Активизация познавательной активности младших школьников
Активизация познавательной активности младших школьников
Внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно – ориентированной модели начального общего образования при переходе на новые государственные образовательные стандарты. Их применение раскрывает широкие возможности при подготовке и проведении уроков. Школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Главное же то, что применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к обучаемому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной активности младших школьников »
Статья «Развитие познавательной деятельности младших школьников через применение информационно-коммуникативных технологий»
Автор :Зам УВР Байсалбаева айгуль Даулетказиновна КГУ «СОШ № 35»
Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем информации, которыйобрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет: они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать «сырьем» для формирования знаний. Поэтому, основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик.
Внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно – ориентированной модели начального общего образования при переходе на новые государственные образовательные стандарты. Их применение раскрывает широкие возможности при подготовке и проведении уроков. Школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Главное же то, что применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к обучаемому.
Активизацией познавательной деятельности занимались и занимаются многие учёные. Среди них Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, В.С.Ильин, Г.М.Муртазин, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, П.И.Чернецов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и другие, каждый из которых внёс свой вклад в решение проблемы
По их мнению, сущность активизации познавательной деятельности заключается:
- в управлении познавательным процессом (Г.М.Муртазин и др.)
- в формировании творческого ума и активности как черты личности (Л.В.Занков и др.),
- в воспитании устойчивых познавательных интересов (Г.И.Щукина
- в преодолении учеником противоречий между растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения (В.С.Ильин и др.) и т.п.
Осмысливая разные точки зрения на проблему, мы разделяем мнение трех учёных (Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова и др.), которые под познавательной деятельностью понимают, прежде всего, активную работу мысли учащегося.
Познавательная активность — это деятельностное состояние ученика, которое, в первую очередь отражается на мыслительной работе и тем самым способствует продуктивности учения.
Наиболее часто при подготовке к урокам и мероприятиям учителем используются репродукции электронных энциклопедий, видеоролики, мультфильмы, клипы детских песен, караоке-мелодии, различные тесты, задания развивающего характера (логика), раздаточный материал для индивидуальной работы, и, конечно, презентации по определенной теме. В нашей школе в связи с информатизацией учебно-воспитательного процесса учителя начальной школы широко используют интерактивные средства обучения для развития познавательной деятельности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся применяют занимательные формы: игры при устном счёте по математике, занимательные вопросы, тестовые задания, тексты-тренажеры для увеличения темпа чтения. Проецирование учебного материала на экран, сопровождение анимированными картинками – все это вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, и ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу), учителю тщательно следует продумать место и способ использования ИКТ.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организации групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же использование ИКТ может помочь учителю? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из опыта учителей.
Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса
Подбор дополнительного познавательного материала к урокам познание мира, русский язык, математика, литература, подбор материала к сценариям праздников и внеклассных мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Вызвать у детей познавательный интерес к изучению основных предметов начальной школы возможно, учитывая следующие условия. Разрабатывать мультимедийные презентации и использовать их на уроках при ознакомлении с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, а также на интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Для современного учителя недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Следует создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Учителю можно составить свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же материал располагать в нужном порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
Например: программа МS PowerPoint дает учителю великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. Созданные таблицы по русскому языку, математике, познанию мира и литературе по учебникам издательств «Алматыкітап», «Атамұра» могут являться практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя начальных классов знают, что многие темы повторяются и к ним добавляются новые материалы. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.
Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А этиматериалы копируются легко и мгновенно. На заседании методического объединения школы, учителя всегда делятся своим опытом работы использования ИКТ: демонстрируют новые разработанные презентации к урокам, тесты, электронные таблицы… Учителя начальной школы с большим удовольствием используют в своей работе электронные ресурсы.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет учителю осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики Казахстана.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;