kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Билингвизм  -  это  владение  двумя  языками  и  попеременное  их  использование

в  зависимости  от  условий  речевого  общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом»













Диагностика речевых нарушений

у детей с билингвизмом







Диагностика устной речи


Вид диагностики

Инструкция

Цель диагностики

1

2

3

1. Вводная беседа (общие сведения о себе, своей семье, ближайшем окружении; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке говорят дома)

Давай мы с тобой побеседуем. Я буду тебя спрашивать, а ты - отвечать. Но можешь и ты задавать мне вопросы

Выясняются особенности экспрессивной диалогической речи, понимание речи, коммуникабельность, интересы, ориентировки в месте и времени, социальная ориентировка

2. Исследование словаря и навыков словообразования

Сейчас я покажу тебе красивые картинки, а ты назови мне те, которые знаешь (вначале на родном языке, потом на русском)

Определение объема активного словарного запаса как родного, так и русского языка, сопоставительный анализ.

а) активный словарный запас











б) знание обобщающих слов;

в) навыки словообразования

Давай наведем порядок на столе, разложим картинки в стопочки: что к чему подходит.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? А как назвать одним словом предметы, изображенные здесь? (ребенок дает названия сначала на родном, затем на русском языке).

Посмотри, в этой стопочке – картинки с изображениями домашних животных. У них есть детки. Скажи, кто у кого есть (на двух языках). А в этой стопочке – картинки с изображениями овощей (фруктов, мебели, по, одежды). Какие фрукты ты больше всего любишь? Из яблок сделали сок. Как называется такой сок? (Аналогично обследуется образование других относительных и притяжательных прилагательных от существительных).

А на этих картинках изображены игрушки. Посмотри ,какая красивая кукла! Она совсем как настоящая, только маленькая. Смотри, у тебя большая рука, а у куклы маленькая…(глаза, нос, нога , рука). Ты живешь в большом доме, а кукла в маленьком… (стул, стол)












Определение уровня владения навыками образования относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительной формы имен существительных, знание названий детёнышей животных

3.исследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата

Поиграем в обезьянку. Смотри, что я буду делать, и повторяй за мной, как обезьянка. (ребенку предлагается выполнить 12 действий по подражанию: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой; 4) сделать губы бубликом; 5) высунуть язык «лопаткой»; 6) высунуть язык «иголочкой»; 7) поднять язык вверх к носику; 8) опустить вниз к подбородку; 9) поставить язык на нижние зубы, затем на верхние зубы; 10) поместить кончик языка в правый ,затем в левый угол рта («часики»); 11) щелкать языком; 12) произносить звук «а» на твердой атаке, на мягкой атаке)

Оценка объема, точности, симметричности движений, способности к переключению. Выявление симптомов нарушения орального праксиса и отклонений в строении органов артикуляционного аппарата

4.Исследование звукопроизношения

Повторяй ,как я .

(предлагаются слоги и слова ,содержащие следующие звуки: свистящие ,шипящие ,л, ль, р, рь, задненёбные. Звуки, отсутствующие в родном языке, в обследование не включаются)

Выявление дефектов звукопроизношения

5.Исследование фонематического восприятия:

а) на материале слогов;















б) на материале слов

А теперь поиграем в попугайчика. Ты видел когда-нибудь говорящего попугайчика? Он повторяет точь-в-точь то, что говорят люди. Ты будешь попугайчиком. Говори то, что я скажу. А я от тебя спрячусь ,чтобы ты меня не видел ,а только слышал (логопед закрывает рот экраном). Для повторения предлагаются слоги, содержащие оппозиционные фонемы, присутствующие в обоих языках.


Давай опять смотреть красивые картинки. Скажи, что на них нарисовано? А теперь разложи картинки в 2 столбика: в первый столбик картинки со звуком «с», во второй – со звуком «ш».(Аналогично даются другие пары звуков: обследование проводится сначала на родном, затем на русском языке)

Определение уровня развития представлений и фонематического анализа, выявление нарушений фонематического восприятия.

6.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Сейчас будем повторять трудные слова. Но ты так хорошо отвечаешь ,что легко справишься с ними. Попробуем? Предлагаются для повторения слова различной слоговой структуры (трехсложные: лопата, ботики, молоко; четырехсложные: пирамида, поливает, собирает; пятисложные: умывается, вытирается, одевается; со стечением согласных: танкист, космонавт, сковорода, термометр, воспитательница)

Определение точности воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, характера имеющихся искажений

7. исследование грамматического строя речи:


а) простое предложение;




б) сложное предложение



в) употребление падежных форм существительного без предлогов





г) употребление предлогов


Посмотри на картинку. Скажи, кто здесь нарисован, что он делает.

Повтори предложение, которой получилось. А теперь составь предложение по это картинке (4-5 картинок)

Давай составим предложение по этим двум картинкам (4-5 серий картинок)

Посмотри на картинку. Кого (что) нарисовал художник? Картинки прячутся. Посмотри, кого (чего) нет?

Давай сделаем животным подарки.


Рыбу подарим … (картинка с изображением кошки). Аналогично: заяц – морковь, корова – трава, собака – косточка, белка – орехи, лиса – курица. А что подарим мальчику? (машинка, мяч, карандаш, мишка) На этой картинке прячутся игрушки. Куда спряталась кошка (под стол), мишка (на шкаф), кукла (за стул), собака (в ящик)? Захотела я поиграть с куклой (мишкой, собакой … ) Откуда возьму собаку (куклу, мишку)?

Выявление особенностей фразовой речи, наличие аграмматизмов

8. Исследование связной речи

Посмотри на эти картинки. Здесь изображена интересная история. Вначале было вот что, затем вот что и вот чем все закончилось. Посмотри внимательно, разберись, что же произошло? А теперь расскажи мне эту историю. (Предлагаются последовательно две серии из трех картинок. Задание выполняется как на родном, так и на русском языке)

Определение смысловой целостности рассказа, его лексико-грамматического оформления и степени самостоятельности выполнения

9. Исследование понимания обращенной речи:

а) понимание слов;


б) понимание фраз;




в) понимание инструкций из 2-3 пунктов;




г) понимание предлогов;


д) понимание логико-грамматических конструкций

Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй: Покажи, где нарисован …

Покажи картинку, на которой нарисовано: «Девочка читает», «Мальчик сидит на стуле» и т.п.

Встань, подойди к окну. Подойди к столу, сядь, возьми ручку. Поставь ручку в стакан, возьми карандаш, отдай его маме.

Покажи, где нарисована кошка на мяче, под мячом (и т.п.)

По одному предмету: «Покажи тетрадь». По двум предметам (не меняя интонации):

«Покажи карандаш и тетрадь».

«Покажи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь» …

«Покажи где хозяин с собакой, где мамина дочка, где мама дочки» …

Определение уровня понимания отдельных слов, простых и сложных грамматических конструкций


Диагностика неречевых процессов


Вид диагностики

Инструкция

Цель диагностики

1

2

3

1. Диагностика зрительно-предметного восприятия:

а) узнавание «зашумленных» предметных картинок;

б) узнавание символических изображений; контурных изображений предметов, геометрических фигур, букв;

в) складывание разрезанных картинок;

г) методика Кооса

Сейчас я покажу тебе «хитрые» картинки. Догадайся, что здесь нарисовано.








Будем делать красивый конвертик, такой как здесь (демонстрация)

Определение уровня развития зрительного гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии

2. Диагностика слухо-моторных координаций:

а) оценка ритмов;

б) воспроизведение ритмов



Скажи, сколько раз я стучала?

Послушай внимательно и постучи как я: (II, II I, I II, II, I I, I III и т.д.)

Определение уровня развития акустического гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии

3. Диагностика сомато-пространственных представлений:

а) показ частей своего тела;


б) показ правой (левой) рукой предметов;



в) пробы Хеда




Покажи свою правую (левую) руку, ногу, глаз, ухо.

Покажи правой рукой стул, левой – окно; возьми левой рукой карандаш, правой – лист бумаги.

Коснись левой рукой правого (левого) уха, правой рукой – левого глаза и т.п.

Определение ровня развития пространственных ощущений собственного тела, пространственных ориентировок, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии

4. Диагностика динамического праксиса и мелкой моторики:

а) пересчет пальцев;

б) проба «Кулак – ребро - ладонь»;

в) графическая проба «Заборчик»



Делай как я (показ)



Продолжай рисовать заборчик так же, как у меня

Определение моторной зрелости, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии




Анализ результатов логопедической диагностики


По окончании обследования логопед делает вывод о природе речевых ошибок двуязычного ребенка, вырабатывает рекомендации для родителей и педагогов, определяет вид помощи, в которой нуждается ребенок: логопедическая, психологическая или педагогическая коррекция, наблюдение, консультирование родителей и др.

Решающими факторами для оказания коррекционной помощи ребенку с билингвизмом являются:

- нарушение подвижности органов артикуляционного аппарата;

- нарушение произношения звуков, присутствующих как в родном, так и в русском языке;

- наличие нечеткой, «размытой» артикуляции, нарушение ритмико-мелодической и интонационной сторон речи;

- нарушение восприятия фонем, общих для обоих языков;

- искажения звуко-слоговой структуры слов, не связанные с интерференцией;

- ограниченный словарный запас как родного, так и русского языков;

- отсутствие или низкий уровень развития фразовой речи на русском языке, аграмматизмы в речи народном языке;

- плохое понимание или полное непонимание русской речи.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов (или некоторых из них) позволяет говорить о нерезко выраженном общем недоразвитии речи, фонематическом или фонетико- фонематическом недоразвитии речи у детей с билингвизмом. Эти учащиеся, как и русскоязычные дети с аналогичными нарушениями, должны получать логопедическую помощь. Работу логопеда, в таких случаях не могут заменить дополнительные занятия с учителем начальных классов или учителем русского языка, если только эти педагоги не владеют приемами постановки звуков, их дифференциации в устной речи и при письме и специальными методиками развития речи.


Литература:

1.Аникина А.Е.,Павлова Н.В. Обучение детей русскому языку с двуязычием.

Школьный логопед ,2004 г. № 3

2.Волкова Е., Протасова Е.Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении.

Дошкольное воспитание ,2002 г. , №12

3 Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом.

4. логопедия в школе :практический опыт (под редакцией Кукушкина В.С.

М., МарТ, 2004 г.

5.Федорова В.В. Особенности работы учителя-логопеда в национальной школе с русским

Языком обучения .Дефектология,1984г.,№4

6.БессоноваТ.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.

М., АРКТИ,1997г.

7.Ефименкова Л.П., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы

На школьном логопункте.Пособие для логопеда.М. Просвещение, 1991 г.

8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.

М., Аквариум,1995г.

9.Филимошкина Н.М. Разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма.

Дефектология,1980г., №2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом

Автор: Новикова Людмила Вячеславовна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства