Просмотр содержимого документа
«24 мая - День славянской письменности»
24 мая - День славянской письменности.
(Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы)
Цель: Знакомство с историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.
Задачи
Образовательные:
познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;
показать путь развития книгопечатания.
Развивающие:
развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры
развивать творческое воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;
воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;
воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.
Техническое оформление: карточки со славянскими буквами (первые 6 букв), карточки с заданиями, квадратная академическая шапочка и мантия ученого, фишки-баллы, рейтинговая таблица.
I. Выходит ведущий.
Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.
Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Дело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском — 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
Греческие: Славянские:
A — альфа А — аз
---------------- Б — буки
β — бета В — веди
Г — гамма Г — глаголь
Д — дельта Д — добро
Е — эпсилон Е — есть
Сейчас мы с вами пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали ПЕРГАМЕНТ.
А что такое пергамент? Спросим у ученого.
Выходит ученик, одетый ученым.
Пергамент - это тонкая очищенная от волос телячья или козья кожа. Её натирали мелом, чтоб снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста.
На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на листьях дуба).
А на чём ещё писали наши предки? (на бересте)
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Новгороде Великом нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Развивающие игры
«В мире слов, букв и звуков».
1. Игра «Наборщик».
Из букв одного слова составьте как можно больше слов.
Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть — гость.
Хлев уточка столб щель
укол зубр коса мрак
полк удочка волк смех
олень клещ мель снаряд
град скот власть краска
стол тепло беда экран
3. Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот — крот.
Роза рубка шар
клад лапа дар
уксус стол усы
4. Замени в словах один согласный звук. Вот так: корж — морж.
Ногти булка галка полено
киска песок свет
ножка клин зубы
рамочка лапка орёл
5. Игра «Угадай слова».
Осль (соль) кшока (кошка) ковл (волк)
цилаис (лисица) демвеьд (медведь) аязц (заяц)
осва (сова) кшаукук (кукушка) хёорк (хорёк)
жё (ёж) кмыша (мышка) бкела (белка)
И в заключении ещё несколько слов об одном человеке.
Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в 15 веке немец Иоган Гутенберг напечатал на бумаге 150 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане.
В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в 16 веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатники Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец.
За заслуги перед Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.