kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме: «Особенности использования литературных игр на уроках чтения в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема приобщения ребенка к чтению - это одна из актуальных проблем современной школы. Чтение - это неотьемлемый элемент культуры общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Особенности использования литературных игр на уроках чтения в начальных классах»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Доклад по теме:

«Особенности использования литературных игр

на уроках чтения в начальных классах»

Учитель начальных классов:

Остапенко Н.Г.

























2016 - 2017 уч. год

Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы, является одной из актуальных проблем современной школы. Резкое падение интереса учащихся к чтению, следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли, - не может не волновать учителя.

Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Это так. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Читая литературные произведения, обучающиеся усваивают понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, учатся их различать.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии обучающегося: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется именно в младшем школьном возрасте. Эти проблемы отображены в научных трудах отечественных ученых О. Савченко, Н. Скрипченко, М. Наумчук, О. Джежелей.

Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться при приобщении младших школьников к чтению, я выделила игровые технологии. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка. Объединив игру и учебно-воспитательный процесс, данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. В своей деятельности использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению.

Дидактические игры очень эффективно помогают решать проблему воспитания культуры чтения.

Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу. Вот примеры таких уроков: викторины по произведениям писателей, викторины по сказкам. «Сказочная география»: какие реки текут по сказочной стране, какие у них берега. Предлагаю нарисовать такие реки. «Сказочная математика»: сколько поросят, сколько раз и кто помог Заюшке вернуть избушку.

Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя.

«Сказочное ателье»: прочитать, как одета Падчерица или Буратино, Незнайка или Баба Яга. Нарисованных кукол одеть в наряд, изготовленный из бумаги.

«Бюро находок» Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор).

Игры-путешествия («По страницам любимых книг», «Строим музей сказок Г.Х. Андерсена»)

Литературные аукционы («Кто больше назовет?..»),

Конкурсы внимательных и начитанных («Чей это предмет?..», «Чей это цвет.. », «Знаете ли вы...», «Кто на чем передвигается..»), игры-загадки («Чьи это слова?», «Чей это портрет», «Назови автора...»).

Познавательно-развлекательные игры включаю в уроки как моделирующие ситуации (например, «Создаем классную библиотеку», «День рождения Книги»).

В 1 классе при изучении темы «Детская игровая поэзия» использую игры со словами, ритмами и рифмами, игры с неожиданными ассоциациями. При изучении темы «Русские народные сказки» включаю в урок сочинение историй, которые обучающиеся составили по аналогии с какой-либо сказкой. Например, сочинение сказки «Борщ из лаптя» по аналогии со сказкой «Каша из топора», сказки «Ведро и лейка» по аналогии со сказкой «Журавль и цапля». Обучающиеся с удовольствием прочитывают сочиненные истории.

Ролевые игры использую в 3-4 классах. Например, игра «В гости к Маленькому Принцу»», в ходе, которой обучающиеся на определенное время становятся путешественниками, «встречаются» с героями произведения.

Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов костюмов к инсценированным произведениям.

Но самой любимой игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А чтобы свою роль сыграть, надо хорошо знать и осмыслить прочитанный текст.

Самый удобный художественно-словесный материал для знакомства детей с инсценированием – фольклорная сказка, причем не волшебная, а либо бытовая, либо о животных, либо кумулятивная.

Удобно начинать инсценирование кумулятивных сказок, т.е. таких, в которых действие от завязки до развязки повторяется несколько раз, накапливается – например, «Петушок и бобовое зернышко». Дело в том, что младшему школьнику легче запомнить фабулу такой сказки: каждый эпизод повторяет предыдущий, меняется только персонаж. Фольклорная сказка не требует заучивания текста наизусть – можно говорить своими словами, передавая суть.

Большое значение в деле приобщения младших школьников к чтению играет библиотека: библиотечная обстановка, поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем. Мои воспитанники с нетерпением ждут прихода библиотекаря на урок, ждут встречи с новыми книгами. Рассказ о писателе, чтение произведений каждым учеником (распечатываем отрывок или стихотворение писателя, например, стихи из «Новогодней азбуки» Владимира Степанова), загадки или викторина по прочитанному – и дети с восторгом читают и обсуждают новые произведения.

Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах урока, используя возможности методических приемов, направленных на приобщение ребенка к миру книг, к миру литературного чтения.

Анализ чтения обучающихся показывает, что большой популярностью пользуются энциклопедии, справочники, материалы в помощь учебной программе, научно-познавательная литература. Мониторинг потребностей обучающихся 3-4 классов показал высокий процент обращений к детской художественной литературе, предпочтения отданы приключениям, фантастике. Книги В. Крапивина, А. Гайдара, А. Рыбакова, П. Бажова стали настоящими друзьями для учащихся. Участвуя в конкурсах «Суперчитатель» и «Любители чтения» они выбрали произведения В. Крапивина для иллюстрирования, эссе и инсценирование.

Чингиз Айтматов в одном из своих произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщение к чтению.

Встреча ребёнка с книгой в раннем детстве, любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением в зрелые годы способствуют формированию характера человека, помогают ему в выборе жизненного идеала.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Остапенко Наталья Григорьевна

Дата: 23.02.2021

Номер свидетельства: 574002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "доклад об игровых технологий "
    ["seo_title"] => string(33) "doklad-ob-ighrovykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "160406"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422034801"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Доклад "Использование на уроках различных видов ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-ispol-zovaniie-na-urokakh-razlichnykh-vidov-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "168906"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423317643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства