Просмотр содержимого документа
«Добру откроются сердца»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность»
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
2.Общая характеристика учебного предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с интеллектуальными нарушениями. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачами обучения изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью являются:
развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами,
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, лепка);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования, лепки;
развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности , формирование основ самооценки.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умственной отсталостью в овладении предметным изображением.
Основной формой обучения изобразительной деятельности детей с ТМНР являются индивидуальные занятия. Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого занятия в соответствии с возможностями учащегося. В процессе проведения занятий создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания..
Успешность обучения детей с умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование.
Положительное влияние на ход проведения занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом занятий по изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Изобразительная деятельность» (образовательная область «Искусство») обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с интеллектуальными нарушениями. На его изучение во 2 классе запланировано 34часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Срок реализации программы рассчитан на 1 год.
4.Содержание учебного предмета
Программа по изобразительной деятельности включает два основных раздела: «Лепка», «Рисование». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Включение лепки, рисования в программу начального обучения детей с умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
№
Название раздела программы
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Личностные
Коррекционные задачи
БУД
Базовые учебные действия
1
Подготовительные упражнения. Развитие мелкой моторики.
9
Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира.
Развитие умения захватывать и удерживать предмет, повторение движений руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);
Умение выполнять простую инструкцию педагога.
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса
2
Знакомство с цветом.
8
Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем окружении .Имеет интерес и желание заниматься
Создать условия для эмоционального взаимодействия, учить адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога
3
Формирование и развитие навыков рисования.
11
Выражает положительные
эмоции., проявляет собственные чувства,
охотно участвует в совместной деятельности (создании совместных рисунков и т. д.)
Развитие зрительных и слуховых анализаторов, общей и мелкой моторики.
Подражает действиям, выполняемым педагогом Наблюдает за окружающими предметами
Принимает предлагаемую помощь,
Выполняет элементарные действия при помощи учителя
4
Лепка. Работа с пластилином.
4
Формирование навыков сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым
Фиксировать взгляд на предмете;
брать тесто в руку и сжимать его с помощью учителя.
Принимает помощь от учителя
Форма учебного занятия –индивидуально с каждым ребёнком
Содержание обучения на занятиях по изобразительной деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на занятиях по изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
5.Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «ИЗО»:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
-умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов;
-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
6. Характеристика по учебным ЗУНам
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания не сформированы , необходима помощь взрослых. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме.
Особенности психофизического развития: наблюдаютсятяжёлыенарушения координационных способностей , отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки . Мышление: обобщение и синтез недоступны . Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: Собственная речь отсутствует. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
7. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Обучение во 2 классе проводится без бального оценивания знаний обучающихсявпервоеполугодие. Предметом итоговой оценки освоения учащегося является достижения личностных, предметных результатов освоения программы конкретного учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Оценка достижений обучающегося производится по результатам проведения практических работ, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Виды контроля: индивидуальный; выполнение творческих работ
8. Календарно-тематическое планирование по предмету
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
I четверть –8 ч
Подготовительные упражнения
1
Вводная диагностика
1
07.09
Принадлежности для рисования
2.3.
Упражнения на развитие мелкой моторики
1
14.09
Музыкальное сопровождение
4,5
Знакомство с бумагой и её свойствами
2
21.09
28.09
Различные виды бумаги
6.7.
Развитие умения правильно держать карандаш, кисть
3
05.10
12.10.2022 19.10
Карандаши. кисточки
8.
Знакомство с принадлежностями для рисования- краски, кисть, стакан, салфетка
1
26.10
Краски, кисть, стакан, салфетка
II четверть –8 ч
Развитие навыков рисования
9.10.
11.12
Цвет предметов.
2
09.11
16.11
Мелки, карандаши, фломастеры, бумага.
Акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, загадки, стихи.
Юдицкая И.Е. Уроки по учебнику В.С.Кузина «Изобразительное искусство». 2 класс/ Юдицкая,И.Е. – М.: Дрофа,2010.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски;расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.