Беседа на родительском собрании "Как развить внимательность у ребенка"
Беседа на родительском собрании "Как развить внимательность у ребенка"
Один из наиболее частых запросов от родителей – это жалобы на невнимательность своего ребенка, которая может проявляться, на самом деле, в очень разных формах.
В этой статье описаны очень простые, но очень эффективные упражнения, которые помогут сделать ребенка более внимательным в домашних, так сказать, условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа на родительском собрании "Как развить внимательность у ребенка"»
Беседа на родительском собрании
Как развить внимательность у ребенка
Сегодня поговорим с вами о том, как можно помочь нашим деткам стать более внимательными.
Один из наиболее частых запросов от родителей – это жалобы на невнимательность своего ребенка, которая может проявляться, на самом деле, в очень разных формах. Например, родители часто жалуются на то, что ребенок не может усидеть на месте; что ребенку сложно заниматься каким-то видом деятельности какое-то длительное время. Это же может проявляться и в каких-то социальных контактах. То есть, этот ребенок – такой непоседа. Это может быть обусловлено, как и особенностями нервной системы и темпераментом, так и сложностями, которые у ребенка могут быть в сфере внимания.
Или наоборот: бывают такие ситуации, когда ребенок очень сильно концентрируется на каком-то занятии, и родителям стоит просто неимоверных усилий для того, чтобы переключить его с одного вида деятельности на другую. Как правило, любая попытка родителей заставить, например, ребенка пойти погулять и оставить его текущее дело – вызывает у ребенка такой дикий протест с истерикой, с нежеланием бросать то, чем он сейчас занимается. Даже, если родители до этого неоднократно его предупреждали о том, что скоро необходимо будет собираться на улицу. Как правило, эта сложность может быть, как раз, тоже связана с проблемами в области внимания.
Так же мы часто можем слышать жалобы на то, что ребенок очень рассеянно ведет себя на уроках. На то, что он плохо запоминает новый материал; на то, что он постоянно отвлекается на какие-то посторонние дела и не доводит начатое до конца. Такие детки склонны часто где-то забывать свои вещи, терять их. И взрослому, порой, приходится неоднократно обращаться к ребенку и повторять одну и ту же просьбу тоже по несколько раз, чтобы добиться того, чтобы ребенок услышал и обратил на них внимание. А, учитывая то, что внимание является важнейшим познавательным процессом, от которого во многом зависит успешность, например, учебной деятельности или даже наша социальная адаптация в мире — родителям все-таки необходимо уделять особое значение тому, чтобы развивать внимание ребенка уже с самого рождения.
В этой статье описаны очень простые, но очень эффективные упражнения, которые помогут сделать ребенка более внимательным в домашних, так сказать, условиях.
Важно только помнить о том, что любой результат положительный достигается только путем систематических занятий. Поэтому, если вы найдёте хотя бы минут десять-пятнадцать в день для того, чтобы играть и выполнять эти упражнения с вашими детьми, то положительный результат не заставит себя долго ждать.
Упражнение «Стоп»
Первое упражнение называется «Стоп». Что необходимо сделать? Взрослый задает какой-то сигнал ребенку. Это может быть, например, хлопок в ладоши, по которому ребенок должен остановиться и выполнить какое-то действие. Например, один хлопок – ребенок должен подпрыгнуть, а на два хлопка – ребенок должен присесть.
Затем, мы усложняем эту задачу и немножечко запутываем ребенка: если раньше на один хлопок – подпрыгивал, то теперь мы ставим задачу, чтобы на один хлопок он присел, а на два хлопка – он, наоборот, подпрыгнул. Если ребенок справляется и с этим уровнем сложности задачи, мы переходим еще на один уровень сложности и добавляем какие-то новые элементы. Например, на три хлопка ребенок должен, покрутиться вокруг своей оси, на четыре хлопка – он должен лечь на пол и т.д. То есть, чем больше элементов мы вводим, тем больше ребенку приходится концентрироваться и оставаться внимательным для того, чтобы правильно справляться с поставленной перед ним задачей. Это упражнение помогает развивать практически все свойства внимания: и его объем, и концентрацию, и устойчивость, и переключаемость.
Упражнение «Что изменилось»
Второе упражнение называется «Что изменилось». Что необходимо сделать? Нужно разложить перед ребенком десять каких-то предметов. И предложить ребенку, чтобы он запомнил эти предметы и как они лежат. После того, как ребенок запомнил – мы предлагаем ребенку отвернуться, либо закрыть глазки и в этот момент взрослый должен либо поменять эти предметы местами, либо какой-то предмет вообще убрать, либо его как-то по-другому расположить на столе. После того, как изменения произведены – мы просим ребенка открыть глазки, внимательно посмотреть и назвать: что же изменилось.
Аналог этого упражнения, но он уже связан с рисунком, заключается в том, что взрослый рисует какой-то рисунок, который ребенок должен запомнить тоже. Запомнить, причем, не только что нарисовано, но и, например, какими цветами это нарисовано. Как те или иные элементы рисунка расположены на бумаге. И потом взрослый свой рисунок переворачивает, и ребенок должен по памяти воспроизвести такой же рисунок на своем листике бумаги. Не важно, чтобы он совсем одинаково нарисовал такой же цветочек, как и вы, или домик. Главное, чтобы он запомнил непосредственно: что конкретно было нарисовано, как это размещается в пространстве и какие цвета вы использовали. Это упражнение помогает хорошо развивать пространственное мышление ребенка и объем внимания.
Упражнение «Вычеркни лишнее»
Еще одно хорошее упражнение, которое можно использовать называется «Вычеркни лишнее» или во взрослом варианте оно часто встречается как «Корректурная проба». В чем оно заключается? Вам необходимо распечатать какой-то бланк с какими-то либо символами, либо с печатным текстом и дать задание ребенку: в каждой строчке этого текста или в каждой строчке этих символов вычеркивать какой-то определенный знак или букву. Ну, например, в первой строчке ребенок должен вычеркивать все буквы «а». Во второй строчке ребенок должен вычеркивать все буквы «о», в третьей строчке он должен вычеркивать, например, все запятые. Это упражнение — оно на концентрацию внимания, на его устойчивость, оно хорошо развивает способность переключать внимание. Потому что, когда ребенок вычеркивает только в одной строчке – он настраивается на одну букву, потом ему нужно переключаться для того, чтобы вычеркивать другую… В общем, это классно работаем на умение переключать внимание.
Упражнение «Полоса препятствий»
Упражнение номер четыре – «Полоса препятствий». Как правило, дети очень любят различные игры и упражнения, связанные с двигательной какой-то активностью. Вы можете в него играть как дома, так и на улице. Возможно, даже на улице, за счет большего пространства, выполнять это упражнение будет эффективнее. Что необходимо сделать? Надо придумать какую-то полосу препятствий, которую должен ребенок преодолевать, соблюдая какие-то правила. Ну, например, что-то нужно перепрыгнуть, через что-то нужно перелезть, через что-то нужно переползти… Вы даете ребенку команду, соблюдая определенные правила, проходить эту полосу препятствий. Чем больше препятствий, чем больше правил, тем больше у ребенка необходимости сконцентрироваться на поставленной задаче, удерживать в голове все эти правила для того, чтобы их выполнить их корректно. Мало того, что эта игра просто нравится детям. Она, как правило, такая веселая и носит соревновательный дух. Эта игра, конечно же, помогает тоже в нашей основной задаче: развивать концентрацию внимания ребенка, его устойчивость и умение переключаться с одной задачи на другую.
Для детей более старшего возраста, можно немножечко усложнять задание и давать упражнения посложнее. Например, можно использовать знаменитые таблички Шульте, которые вы можете найти в Интернете, которые были разработаны, как раз, для развития устойчивости и концентрации внимания. В чем там суть? В том, что мы предлагаем ребенку найти в определенном порядке те цифры, которые расположены в этой табличке. Например, в начале мы ему предлагаем найти цифры от 1 до 25. Вот. В следующем задании мы ему предлагаем найти цифры наоборот: от 25 до 1. Таким образом, чтобы ребенок учился переключать внимание с одной деятельности на другую.
Упражнение «Читаю и считаю»
Упражнение номер пять называется «Читаю и считаю». Это когда мы просим ребенка одновременно читать какой-то текст и параллельно считать количество слов в предложении. При этом для детей помладше можно использовать, как опору, пальцы рук. Чтобы они, там, загибали пальчики, когда читали текст. Но для детей постарше, конечно, уже пальцы рук использовать не надо. И нужно, чтобы они этот счет слов вели в уме.
И разновидность еще этого упражнения – может быть упражнение, когда мы просим ребенка посчитать вслух, например, от 1 до 20, но при этом — записывать цифры в обратном порядке. То есть, ребенок говорит: «Один», а пишет 20; говорит: «Два», а пишет 19; говорит: «Три» — пишет 17. Такие упражнения помогают детям лучше концентрировать свое внимание, не смотря ни на какие отвлекающие факторы.
Можно еще просить ребенка, например, рассказать стих или спеть песенку, а в это время пытаться его специально отвлекать, строить рожицы, что-то ему параллельно рассказывать, главное, там, не щекотать не прикасаться к телу. Именно словесные способы какие-то использовать для того, чтобы он сбился. И чем лучше у ребенка получается, не смотря на все ваши попытки его сбить рассказать этот стих или сказку, тем у него лучшая концентрация и устойчивость внимания.
Итог
А еще вам могут помочь развить внимание у детей такие настольные игры, которые все мы знаем еще с детства. Например, такие как Лото, как игра Дабл, как игра Уно. Если мы говорим еще о спортивной какой-то деятельности, то любые игры, где ребенку необходимо сконцентрироваться перед тем как, например, попасть в цель – тоже способствуют развития внимания. Что это за игры? Это и баскетбол, и дартс, например. Это стрельба в тире. Там для того, чтобы справиться с поставленной задачей – ребенку нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.
Не бойтесь экспериментировать. Не заставляйте своих детей играть в те игры, которые им не нравятся. Опирайтесь на интересы своего ребенка. Поощряйте те усилия, которые он прикладывает, радуйтесь его маленьким успехам. И помните еще о том, что важно регулярность занятий. То есть, хотя бы 5-10 минут в день для того, чтобы добиться какого-то положительного результата