Экологическая игра
Фомина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
СШ № 2 г. Борисова
Цель: создание условий для формирования у учащихся чувства личной ответственности за состояние окружающей природы.
Задачи:
- ознакомить с экологическими проблемами растительного мира, правилами рационального природоиспользования;
- развивать познавательный интерес к изучению взаимосвязей в природе;
- содействовать воспитанию у учеников заботливого отношения к родной земле, усвоению позитивного природоохранного поведения;
- способствовать формированию опыта интеллектуальной и творческой деятельности
Форма проведения: экологическая игра.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды презентации, выставка энциклопедической литературы, гербарии ягодных растений леса, уголок юного эколога (выставка детских плакатов, творческих работ), карточки – рисунки «Правила природоохранного поведения», раздаточный дидактический материал для работы в группах, письмо леснику «Лесные хозяева», изображение корзины, детали коллективной аппликации «Ты же видишь, мы свои», значки для награждения «Клуб любителей природы», грамоты.
Участники: классные руководители, учащиеся, сказочные персонажи: царь Берендей, Черничка, Шиповник.
I. Подготовительная работа
Конкурс на лучший плакат «Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе».
Семейные творческие работы «Здравствуй, лес!» (фильмы, фотографии, поделки).
Сочинения учеников на тему «Зелёные витамины леса».
«Лесные хозяева» (письмо леснику: 3 самых главных дела, которые бы я выполнил в своём лесу).
Поездка в Березинский заповедник.
Изготовление аппликации для коллективной работы «Ты же видишь, мы свои».
II. Вход в зал
(У сказочно украшенных дверей детей встречает Царь Берендей)
- Здравствуйте, ребята! Мы стоим перед волшебной дверью в чудесную страну. Отгадайте загадки, дверь откроется, и мы начнём путешествие.
Богатырь стоит богат,
угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку–орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю- хворостинкой.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой?
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
- Счастливого пути!
III. Здравствуй, лес!
1. Учитель:
- Как вы догадались, мы отправляемся в гости в Лес - царство Берендея. А вот и его внуки: Черничка и Шиповник.
2. Сказка о Лесном царстве
(рассказывают ученики в костюмах)
Жили-были мастер Олед и его красавица-дочь Гаоль. Рано – рано утром, когда только просыпается ветерок в кустах, звёзды раздумывают – уходить им с неба или ещё посветить немного, приходили Олед с Гаолью на лесную поляну. Тихо льётся в такие предутренние часы свет звёзд и, пробиваясь сквозь густые ветки деревьев, рассыпается на тонкие, как нити, лучи. Ловко и нежно подхватывала Гаоль звенящие нити, передавала отцу, и тот осторожно сматывал их в невесомый клубок. Много рассветов должно пройти, чтобы набралось достаточно серебристой пряжи, и только тогда можно приниматься за новую работу. Натянуты, как струны, серебряные лучи на ткацком станке, только вместо челнока бегает солнечный зайчик. Вечером приносят картину на Заветную поляну. Прорастают на ней зелёные стрелки травы, стволы высоких деревьев и веточки пышных кустарников, цветы отдают ей свои краски. А под утро, когда падает искристая роса, оживает картина, набирается сил у земли и наполняется голосами. Так рождается новый уголок леса.
IV. Зов о помощи
Черничка и Шиповник:
- Ребята, вы любите ягоды?
Всё меньше становится нас на лесных опушках, в тенистом лесу, на болоте. О некоторых ягодах люди и вообще скоро забудут. Мы пришли к вам за помощью.
V. Цель путешествия
Учитель:
- Как вы думаете, почему ягоды в наших лесах оказались в такой ситуации?
Сегодня мы будем искать ответ на этот вопрос и, конечно, подумаем, как помочь Черничке и Шиповнику.
VI. Путешествие по экологической тропе
1. Наука экология
Учитель:
- Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10000 товарных поездов.
- Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок.
- В реках купаться нельзя.
- По наблюдениям специалистов каждый день на Земле исчезает один вид растений или животных.
- Что нужно делать, чтобы не навредить, не уничтожить природу?
Этим занимается наука… Прочитайте её название.
hэdfкоsлоwtгиvqrяj /экология/
Экология – наука, которая изучает взаимоотношения всего живого на земле между собой и со средой обитания. Экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство людей в природу. Они подсказывают, как лучше вести хозяйственную деятельность, чтобы сохранить природу и не навредить самому человеку.
- Давайте вспомним, какие ягоды растут в наших лесах.
2. Ягодная скатерть - самобранка
а) Игра «Назови лесные ягоды» (работа в группах)
(алмани, ниезлякам, луговик, киречна, набиркус, вклюак, бряниа, жкаевие)
Мальчик в костюме шиповника оценивает работу учеников.
б) Рассказ учителя о ягодных кустарниках с показом слайдов
Ценю иную красоту.
Дороже мне, чем камни эти,
Шиповник розовый в лесу»
По берегам рек, ручьёв, в лесах, по опушкам, полянам, вырубкам и оврагам растёт шиповник – колючий кустарник с овальными плодами, имеющими окраску от оранжевой до тёмно – пурпуровой, кисловато-сладкий на вкус.
Дикий шиповник является прародителем многих тысяч сортов роз.
Пожалуй, в растительности лесов мало найдётся растений, способных соревноваться с калиновым кустом красотой и пышностью. Весной калина стоит торжественная, в белом своём кружевном наряде, а приход осени встречает розовыми, бордовыми листьями и крупными гроздьями сочных рубиновых ягод, не опадающих до наступления зимы. За их окраску, напоминающую раскалённый металл, народ и дал ей такое имя. Съедобные плоды издревле использовали для варенья, начинки пирогов, как лекарственное средство. Интересна калина в декоративных насаждениях. Целые сады в старину засаживали этим красивым кустарником, который тогда называли «снежником».
в) Значение ягод для человека и животных
«Собираем бусы» (нанизываем бусинки на тесьму, называя предложение).
Бусы дарим Черничке.
VII. Физкультминутка «Тёплый дождик в лесу » (имитация движений)
г) Несъедобные ягоды
Царь Берендей:
- Ребята, у меня в лесу растут и другие ягоды. Вы забыли о них.
Загадки – слайды: вороний глаз, волчье лыко, плоды ландыша. (Дети рассказывают о растениях, объясняют, почему их нельзя собирать).
Вывод: каждая ягода хороша и полезна по - своему, несъедобные ягоды уничтожать нельзя: ими питаются птицы.
3. В лес по ягоды (задания выполняются в центрах) (Приложение 1)
а) «Экологи»
Решение экологической задачи, составление цепочек питания
б) «Журналисты»
Ягоды - растения Красной книги.
в) «Лесники» «Если в лесу беда»
г) Защита работ
Выводы: на рост ягодных кустарников оказывает влияние хозяйственная деятельность человека, осушение болот.
VIII. Физкультминутка
Коллективная инсценировка «На острове Красном» (Приложение 2)
IX. Тренинг «Правила экологического поведения»
1. Эколого – природоведческая игра «Соглашусь – не соглашусь» (Приложение 3)
Вывод: от каждого из нас зависит жизнь растений.
2. Выработка правил поведения в лесу (с использованием плакатов, нарисованных дома) (Приложение 4)
3. Сказочные герои Черничка и Шиповник благодарят ребят за помощь.
X. Рисуем лес будущего
1. Учитель:
- Ребята, мы гуляли по лесной тропе. Всматривались, вслушивались, думали, рассуждали. Давайте нарисуем лес, в котором все будут жить в мире и согласии.
2. Ученики составляют аппликацию на доске «Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои»
Звучит музыкальная запись (адажио из балета «Маленький принц», Е.Глебов, симфонич. оркестр БР и ТВ п/у арт. РБ Б.Райского).
XI. Рефлексия
1. Учитель:
- Посмотрите, какой красивы живой уголок леса! Как хочется, чтобы он был таким и через 10, 20 лет, когда вы станете взрослыми. Но что мы для этого постараемся сделать?
2. Круговая эстафета «Одно слово»
А поможет нам в этом наука – э к о л о г и я.
XII. Подведение итогов
1. Зачитывание царём Берендеем указа о зачислении всех присутствующих учеников в Клуб любителей природы с вручением значка (вручают царь, Черничка и Шиповник)
2. Учитель:
- Природа во многом зависит от самого умного, но, к сожалению, ещё не самого мудрого из её обитателей - человека. Поэтому мало знать законы,
нужно их выполнять.
Бережливое, разумное пользование природными богатствами, экологическая грамотность человека приведёт к созданию нового периода в развитии биосферы - ноосферы. Ноосфера - сфера разума, как назвал её В.И.Вернадский, крупный советский учёный. Это разумное сожительство человека и природы. И нам надо приложить все усилия, чтобы этот период наступил.
Царь Берендей:
- Пройдёт не так уж много лет, вы вырастете. Наверное, другими станут тогда дома и заводы, автомобили и корабли. Но так же, как сейчас, будут шуметь леса, и весной в них будут петь птицы, летом созревать ягоды, а осенью трубить олени. Так же в реках и озёрах будут неторопливо плавать рыбы, а высоко в небе – кружить аисты. Потому что вы помогли сохранить всё это на Земле!
3. Хоровое чтение: «Эко – я, эко – мы, эко – мир»
Список литературы:
1. Акудович, Г.Я. Занятия по экологическому воспитанию учащихся во внеурочное время / Г.Я. Акудович. – Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2005.
2. Вдовиченко, В.М. Я за солнышком иду / Сост. В.М.Вдовиченко, В.И. Дебалтовская. – Минск: Народная асвета, 2000 .
3. Жадобко, Е. Природные сообщества в познавательных задачах /Е. Жадобко// Начальная школа.- 2001.- № 23.- С. 10-31.
4. Лопатина, А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. Лопатина, М.Скребцова.- Книжный Дом Локус, 2002.
5. Минаева, В. М. Сказка в экологическом воспитании младших школьни- ков / В. М. Минаева, С. В. Чубаро. – Мозырь: Белый Ветер, 2001.
6. Трафимова, Г.В. О чём в учебнике не прочитаешь: пословицы, загадки, интересные факты / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, М.С.Даниленко. – Минск: Аверсэв, 2010.
7. Трафимова, Г.В.Они не должны исчезнуть: рассказы о растениях Красной книги Республики Беларусь / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск: Народная асвета, 2010.