2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | На доске понятия И.С.Бах, В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, Л.в.Бетховен Обобщите слова до ближайшего родового понятия Найдите и запишите лишнее слово. Кто указал так же – поставьте себе 1 балл - Что общего у оставшихся композиторов? С творчеством какого композитора мы еще не знакомы? Попробуйте сформулировать тему урока | 4 мин 1 б. 1 балл 1 б. | Все фамилии – это композиторы А) Индивидуальный труд Лишним является П.И.Чайковский, так как это русский композитор, а остальные композиторы зарубежные. Б) Самопроверка по образцу и самооценка Они все являются европейскими композиторами, говорили на немецком языке. Мы не знакомы с творчеством В.А.Моцарта. Мы будем говорить о творчестве В.А.Моцарта. |
4. Работа по предложенному плану | Сейчас я расскажу вам об этом композиторе, а вы постарайтесь запомнить как называли Моцарта родители, игрой на каких музыкальных инструментах он владел. Композитору при рождении дали очень длинное имя - Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт, но домашние называли его Амадей. Амадей Моцарт родился в Австрии в небольшом городе Зальцбург в семье композитора и скрипача Леопольда Моцарта. С ранних лет мальчик проявлял уникальные музыкальные способности: в 3 года он уже садился за клавесин и учился подбирать мелодии, а в 5 лет написал свое первое музыкальное произведение. Моцарт прекрасно играл на скрипке. У Амадея была старшая сестра Наннерль, которая тоже обладала музыкальным талантом. Вместе с сестрой и отцом Амадей объехал всю Европу, давая уникальные концерты. Моцарт играл с закрытыми глазами, повторял по памяти только что услышанный музыкальный фрагмент, создавал вариации, т.е. новые варианты известных произведений. Фронтальная работа - Как его звали все домашние? - На каких инструментах умел играть В.А.Моцарт? - Как вы думаете, на какой инструмент похож клавесин? (видео-демонстрация игры на клавесине) После, будучи уже взрослым композитором он написал произведение, которое назвал «Симфония № 40» Что такое симфония? Какой оркестр будет исполнять симфонию? Задание: рассмотри названия музыкальных инструментов, выдели в каждом ряду лишнее понятие. Скрипка, альт, труба Туба, гобой, виолончель Рояль, скрипка, труба Деревянные духовые инструменты, струнные инструменты, медные духовые инструменты Тарелки, литавры, тромбон Флейта, фагот, валторна
Что общего у этих понятий? Прослушивание фрагмента «Симфонии № 40» Дайте характеристику прослушанному фрагменту. Какая это мелодия? Подберите слова-ассоциации
Что интересного вы заметили? Почему получились разные ответы?
Кто сможет дополнить понятие симфония? Прослушаем еще раз и попробуем эти настроения уловить.
Определим вместе, какие понятия больше подходят к характеристике этого произведения? Сколько понятий мы должны выбрать? (мы должны выбрать 2 понятия) Какими они должны быть? (они должны быть противоположными) Кто отметил одну из характеристик, ставит 1 балл, кто 2 – 2 балла | За каждый вариант ответа 1 б. 2 балла 1 б. 12 баллов 2 б. 2 балла |
В.А.Моцарта в детстве называли просто – Амадей. В.А.Моцарт умел играть на клавесине и скрипке
Симфония – это музыкальное произведение для оркестра Симфонию будет исполнять симфонический оркестр
А) Индивидуальный труд Б) Простая кооперация: обсудить в группах (по 4 человека), каждой группе – по строке. В) Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок. 1) Лишнее понятие – труба, потому что это духовой инструмента, а скрипка и альт – струнные инструменты. 2) Лишнее понятие – виолончель, потому что это струнный инструмент, а гобой и туба – духовые инструменты. 3) Лишнее понятие – это рояль, потому что скрипка и труба являются обязательными инструментами симфонического оркестра, а рояль – необязательным. 4) Лишним понятием являются струнные инструменты, потому что оставшиеся можно объединить в группу духовых инструментов. 5) Лишним понятием является тромбон, потому что это духовой инструмент, а тарелки и литавры – ударными инструментами 6) Лишним является понятие валторна, потому что это медный духовой инструмент, а флейта и фагот – деревянными духовыми инструментами. Все эти понятия – инструменты симфонического оркестра
А) Индивидуальный труд Эта музыкальная композиция по характеру – легкая, торжественная, напевная. Музыка постоянно меняется: то она легкая и спокойная, то энергичная и торжественная. Симфония – это музыкальное произведение для оркестра, в котором чередуются противоположные настроения.
«Симфония № 40» - звучит взволнованно и легко; энергично и спокойно.
Б) Самопроверка и самооценка выполнения задания |
5. Физминутка | Немного отдохнем. В.А.Моцарт не только прекрасно играл на музыкальных инструментах, но и пел. Попоем и мы. Вокальная распевка (и), (о), (ду), (тит), (ни) Послушайте фрагмент колыбельной, которую написал В.А.Моцарт, я уверена, что она вам знакома. Попробуйте прочувствовать эту мелодию. Задание: пропеть мелодию Пропевание со словами Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду, Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит... Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! | |
Обучающиеся пропевают заданные элементы.
Интонирование
Пропевание мелодии Пропевание песни |
6. Продолжение работы по предложенному плану | Чтобы мы с вами на самом деле не уснули, прослушаем следующее произведение В.А.Моцарта. Прослушивание фрагмента оперы «Свадьба Фигаро» Что вы сейчас прослушали? Назовите музыкальный жанр Установите соответствие между понятиями и их характеристиками Понятие | Характеристика | Опера | Музыкальное произведение для оркестра | Балет | Жанр, в котором соединяется речь и музыка | Симфония | Жанр, в котором соединяется музыка и танец |
Рассмотрим структуру понятия на примере понятия опера. Опера – жанр, в котором соединяется речь и музыка. Жанр – родовой признак – он объединяет, а соединение музыки и речи – это видовой признаков, который отличает оперу от других жанров. Аналогично выделите родовой и видовой признаки в понятии симфония и балет.
Произведение, которое вы сейчас прослушали называется «Свадьба Фигаро». Фигаро – это хитрый слуга. Повторное прослушивание. Какие слова –характеристики подходят к данному произведению – запишите. | 3 балла 2 балла |
Мы прослушали оперу
А) Индивидуальный труд Понятие | Характеристика | Опера | Музыкальное произведение для оркестра | Балет | Жанр, в котором соединяется речь и музыка | Симфония | Жанр, в котором соединяется музыка и танец | Б) Фронтальная проверка В) Самопроверка и самооценка выполнения задания
А) Индивидуальный труд Б) Самопроверка и самооценка выполнения задания К данному произведению подходят характеристики – энергично, радостно. |
6. Рефлексия учебной деятельности Б) Итог урока | Подведем итог урока Я буду включать музыкальную композицию, а вы вспомните её название 1. 2 3. 4. Рондо в турецком стиле С этим жанром музыкального произведения мы познакомимся на следующем уроке Какую характеристику музыке Моцарта вы бы дали? Поднимите руки, у кого оценка совпала в начале урока и в конце? У кого оценка в конце урока выше? Ниже? Выслушиваем экспертов. Кто был самым активным на ряду? У кого урок прошел в том настроении, как было задумано в начале урока? Назовите это тайное слово. | По 1 б. за ответ 1 б. за ответ 2 б. эксперту |
Фронтальная работа Соната № 40» Колыбельная Опера «Свадьба Фигаро» Мы её не знаем Музыка В.А.Моцарта очень разная: веселая и грустная, и быстрая и медленная, именно поэтому Моцарт интересен для слушателей даже сейчас, он не стареет.
|