Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "Загадки природы"»
Рай существует здесь, на Земле,
но люди его потеряют,
если не оставят места
для жизни животных, растений.
Джеральд Даррелл
Экологическая игра «Загадки природы»
Ход мероприятия
Цель: открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру детей, привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Темой нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия является «Загадки природы». Мы с вами узнаем очень многого и интересного о мире природы. Эпиграфом к уроку являются слова английского натуралиста, писателя Джеральда Даррелла
«Рай существует здесь, на Земле,
но люди его потеряют,
если не оставят места
для жизни животных, растений.» (Слайд 1)
Беседа: (Слайд 2) если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении - «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем — нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо, под названием - жизнь!
Жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое — деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни. Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер. Равновесие — один из основных законов природы.
Есть множество примеров тому, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам.
Куликов: Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени Карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем их численность стала резко снижаться. И если бы люди не спохватились вовремя, олени исчезли бы совсем...
А вот другой пример
Пороваев: Не так давно жители некоторых регионов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы проникали в дома — жалили людей. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.
Я: За миллионы лет все виды живой природы удивительно приспособились друг к другу.
Эти простые примеры говорят о том, что люди не должны «поправлять» природу по своему усмотрению.
Махмудов: Человек и животный мир очень тесно связаны друг с другом, многим из них люди воздвигли памятники. Памятники «братьям нашим меньшим» есть во многих странах. Самый необычный – насекомому. В 1838г. один австралийский фермер привез кактус и посадил его. Кактус начал распространяться с невероятной быстротой и губил все другие посевы. Фермеры пришли в отчаяние. Но выход был найден: из Южной Америки был привезен кактусовый вредитель, по виду похожий на гусеницу шелкопряда. В течении десяти лет гусеницы уничтожили огромное количество кактусов. И вот тогда спасителю был воздвигнут памятник. (Слайд 3)
Галиева: В столице Кении Найроби есть выполненная в натуральную величину статуя слона по кличке Ахмед, дожившего до 75 лет. (Слайд 4)
Неталиева:В японском городе Осака из камня изваяна собачья упряжка: она помогла людям во время одной из экспедиций в Антарктиде (Слайд 5).
Павленко: Известны два памятника, воздвигнутых в честь…лягушки: в Парижском университете Сорбоне и в Токио (Слайд 6).
Я: В Италии есть памятники ослу (Слайд 7), в Париже – голубям (Слайд 8), в американском городе Солт-Лейк-Сити – чайкам (Слайд 9), в Выборге – памятник лосю. (Слайд 10)
Симбиркин: В Швейцарских Альпах, где девять месяцев длиться зима, почти каждый день выпадает снег, свирепствует холод, лавины не щадят ни людей, ни животных. Сорок одного человека спас сенбернар по кличке Барри. Этой собаке поставлен памятник в Париже. (Слайд 11).
Я: Ребята, мы узнали много нового и интересного о мире животных. А теперь давайте проверим, что вы знаете об этом мире. А помогут в этом - конкурсы. Сегодня в нашем конкурсе участвуют 3 команды: Знайки, Почемучки, Дети Земли. А оценивать наши команды будет многоуважаемое жюри в составе: Огай Е.А., Лявинсковой О.В..
Конкурсы
1й конкурс «Разминка» (Слайд 12) (каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника) За каждый правильный ответ – 1 балл
1я группа
1. Что делает еж зимой? (спит)
2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
3. Какая птица живет на болоте? (цапля)
2я группа
1. Какой цветок считается самым благородным? (роза)
2. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
3. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)
3я группа
1. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
2. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
3. У какой птицы плохая репутация, ее считают воровкой? (Сорока)
Конкурс 2 «Экологический» (Слайд 13)
Многие растения и животные занесены в Красную книгу.
– Какие вы знаете растения и животные, занесенные в Красную книгу?
– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.“Редкие и исчезающие животные”(Слайд 14)
Каждой группе даются листочки с буквами. Зачеркните 2 одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получились.
Проверка на доске, картинки с животными и их названия.
А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.
Релаксация (под музыку звуков природы).Сядьте, держа спину ровно. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку и наклонитесь, и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинить зла ни одному живому существу. Сохраните в себе это чувство тишины и покоя. Откройте глаза и улыбнитесь.
Мы продолжаем наш конкурс. Конкурс 3: «Жалоба»(слайд 15)
Я: Ребята, к нам поступили жалобы от животных. Вы должны познакомиться с этими жалобами и сказать от какого животного она поступила.
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно.
Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (слайд 16)
Ответ: В первой жалобе говорится о жабе.Одна жаба сохраняет от гусениц и червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они исчезнут.
Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
Основная польза от летучихмышей уничтожение ими по ночам вредных насекомых. За ночь зверек съедает такое их количество, что составляет более половины массы его собственного тела.
Жалоба 3. Мы хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем больше летать. Мы очень красивые, нежные и хрупкие, как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, не обижайте нас!
(Бабочки) Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят человеку пользу. Например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
Дается время. После этого представитель команды (ученик-помощник) читает жалобу и дает правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл.
Я: Вам, наверное, известно, что иногда в характере человека и животного есть что – то общее. Следующий конкурс ( конкурс) « Характер наш и братьев наших меньших» (слайд 16) (Закончи фразу)
Пример: Хитрый, как……лиса.
Смелый, как…….лев.
Командам раздаются карточки с заданием.
1. Коварная, как ... (змея).
2. Трусливый, как ... (заяц).
3. Злой, как ... (собака).
4. Голодный, как ... (волк).
5. Упрямый, как ... (осел).
6. Бестолковый, как ... (баран).
Карточки с готовыми ответами передаются жюри для оценивания.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл
Рефлексия
Конкурс «Плакаты» (Слайд 17). Команды создают плакат. Каждой команде выдается лозунг, его необходимо отобразить на плакате. (Пока дети работают над плакатами включен видеоролик о природе)
1 команда: Не рвите цветов, не разрушайте птичьи гнезда и муравейники.
2 команда: Не шумите в лесу – это волнение для обитателей наших лесов!
Никуленко: Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей! В уничижительных походах не растопчи ее полей. В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши. Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души. Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна. И помни истину простую: нас много, а она одна!