Занятие по внеурочной деятельности
«Я познаю мир» (1 класс)
Тема: «Человек среди людей».
Задачи:
– целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира;
- ознакомить учащихся с понятием «Культура мира» и раскрыть его составляющие;
- показать значимость образования в формировании положительной Я-концепции.
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;
- формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- признание возможности различных точек зрения и права каждого иметь свою.
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
- понимания и сопереживания чувствам других людей.
Ход занятия:
Организация класса.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно встали,
Глазки на меня подняли. (1 слайд).
- Как вы понимаете эти слова?
- О чём будем разговаривать сегодня? (Ответы детей).
2 Целеполагание.
Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, его отношение к людям и окружающей природе.
(Музыка «Шум дождя» ) Стихотворение А. Дементьева « Доброту не купишь на базаре» читает учитель( 2 слайд).
Беседа.
а) О чём говорили на прошлом занятии? (О доброте).
б) Протяните мне свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу вас внимательно их рассмотреть. Скажите , на что похожи горошины? (Ответы детей).
в) Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Г) А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля. Закройте глаза и пофантазируйте под музыку. Д) Что представили? Что увидели?
4 Рассмотрите схему – карту России (3 слайд) Слово «Я». – Ребята, а кто знает, сколько таких «Я» живёт на Земле?
– На нашей планете около 5 млрд. жителей(5слайд) . Это очень много. Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Но каждый должен стараться стать лучше.
Физминутка
5 – Давайте поразмышляем: какой Я, что во мне хорошего, и что вам бы хотелось исправить в себе(6 слайд). – Работа в группах. Дети размышляют и советуются с товарищами. – Обобщение: Идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях.
6 – Дети читают пословицы и объясняют их смысл(7 слайд). – Может ли человек прожить один? – Кого мы видим на планете рядом с собой? 7 – Человек постоянно нуждается в общении(8 слайд)
8 – Прочитайте второе слово на схеме- карте «люди»(9 слайд). Всем людям хватает места на Земле, солнца, воздуха, воды и пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему? Ответы от групп.
Обобщение: существует 2 мира на планете: - мир искусства, любви и добра; мир пошлости, глупости и скуки.
Физминутка
9 Тренинг: Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. – А теперь попробуйте продолжить фразу: «Мне не нравится, когда…»(10 слайд)
Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми.
– Цитата из Библии(11 слайд).
10 Творческая работа – работа в группах. – Готовясь к этому занятию, вы должны были ответить на вопрос «Без чего жизнь людей была бы невозможна?» (люди, животные, растения) Ответы в рисунках(12 слайд). Обобщение: всё, о чём вы сейчас рассказали и показали называют одним словом – каким? « Природа». На схему – карту поместить это слово.
11 – Все вы знаете, что природу надо беречь. Как? Чтение учителем рассказа В. Осеевой «Плохо». Беседа по содержанию. –
Обобщение: - Всё, о чём мы с вами сегодня говорили, можно назвать одним словом Мир! В это понятие включён и человек, и вся окружающая нас природа. Слово – мир на схему – карту.
Стихотворение «Я слеплю из пластилина…» читает учитель под музыку(13 слайд).
12 Подведение итогов. А теперь ещё раз посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно! Она могла потеряться, разломиться на части.
Также трудно сохранить мир, в котором мы живём(14 слайд). Нужно жить в согласии с собой и с другими, видеть красоту природы и человеческих отношений. Желаю вам мира, добра и здоровья!
Рефлексия. Что для тебя сегодня было ценным? Разукрасьте друга – человечка по своему настроению!
Спасибо за работу!