить сведения об исходном уровне теоретических и практических знаний школьников в исследуемой сфере. Срез позволил выявить актуальность поставленных вопросов, а также уточнить информацию о трудностях, возникающих у школьников при отгадывании и составлении загадок.
Эксперимент проводился среди школьников 2 «А» класса гимназии № 73 города Новокузнецка. В нём приняли участие 28 человек.
Анкетируемым были предложены следующие вопросы:
1) Что такое загадки?
2) Любишь ли ты отгадывать загадки?
3) Легко ли ты отгадываешь загадки?
4) Пробовал ли ты сам придумывать загадки для других?
5) Знаешь ли ты, зачем нужны загадки? Зачем?
Ответ на первый вопрос позволил нам выявить, какое количество респондентов владеет исследуемым понятием.
Второй вопрос направлен на выявление отношения школьников к загадкам. Следующий вопрос помог выявить, имеются ли у учащихся трудности, связанные с отгадыванием. Четвертый вопрос позволил выявить желание самостоятельного составления загадок. Последний вопрос показал знания респондентов о предназначении загадок.
Рассмотрим данные, полученные при анализе анкет.
Большая часть респондентов, отвечая на первый вопрос (71 %), смогли верно дать определение загадке, остальные (29%) при ответе отметили некоторые особенности жанра.
Второй вопрос показал, что большинство опрошенных любят отгадывать загадки (82%), категорично негативно отнеслись лишь 10% учащихся, 8% остались равнодушны.
Из третьего вопроса мы выяснили, что, 18 человек (64%) с легкостью справляются с отгадыванием загадок, некоторые трудности испытывают 8 человек (29%) и 7% (2 человека) не умеют отгадывать.
Четвертый вопрос показал, что все второклассники пробовали самостоятельно придумывать загадки.
Пятый вопрос показал, что о предназначении загадок не знают 5 человек (18%), остальные (82%) выдвигали различные предположения: развивать логику, речь, словарный запас, наблюдательность; повеселиться, поиграть, подумать.
Из анализа следует, что большинство участвовавших в анкетировании могут дать правильное определение загадкам, любят этот жанр, составляют сами загадки, не испытывают сложностей в разгадывании и имеют представление о функциях загадок. Таким образом, констатирующий эксперимент выявил, что второклассники недостаточно осведомлены о жанре загадок, но интересуются им, как своеобразной игрой.
2.2 Создание сборника загадок учащихся 2 «А» класса гимназии №73
Проанализировав научную литературу, мы решили создать сборник загадок своего класса, развивая сообразительность и другие мыслительные процессы учащихся. Чем наблюдательней человек, тем проще ему выразить свою мысль образно и ярко. Именно поэтому мы изучили работы исследователей и акцентировали свое внимание на типах загадок, и на основе данных материалов предложили некоторые рекомендации для школьников.
На наш взгляд, создание загадок развивает словарный запас, внимание, умение образно мыслить, представлять и иносказательно описывать предметы. Поэтому, с уверенностью можно сказать, что проделанная работа благотворно отразилась на общем развитии второклассников.
Заключение
Настоящее научное исследование посвящено изучению жанра загадок, их особенностей, типов и функций, потому что из всех малых фольклорных жанров они обладают развивающей функцией. Составляя и разгадывая загадки, ребенок учится наблюдательности, вниманию, сравнению, развивает словарный запас, речь, мышление, познает окружающий мир. Детям становятся доступны смысловые оттенки, иносказательная замена одного предмета другим на основе общих черт, что позволяет сделать речь богатой, выразительной и точной, что является одним из показателей культурно развитого человека.
Подводя итог, мы пришли к выводу, что загадка-это особый древний жанр устного народного творчества, созданный не только с развлекательной, но и с практической целью. Этот жанр имеют свою историю развития и свои особенности.
Моя гипотеза подтвердилась.
Мы осознаем, что наше исследование не является бесспорным и охватывающим все аспекты данной проблемы, поэтому в качестве перспектив исследования, очевидно, могут быть следующие:
исследование особенностей и функционирования каждого типа загадок;
выявление места загадок в современном школьном мире.
Список использованной литературы
Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М., 1982.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.
Аникин В.П. русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. – М., 1957