Вид диагностики | Инструкция | Цель диагностики |
1 | 2 | 3 |
1. Вводная беседа (общие сведения о себе, своей семье, ближайшем окружении; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке говорят дома) | Давай мы с тобой побеседуем. Я буду тебя спрашивать, а ты - отвечать. Но можешь и ты задавать мне вопросы | Выясняются особенности экспрессивной диалогической речи, понимание речи, коммуникабельность, интересы, ориентировки в месте и времени, социальная ориентировка |
2. Исследование словаря и навыков словообразования | Сейчас я покажу тебе красивые картинки, а ты назови мне те, которые знаешь (вначале на родном языке, потом на русском) | Определение объема активного словарного запаса как родного, так и русского языка, сопоставительный анализ. |
а) активный словарный запас б) знание обобщающих слов; в) навыки словообразования | Давай наведем порядок на столе, разложим картинки в стопочки: что к чему подходит. Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? А как назвать одним словом предметы, изображенные здесь? (ребенок дает названия сначала на родном, затем на русском языке). Посмотри, в этой стопочке – картинки с изображениями домашних животных. У них есть детки. Скажи, кто у кого есть (на двух языках). А в этой стопочке – картинки с изображениями овощей (фруктов, мебели, по, одежды). Какие фрукты ты больше всего любишь? Из яблок сделали сок. Как называется такой сок? (Аналогично обследуется образование других относительных и притяжательных прилагательных от существительных). А на этих картинках изображены игрушки. Посмотри ,какая красивая кукла! Она совсем как настоящая, только маленькая. Смотри, у тебя большая рука, а у куклы маленькая…(глаза, нос, нога , рука). Ты живешь в большом доме, а кукла в маленьком… (стул, стол) | Определение уровня владения навыками образования относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительной формы имен существительных, знание названий детёнышей животных |
3.исследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата | Поиграем в обезьянку. Смотри, что я буду делать, и повторяй за мной, как обезьянка. (ребенку предлагается выполнить 12 действий по подражанию: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой; 4) сделать губы бубликом; 5) высунуть язык «лопаткой»; 6) высунуть язык «иголочкой»; 7) поднять язык вверх к носику; 8) опустить вниз к подбородку; 9) поставить язык на нижние зубы, затем на верхние зубы; 10) поместить кончик языка в правый ,затем в левый угол рта («часики»); 11) щелкать языком; 12) произносить звук «а» на твердой атаке, на мягкой атаке) | Оценка объема, точности, симметричности движений, способности к переключению. Выявление симптомов нарушения орального праксиса и отклонений в строении органов артикуляционного аппарата |
4.Исследование звукопроизношения | Повторяй ,как я . (предлагаются слоги и слова ,содержащие следующие звуки: свистящие ,шипящие ,л, ль, р, рь, задненёбные. Звуки, отсутствующие в родном языке, в обследование не включаются) | Выявление дефектов звукопроизношения |
5.Исследование фонематического восприятия: а) на материале слогов; б) на материале слов | А теперь поиграем в попугайчика. Ты видел когда-нибудь говорящего попугайчика? Он повторяет точь-в-точь то, что говорят люди. Ты будешь попугайчиком. Говори то, что я скажу. А я от тебя спрячусь ,чтобы ты меня не видел ,а только слышал (логопед закрывает рот экраном). Для повторения предлагаются слоги, содержащие оппозиционные фонемы, присутствующие в обоих языках. Давай опять смотреть красивые картинки. Скажи, что на них нарисовано? А теперь разложи картинки в 2 столбика: в первый столбик картинки со звуком «с», во второй – со звуком «ш».(Аналогично даются другие пары звуков: обследование проводится сначала на родном, затем на русском языке) | Определение уровня развития представлений и фонематического анализа, выявление нарушений фонематического восприятия. |
6.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова | Сейчас будем повторять трудные слова. Но ты так хорошо отвечаешь ,что легко справишься с ними. Попробуем? Предлагаются для повторения слова различной слоговой структуры (трехсложные: лопата, ботики, молоко; четырехсложные: пирамида, поливает, собирает; пятисложные: умывается, вытирается, одевается; со стечением согласных: танкист, космонавт, сковорода, термометр, воспитательница) | Определение точности воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, характера имеющихся искажений |
7. исследование грамматического строя речи: а) простое предложение; б) сложное предложение в) употребление падежных форм существительного без предлогов г) употребление предлогов | Посмотри на картинку. Скажи, кто здесь нарисован, что он делает. Повтори предложение, которой получилось. А теперь составь предложение по это картинке (4-5 картинок) Давай составим предложение по этим двум картинкам (4-5 серий картинок) Посмотри на картинку. Кого (что) нарисовал художник? Картинки прячутся. Посмотри, кого (чего) нет? Давай сделаем животным подарки. Рыбу подарим … (картинка с изображением кошки). Аналогично: заяц – морковь, корова – трава, собака – косточка, белка – орехи, лиса – курица. А что подарим мальчику? (машинка, мяч, карандаш, мишка) На этой картинке прячутся игрушки. Куда спряталась кошка (под стол), мишка (на шкаф), кукла (за стул), собака (в ящик)? Захотела я поиграть с куклой (мишкой, собакой … ) Откуда возьму собаку (куклу, мишку)? | Выявление особенностей фразовой речи, наличие аграмматизмов |
8. Исследование связной речи | Посмотри на эти картинки. Здесь изображена интересная история. Вначале было вот что, затем вот что и вот чем все закончилось. Посмотри внимательно, разберись, что же произошло? А теперь расскажи мне эту историю. (Предлагаются последовательно две серии из трех картинок. Задание выполняется как на родном, так и на русском языке) | Определение смысловой целостности рассказа, его лексико-грамматического оформления и степени самостоятельности выполнения |
9. Исследование понимания обращенной речи: а) понимание слов; б) понимание фраз; в) понимание инструкций из 2-3 пунктов; г) понимание предлогов; д) понимание логико-грамматических конструкций | Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй: Покажи, где нарисован … Покажи картинку, на которой нарисовано: «Девочка читает», «Мальчик сидит на стуле» и т.п. Встань, подойди к окну. Подойди к столу, сядь, возьми ручку. Поставь ручку в стакан, возьми карандаш, отдай его маме. Покажи, где нарисована кошка на мяче, под мячом (и т.п.) По одному предмету: «Покажи тетрадь». По двум предметам (не меняя интонации): «Покажи карандаш и тетрадь». «Покажи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь» … «Покажи где хозяин с собакой, где мамина дочка, где мама дочки» … | Определение уровня понимания отдельных слов, простых и сложных грамматических конструкций |
Вид диагностики | Инструкция | Цель диагностики |
1 | 2 | 3 |
1. Диагностика зрительно-предметного восприятия: а) узнавание «зашумленных» предметных картинок; б) узнавание символических изображений; контурных изображений предметов, геометрических фигур, букв; в) складывание разрезанных картинок; г) методика Кооса | Сейчас я покажу тебе «хитрые» картинки. Догадайся, что здесь нарисовано. Будем делать красивый конвертик, такой как здесь (демонстрация) | Определение уровня развития зрительного гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии |
2. Диагностика слухо-моторных координаций: а) оценка ритмов; б) воспроизведение ритмов | Скажи, сколько раз я стучала? Послушай внимательно и постучи как я: (II, II I, I II, II, I I, I III и т.д.) | Определение уровня развития акустического гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии |
3. Диагностика сомато-пространственных представлений: а) показ частей своего тела; б) показ правой (левой) рукой предметов; в) пробы Хеда | Покажи свою правую (левую) руку, ногу, глаз, ухо. Покажи правой рукой стул, левой – окно; возьми левой рукой карандаш, правой – лист бумаги. Коснись левой рукой правого (левого) уха, правой рукой – левого глаза и т.п. | Определение ровня развития пространственных ощущений собственного тела, пространственных ориентировок, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии |
4. Диагностика динамического праксиса и мелкой моторики: а) пересчет пальцев; б) проба «Кулак – ребро - ладонь»; в) графическая проба «Заборчик» | Делай как я (показ) Продолжай рисовать заборчик так же, как у меня | Определение моторной зрелости, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии |
По окончании обследования логопед делает вывод о природе речевых ошибок двуязычного ребенка, вырабатывает рекомендации для родителей и педагогов, определяет вид помощи, в которой нуждается ребенок: логопедическая, психологическая или педагогическая коррекция, наблюдение, консультирование родителей и др.
Решающими факторами для оказания коррекционной помощи ребенку с билингвизмом являются:
- нарушение произношения звуков, присутствующих как в родном, так и в русском языке;
- наличие нечеткой, «размытой» артикуляции, нарушение ритмико-мелодической и интонационной сторон речи;
- отсутствие или низкий уровень развития фразовой речи на русском языке, аграмматизмы в речи народном языке;
- плохое понимание или полное непонимание русской речи.
Совокупность всех вышеперечисленных факторов (или некоторых из них) позволяет говорить о нерезко выраженном общем недоразвитии речи, фонематическом или фонетико- фонематическом недоразвитии речи у детей с билингвизмом. Эти учащиеся, как и русскоязычные дети с аналогичными нарушениями, должны получать логопедическую помощь. Работу логопеда, в таких случаях не могут заменить дополнительные занятия с учителем начальных классов или учителем русского языка, если только эти педагоги не владеют приемами постановки звуков, их дифференциации в устной речи и при письме и специальными методиками развития речи.
1.Аникина А.Е.,Павлова Н.В. Обучение детей русскому языку с двуязычием.
Школьный логопед ,2004 г. № 3
2.Волкова Е., Протасова Е.Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении.
Дошкольное воспитание ,2002 г. , №12
3 Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом.
4. логопедия в школе :практический опыт (под редакцией Кукушкина В.С.
М., МарТ, 2004 г.
5.Федорова В.В. Особенности работы учителя-логопеда в национальной школе с русским
6.БессоноваТ.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.
М., АРКТИ,1997г.
7.Ефименкова Л.П., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
На школьном логопункте.Пособие для логопеда.М. Просвещение, 1991 г.
8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
М., Аквариум,1995г.
9.Филимошкина Н.М. Разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма.