Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Особенности использования литературных игр на уроках чтения в начальных классах»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Доклад по теме:
«Особенности использования литературных игр
на уроках чтения в начальных классах»
Учитель начальных классов:
Остапенко Н.Г.
2016 - 2017 уч. год
Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы, является одной из актуальных проблем современной школы. Резкое падение интереса учащихся к чтению, следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли, - не может не волновать учителя.
Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Это так. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Читая литературные произведения, обучающиеся усваивают понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, учатся их различать.
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии обучающегося: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется именно в младшем школьном возрасте. Эти проблемы отображены в научных трудах отечественных ученых О. Савченко, Н. Скрипченко, М. Наумчук, О. Джежелей.
Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться при приобщении младших школьников к чтению, я выделила игровые технологии. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка. Объединив игру и учебно-воспитательный процесс, данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. В своей деятельности использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению.
Дидактические игры очень эффективно помогают решать проблему воспитания культуры чтения.
Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу. Вот примеры таких уроков: викторины по произведениям писателей, викторины по сказкам. «Сказочная география»: какие реки текут по сказочной стране, какие у них берега. Предлагаю нарисовать такие реки. «Сказочная математика»: сколько поросят, сколько раз и кто помог Заюшке вернуть избушку.
Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя.
«Сказочное ателье»: прочитать, как одета Падчерица или Буратино, Незнайка или Баба Яга. Нарисованных кукол одеть в наряд, изготовленный из бумаги.
«Бюро находок» Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор).
Игры-путешествия («По страницам любимых книг», «Строим музей сказок Г.Х. Андерсена»)
Литературные аукционы («Кто больше назовет?..»),
Конкурсы внимательных и начитанных («Чей это предмет?..», «Чей это цвет.. », «Знаете ли вы...», «Кто на чем передвигается..»), игры-загадки («Чьи это слова?», «Чей это портрет», «Назови автора...»).
Познавательно-развлекательные игры включаю в уроки как моделирующие ситуации (например, «Создаем классную библиотеку», «День рождения Книги»).
В 1 классе при изучении темы «Детская игровая поэзия» использую игры со словами, ритмами и рифмами, игры с неожиданными ассоциациями. При изучении темы «Русские народные сказки» включаю в урок сочинение историй, которые обучающиеся составили по аналогии с какой-либо сказкой. Например, сочинение сказки «Борщ из лаптя» по аналогии со сказкой «Каша из топора», сказки «Ведро и лейка» по аналогии со сказкой «Журавль и цапля». Обучающиеся с удовольствием прочитывают сочиненные истории.
Ролевые игры использую в 3-4 классах. Например, игра «В гости к Маленькому Принцу»», в ходе, которой обучающиеся на определенное время становятся путешественниками, «встречаются» с героями произведения.
Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов костюмов к инсценированным произведениям.
Но самой любимой игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А чтобы свою роль сыграть, надо хорошо знать и осмыслить прочитанный текст.
Самый удобный художественно-словесный материал для знакомства детей с инсценированием – фольклорная сказка, причем не волшебная, а либо бытовая, либо о животных, либо кумулятивная.
Удобно начинать инсценирование кумулятивных сказок, т.е. таких, в которых действие от завязки до развязки повторяется несколько раз, накапливается – например, «Петушок и бобовое зернышко». Дело в том, что младшему школьнику легче запомнить фабулу такой сказки: каждый эпизод повторяет предыдущий, меняется только персонаж. Фольклорная сказка не требует заучивания текста наизусть – можно говорить своими словами, передавая суть.
Большое значение в деле приобщения младших школьников к чтению играет библиотека: библиотечная обстановка, поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем. Мои воспитанники с нетерпением ждут прихода библиотекаря на урок, ждут встречи с новыми книгами. Рассказ о писателе, чтение произведений каждым учеником (распечатываем отрывок или стихотворение писателя, например, стихи из «Новогодней азбуки» Владимира Степанова), загадки или викторина по прочитанному – и дети с восторгом читают и обсуждают новые произведения.
Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах урока, используя возможности методических приемов, направленных на приобщение ребенка к миру книг, к миру литературного чтения.
Анализ чтения обучающихся показывает, что большой популярностью пользуются энциклопедии, справочники, материалы в помощь учебной программе, научно-познавательная литература. Мониторинг потребностей обучающихся 3-4 классов показал высокий процент обращений к детской художественной литературе, предпочтения отданы приключениям, фантастике. Книги В. Крапивина, А. Гайдара, А. Рыбакова, П. Бажова стали настоящими друзьями для учащихся. Участвуя в конкурсах «Суперчитатель» и «Любители чтения» они выбрали произведения В. Крапивина для иллюстрирования, эссе и инсценирование.
Чингиз Айтматов в одном из своих произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщение к чтению.
Встреча ребёнка с книгой в раннем детстве, любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением в зрелые годы способствуют формированию характера человека, помогают ему в выборе жизненного идеала.