Береги свою планету. Внеклассное мероприятие по окружающему миру.
Береги свою планету. Внеклассное мероприятие по окружающему миру.
Древние священные табу, так или иначе регулировавшие общение наших далеких предков с матерью – природой, естественно, остались в прошлом. Поэтому, говорить об элементарных экологических запретах, тех, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека, нужно уже сейчас. Важна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и открыты детьми, чтобы стали их собственными убеждениями. Ведущая педагогическая идея: воспитание бережного отношения к природе. Работа над правилами поведениями в природе, несомненно, поможет формированию у наших воспитанников ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Береги свою планету. Внеклассное мероприятие по окружающему миру.»
Ульянова Татьяна Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г.Орска»
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ
Внеклассное мероприятие
Аннотация
Древние священные табу, так или иначе регулировавшие общение наших далеких предков с матерью – природой, естественно, остались в прошлом. Поэтому, говорить об элементарных экологических запретах, тех, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека, нужно уже сейчас. Важна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и открыты детьми, чтобы стали их собственными убеждениями. Ведущая педагогическая идея: воспитание бережного отношения к природе. Работа над правилами поведениями в природе, несомненно, поможет формированию у наших воспитанников ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли.
Цель: воспитание экологической культуры школьников, учить беречь родную Землю.
Задачи: 1.Актуализировать знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.
2.Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей.
3.Создавать условия для воспитания любви к природе. Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.
Оборудование:
- портрет Пришвина
- музыкальное оформление
- картинки птиц
- фотографии растений
Ход мероприятия
Учитель. Природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны.
- Вспомним слова М.М. Пришвина; «Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
(портрет М.Пришвина)
- Сегодня мы поговорим о растениях, птицах, животных, и об их охране.
Рядом с тобой немало растений, животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и защите. Именно от того, как мы ведем себя в роще, лесу, парке, на лугу, у реки зависит судьба животных и растений. Ведь часто бывает так: едва люди войдут в лес, уже начинают рвать, а часто выдирать с корнями цветы. Они быстро вянут, их выбрасывают. Многие считают, что сбор цветов совершенно безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше. Особенно самых красивых.
1.Белая кувшинка (ее еще называют водяной лилией) – крупный и красивый цветок. Еще недавно белых кувшинок было очень много, но сейчас кувшинку увидеть очень нелегко, очень мало их осталось. Несмотря на то, что кувшинки растут на глубоких местах на глубине 4-5 метров, их постоянно срывают, добираясь до них вплавь и на лодках. Оторванный цветок теряет упругость, в какую бы воду его ты не поставил.
(иллюстрация кувшинки)
2.Люди выбрасывают сорванные цветы, а потом сожалеют, что они исчезли и не растут больше в этом водоеме, и не догадываются, что сами виноваты в этом. Славянские народы называли водяную лилию одолень - трава и верили, что она излечивает от болезней и оберегает от бед.
Учитель: - Отправляясь в дорогу люди, заливали в маленькие мешочки – ладанки листья и цветы белой кувшинки. И твердо верили, что это принесет удачу, оборонит от несчастий.
Конкурс « Кто больше назовёт цветов»?
( по одной девочке называют по очереди цветы, кто первый остановится – выбывает)
Викторина
1.Какой цветок всегда следует за солнцем? (подсолнух)
2.Какой цветок символизирует болтливость? (колокольчик)
3.Какой синенький цветок римляне называли «царским»? (василек)
4.Какой цветок возвращает память тем, кто забыл о своих близких? (незабудка)
5.В честь какого цветка назван цвет? (сиреневый в честь сирени)
Ученик 1:
Возле речки в тумане
Чуть шумят тополя.
Может, ими и ранит
Человека земля.
Ученик 2:
Иль березкой кудрявой,
Нескупой на слова,
Или явором,
Явор - всем лесам голова.
Ученик 3:
Иль плясуньей – калиной,
Что сережкой трясет.
Или первой травинкой,
Пробивающей лед…
Ученик 4:
Что же, Земля привлекает
Или этим, иль тем,
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
Ученик 5:
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Ученик 6:
Первой звонкой капелью
И росой на устах.
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
Ученик 7:
И родными местами.
Где ты жил, где ты был
И цветами, цветами-
Чуть о них не забыл.
Ученик 8:
Манят волею реки
И раздолью поля,
Не обманет навеки
Человека земля.
Учитель: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие писатели, поэты посвящают свои произведения природе.
Послушаем, о чем пишет поэт Сергей Викулов в своем стихотворении.
Ученик 1:
Услышу ль сосен шум в последний час
Журчат струи средь камушков у брода-
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна, по имени Природа.
У нее для всех хватает доброты.
Ученик 2:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее основы,
Какая бы не грянула беда – все возродится снова.
Ученик 3:
Но если-
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это «если» значит?
О, человек! Природа – мать ни рек
И ни морей, ни росных трав, ни голубых озер
От глаз твоих нас прячет
Цените ее доверие, вы - люди!
Не обмани ее! И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
Учитель: Поэт Рыленков в своем стихотворении утверждает, что все богатство русской природы принадлежит народу, значит вам, дети.
Ученик 1:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик 2:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зеленой
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!
Учитель: Родина! Родная природа…
Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
Ученик 3:
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встанет
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ученик 1:
Сидит на ромашке смешная букашка,
Сидит и вздыхает от тоски.
Никак, ну никак она не сосчитает
Ромашки беленькой лепестки.
Весь день сосчитать, их бедняга, не сможет.
Ну, кто же, ну кто же букашке поможет?
Ученик 2:
Вам известно, что жуки жужжат
С досады и с тоски.
Но в кругу друзей жуки чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком, я с ним третий год знаком
Это счастье, если жук и тебе не враг, а друг.
Учитель: - Поговорим и о птицах.
Ребята! Кто из вас знает, какая птица является символом мира на нашей планете? (белый голубь)
3.Белый голубь – это символ мира, а придумал его и изобразил знаменитый французский художник Пабло Пикассо. Свой рисунок он назвал «Голубь мира».
4. Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби.
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь наполнил.
-Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Отгадайте загадки о птицах:
1.Пухом богата,
Клюв – лопата.
В речке бродит,
Вперевалочку ходит. (утка)
2.Далеко мой стук слышится вокруг
Червякам я враг, а деревьям друг. (дятел)
3.Чик – чирик!
К зернышку – прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это? (воробей)
4.Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (петушок)
5.На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его … (скворец)
Учитель: -Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
- Как мы может помочь птицам? (ответы детей)
(иллюстрация птиц)
Ученик 3:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело .
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Ученик 4:
Все, все на свете пичуги!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем – то не очень дружны.
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Учитель: - А сейчас мы проверим, какие правила поведения в природе вы знаете.
(карточки – знаки)
1.В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.
2.Не подходите близко к гнездам птиц. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы – родители могут покинуть гнездо.
3.Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.
4.Не разоряйте птичьи гнезда.
5.Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
6.Не ловите диких животных и не уносите их домой.
Игра «Продолжи народную пословицу или примету»
Цель: тренировать умение запоминать народные изречения и предметы, в которых собран опыт многих поколений предков, помочь детям понять их смысл.
Земля …(заботу любит).
Без хозяина земля- …(круглая сирота).
Много снега-…(много хлеба), много воды-… (много травы).
Судьба природы-… (судьба Родины).
Рощи да леса -… (родного края краса).
Землю согрело-… (поспеши с посевом).
Больше птиц-… (выше урожай).
Срубили кусты-…(прощай птицы).
Увидел скворца-…(весна у крыльца).
Ранний прилет грачей и жаворонков-… (к ранней весне).
Много леса-…(не губи), мало леса-…(береги), нет леса-…(посади). Старые деревья-…(молодые охраняют).
Растения-…(земли украшения).
«Экология устами младенца»
А теперь послушаем детей и их рассуждения на тему «Экология устами младенца». Назовите, о чем говорят дети (не забудьте правильные ответы отмечать в своих жетонах).
Прослушивание магнитной записи голосов детей с вопросами для учащихся.
Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (браконьеры)
Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели.(парк)
Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета.(солнце)
Это то, где все сажают, и когда она есть, то на деревьях листики вырастают.(почва)
Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать.(лужа)
Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и нечего нельзя там делать.(заповедник)
5.Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
6.Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Конкурс «Загадки»
В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах. (фильтр)
Черный воздух, облако, как пыль, бывает, когда топят печку дым)
Там квакают лягушки и растут камыши. (болото)
Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне. (засуха)
Его выдыхают животные и люди, от него гибнет все живое. (углекислый газ)
То, что нас везде и всегда окружает. (природа)
То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (свет)
Маленькие санитары природы, мы их не видим. (микроорганизмы)
Его выделяют растения.(кислород)
Птицы, рыбы, звери, человек, цветы, деревья. Все это вращается вместе с землей и называется одним словом .(биосфера)
Рыбам - вода, зверю - лес, птицам - воздушное пространство, а в экологии это называется….(средой обитания).
В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетаю опять, а в это время медведь спит в берлоге. (времена года).