Просмотр содержимого документа
«День русского языка /Конкурс знатоков русского языка/»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сеймицкая средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области
День русского языка
/Конкурс знатоков русского языка/
Подготовила
учитель начальных классов
Степанова Л. Н.
2017-2018 учебный год
Тема: конкурс знатоков русского языка
Цель: приобщить учащихся к великой русской культуре
Задачи:
обучающая – ознакомить учащихся с историей русского алфавита; с создателями хранилищ великого русского слова – словарями;
развивающая – развитие логического мышления, памяти, творческого воображения, внимания;
воспитательная - воспитание любви и бережного отношения к родному языку, интереса к слову, постижение красоты и величия слова.
Оборудование: слайдовая презентация, выставка «Словари – главные помощники»
Ход урока
Вступительное слово учителя.
У каждого человека есть своя Родина – это страна, уголок в ней, где человек родился и вырос, где жили его предки, живут его близкие и родные люди; где всё проникнуто любовью к Богу и ближнему, к стране, в которой живешь.
К. Г. Паустовский сказал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Сл.1.
2. Из истории Дня русского языка.
Наш родной язык – русский язык. Как всему великому и значимому в нашей стране отведен день празднования. 6 июня – День русского языка, который был утверждён президентским указом в 2011 году. Праздник совсем юн, однако сам язык имеет огромную историю, в течение которой великое русское слово развивалось, сохраняя неповторимое звучание и глубинные смыслы, дошедшие до наших дней и передавшиеся нам в качестве по настоящему великого дара предков.
Несложно догадаться, почему именно дата 6 июня была выбрана для этого праздника. Это день рождения Александра Сергеевича Пушкина, который для многих поколений не только русских, но и представителей многих других национальностей, стал олицетворением образности русского слова, одним из создателей современного русского языка. Сл 2.
3. Сценка
А как и когда появился русский алфавит? Было это давно и примерно так:
На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать- славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу и младший.
Всё в школе ему казалось ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.
- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-то от греков.
- А почему у славян нет своих книг?
- Потому что писать на славянском языке нельзя.
В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
- Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
- Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.
Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян. Вскоре братьев Константина и Мефодия греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать в Моравию учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их)
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку. Сл.3.
Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.
Уч.1. Вот азбука-начало все начал.
Открыл букварь – и детство так и дунуло!
Уч.2. А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Уч.3 Он понимал, что буковки-основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Уч.1. Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) В ней 43 буквы Каждая имеет своё название. Сл. 4.
Ведущий (учитель) 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они старались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и чёткой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
Уч.2. Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке.
4. Конкурс знатоков русского языка.
Вот так появился русский язык. «Мой верный друг!...Мой царь! Мой раб! Родной язык» - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.
А узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
«На столе моём – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель – мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке.
Говорю я с целым миром на том языке».
На сколько хорошо знаете вы, дети, русский язык, мы сейчас увидим.
1 конкурс «Один-много» (называю сущ. в ед ч., а вы – во мн. ч.) Слайд 5.
Нога-… дуга - … ведро -… метро -… пень -…
Рука -.. мука -… бедро - … день - … лень - …
Цыплёнок - …
Козлёнок -…
2 конкурс «Двенадцать ква» Слайд 6.
Ранним утром на опушке громко квакают лягушки.
Много слов и все слова всегда в себе содержат « ква» .
В середине и в начале, и в разбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали, пусть они заговорят!
- этот «ква» научит читать (букварь)
-этот жажду в жару утоляет (квас)
- этот в пустыне степенно шагает(караван)
- без этого конь лихой спотыкается (подкова)
- плавает в этом рыбка красавица (аквариум)
- эта – фигура в умной игре(королева)
Эта, звук означая молчит(буква)
- эта даёт молоко и мычит(корова)
- этот не раз вы чертили в тетрадке(квадрат)
- эта растёт в огороде на грядке(тыква)
- эта орехи впрок запасает (кедровка)
- трудится кто, тот её получает (квалификация)
3 конкурс. «Про многозначные слова и омонимы»
-Одна нам ночами на небе сверкает. Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт. На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
- Первый – нос у поросёнка, что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй, ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает, Винни - Пуху помогает. (пятачок)
- Первая с ниткой всегда неразлучна, шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая, маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла, место листочка она заняла.
Ну а четвёртая ёжику служит, с колкой защитницей ёжик не тужит. (игла)
- Первым лиса очень любит гордиться, нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта: очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи, тянется он за кометой Галлея.
Ну а четвёртый – тот дружит с расческой, на голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают, пятый тогда у тебя отрастает. (хвост)
- Первая ярко на небе сверкает, дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте, быстро со скрипом её застегнёте. ( молния)
= Первые все мы в игре набираем, если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают, летом от солнца глаза защищают.(очки)
4 конкурс «Подбери пару» Слайд 7.
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы получились предложения.
Крупные капли дождя торчали на косогоре
Последние снежинки весело катались с горки
Маленькая собачонка летела в тёплые страны
Голые кусты барабанили по крыше дома
Деревенские ребята порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих
5. Динамическая пауза.
- Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши.
- Если прилагательное – встаньте .Если другую часть речи – сядьте.
День, компьютер, ранняя, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, короткий, весна, наступила, холодная, ветер, порхает, заяц, человек, зелёная, стол, любит, мяч, зубастый.
5 конкурс «Блиц-опрос»
- может ли слог состоять из одного согласного звука?(нет)
- Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.(текст)
- Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
- Сколько слов в русском алфавите?(33)
- Сколько слогов в слове МАШИНА?
- Как пишется первое слово в предложении?
- Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку.
- Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее, называется…
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Как переносятся слова с двойными согласными?
- Назови одним словом: существительное, предлог, местоимение.
Труд кормит, а лень….(портит) Мир строит, а война…(разрушает)
Как аукнется, так и …(откликнется) Смелый побеждает, а трус…(погибает)
Семь раз отмерь, один раз…(отрежь) Человек от лени болеет, а от труда…( здоровеет)
Нет друга – ищи, а нашел… ( береги) Сумел завязать, сумей и …(развязать)
Сам погибай, а товарища..(выручай) Чем зря кричать, лучше…( помолчать)
Декабрь год кончает, а зиму…(начинает) По одёжке встречают, а по уму…(провожают)
- Молодцы, ребята! Вы уже имеете знания о русском языке, пополняете свой словарный запас.
А вы знаете, что существуют хранилища слов –это словари.
6. Сообщение о словарях.
22 ноября – день Словарей и Энциклопедий. Что же такое словарь? Сам словарь даёт такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.
Существует несколько типов словарей. Их подразделяют на два основных типа: языковые и энциклопедические. Слайд 9.
Среди языковых словарей нужно выделить орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, антонимические, иностранных слов, крылатых слов и выражений. Среди энциклопедий интересными являются энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника.
Самыми известными словарями являются словари С. И. Ожегова и В. И. Даля. Знаток русского слова Владимир Иванович Даль был чутким ценителем и страстным собирателем русской речи. Слайд 10. 53 года Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Итогом его работы стал четырёхтомный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре Даля 200000 слов письменной и разговорной речи. В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова, который издан под названием «Толковый словарь русского языка около 85 000 слов. На базе этого словаря был издан однотомный словарь Сергея Ивановича Ожегова. В нём 57 000 слов.
7. Заключительная беседа.
Русский язык – официальный язык Российской Федерации. Русский язык – один из официальных языков Организации Объединённых Наций. Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. По самым скромным оценкам, на русском языке в мире говорят около 230 миллионов человек в десятках стран. Наибольшее распространение помимо России и республик бывшего Советского Союза имеет в Болгарии, Польше, Германии, Израиле, Чехии, Финляндии, Словакии, Сербии, на Кипре. Немалое число русскоговорящих и тех людей, которые неплохо знают русский язык, живёт в Канаде и США, Аргентине и Великобритании, Италии и Франции, Афганистане и Сирии. Слайд 11.