Просмотр содержимого документа
«Беседа "Искусство красноречия"»
Тема Искусство красноречия
I. организационный этап
II. Актуализация опорных знаний Беседа
— Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи?
— Как вы понимаете пословицу «Красную речь красно и слушать»?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Кто знает, что обозначает слово «риторика»? Не смущайтесь, если его значение вам неизвестно. Помните, что не беда не знать, горе не хотеть узнать.
Главный помощник в таком затруднительном положении — словарь, который не случайно называется толковым. Но если словаря не оказывается под рукой, то тогда на помощь приходит языковое чутье, наше Внимание к другим словам, которые связаны с «незнакомцем», например, близким ему по значению.
Так, греческому слову риторика соответствует русское красноречие.
IV. работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Объяснение учителя
— Риторика — это красноречие. А чтобы понять, что такое красно
Речие, попробуем выполнить анализ состава этого слова (учитель обра
Щается к записи на доске).
Запись на доске
Красноречие
Речь — язык (мова — мовлення)
Речистый
Красноречие — это умение, искусство говорить красиво. Это и наука, которая учит хорошо говорить. Как у всякой науки, у нее есть свои законы, правила. Усвоим их!
2. Ознакомление с памяткой «Золотые правила риторики»
(разложены на каждой парте)
Золотые правила риторики
Совет: «Читай... с чувством, с толком, с расстановкой» (А. С. Грибоедов).
Правило 1. «Определяйте значения слов..., и вы избавите свет от половины его заблуждений» (А. С. Пушкин).
Правило 2. «В тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах» (Жан Лабрюйер).
Правило 3. «Конечная цель красноречия — убеждать людей» (Филипп Честерфилд).
Правило 4. «Самое трудное в речи, как и в жизни,— это понять, что в таком случае уместно...» (Цицерон).
3. Объяснение учителя
— Когда в разговоре или в выступлении мы выбираем то или иное
Слово, очень важно чувствовать его уместность.
Запишите слово уместность и подумайте, какое понятие оно может обозначать. Какое значение подсказывает корень этого слова? Выделите его (уместность — место).
Действительно, уместность — это такое свойство речи, когда каждое слово строго соответствует речевой ситуации, т. е. тому, где оно звучит, к кому обращено, с какой целью произносится. Уместность — обязательная черта красноречия. Говорить красно — значит, говорить не только правильно, ясно, выразительно, убедительно, но и уместно.
Цицерон прославился своим красноречием еще в 1 веке до нашей эры, но слава его дошла до наших дней. О человеке, который владеет ораторским искусством, т. е. искусством красноречия, замечают: «Он говорит, как Цицерон!» или «Этот оратор — настоящий Цицерон!».
4. Коммуникативный тренинг
Этап 1. Проанализировать речевое поведение разных ораторов (видеозапись или наблюдение за участниками различных телепередач).
Этап 2. Слушание высказывания учителя на тему «Мое хобби» (создается психологический настрой доверительности и открытости на уроке).
Этап 3. Слушание и анализ связных высказываний учащихся (регламент 5 минут) на одну из тем: «Любимый цветок», «Время года, которое люблю больше всего», «Погода, которая мне нравится», «Самый лучший праздник» и др.
5. слово учителя
— Где ты оторвал такие джинсы?
— Не шипи!
— Пойдём прошвырнёмся!
— Чего выпендриваешься?
— Жутко весело здесь!
(Поскольку подобным образом говорят очень многие в классе, выводы уместнее сделать учителю.)
— Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, краси во и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся гово рить правильно... Чтобы обратить на себя Внимание, придумываем раз ные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит. Как у героя стихотворения В. Масса и М. Червинского «Как его зовут?»: Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык...
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощанье: «Ну я пошёл...Пока! Всего!» Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя, Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в том — Вам этот школьник не знаком?
А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба — первого баснописца Эзопа.
— Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
— Вот, мой господин. Это — язык!
— Почему — язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
— Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык — это первое слово ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык — это целый мир.
— Ну хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире.
— Вот она, мой господин!
— Снова язык?!
— Да. Язык — это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому..
V. рефлексия. Подведение итогов урока
Учитель. Возвращаясь к разговору об умении излагать свои мысли точно и выразительно, хочется подчеркнуть, что этому мы учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, ёмко и образно:
Сосланный за вольнолюбивые стихи А. С. Пушкин, проезжая Киев, встретил знакомого. Тот спросил, как Пушкин попал сюда.
— Язык до Киева доведёт,— ответил Пушкин, намекая на причину
Высылки.
Прибыв с вокзала в один из лондонских отелей, Марк Твен увидел в книге приезжающих последнюю запись: «Лорд Л. с камердинером». Твен, в свою очередь, записал: «Марк Твен с чемоданом».
Великие писатели улыбаются. Они как будто побывали на нашем уроке, напомнили нам: читайте побольше — и ваша речь будет богаче, вы будете говорить просто, понятно и образно, и у вас появится чувство юмора:
— Не пойду я больше на уроки русского языка. Ни писать, ни читать
Я не умею, а разговаривать учитель не позволяет.
Каких выдающихся баснописцев ты знаешь?
— Крылов, Глибов, Эзоп, Митрофанов Гена.
— Кто? Митрофанов Гена?
— Ну да, мой друг Гена. Он такие басни сочиняет, когда не выучит правила, что все в них верят, даже он сам.
Я всё время пытаюсь понять: Салтыков-Щедрин — один писатель или разные?
VI. Домашнее задание
1. Прочитайте ещё раз правила риторики, подумайте и объясните, почему они называются «золотыми».
2. Соблюдая 2-е и 4-е правила риторики, вспомните и запишите не менее трех форм прощания. Произнесите их и поясните, в каких ситуациях они были бы уместны.