kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знакомство с основами вокального искусства" методическая разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: познакомить с основами вокального искусства.

Задачи: 1. Познакомить с устройством и работой голосового аппарата (дыхательный аппарат, артикуляционный аппарат, резонаторы).

2.  Освоить вокальные упражнения для начинающих певцов.

3. Начать разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

                                          План занятия

1.Знакомство с правилами поведения на занятии.

2.Беседа о правилах гигиены и охраны певческого голоса.

3.Певческая позиция во время пения.

4.Знакомство с особенностями певческого дыхания, правилами дыхания во время пения. Дыхательная гимнастика Э. Чарели.

5.Знакомство с понятием артикуляция. Артикуляционный массаж В. Емельянова.

6.Знакомство с понятием резонаторы.

7.Освоение вокальных упражнений для начинающих певцов.

8.Разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с основами вокального искусства" методическая разработка урока»

Цель занятия: познакомить с основами вокального искусства.

Задачи: 1. Познакомить с устройством и работой голосового аппарата (дыхательный аппарат, артикуляционный аппарат, резонаторы).

2.  Освоить вокальные упражнения для начинающих певцов.

3. Начать разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

                                          План занятия

1.Знакомство с правилами поведения на занятии.

2.Беседа о правилах гигиены и охраны певческого голоса.

3.Певческая позиция во время пения.

4.Знакомство с особенностями певческого дыхания, правилами дыхания во время пения. Дыхательная гимнастика Э. Чарели.

5.Знакомство с понятием артикуляция. Артикуляционный массаж В. Емельянова.

6.Знакомство с понятием резонаторы.

7.Освоение вокальных упражнений для начинающих певцов.

8.Разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

          

                                         Ход занятия

Слайд №1 Организационный момент: приветствие «Добрый день!», знакомство.

Ребята, сегодня мы с вами проведём открытое занятие «Вокальная азбука».

Кто из вас знает, что такое вокал?  (Ответы детей)

Слайд №2  Что такое вокал?

С итальянского языка vocale означает голосовое пение. Вокальное искусство – это мастерство владения певческим голосом. Сегодня мы с вами попытаемся сделать первые шаги в освоении вокальной азбуки. Будем учиться правильно и красиво петь.

                Правила поведения на занятии:

1.На занятии должна быть тишина, потому, что лишние звуки мешают красиво петь.

2.Чтобы спросить, или ответить на вопрос, нужно поднят

                      Беседа о значении голоса и его охране

Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.  Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и  развивать.  Что такое голос?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук. А если не беречь голос, напрягать его громкой болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или после долгого бегания складки воспаляются и голос становиться грубым и сиплым. Занятия пением помогают укреплять голосовые складки – связки, способствуют развитию и охране голоса. Тем, кто решил укреплять и развивать свой голос, занимаясь пением, надо запомнить следующие правила о том, как беречь голос.

                                     Как беречь голос:

1. Никогда не кричать;

2. Не пить холодную воду из под крана, особенно сразу после пения;

3. Не есть семечки (от семечек голос становится сиплым);

4. Если простыл – молчать.

(Памятку о том, как беречь голос, вы, ребята, получите в конце занятия.)

         Как правильно держать «корпус» - тело во время пения?

                                     Певческая позиция:

1. Сидеть на половинке стула, с опорой ног на полу;

2. Сидеть дальше друг от друга;

3. При пении (сидя или стоя) спина должна быть прямой, плечи опущены, подбородок опущен.

Чтобы научиться петь, нужно  правильно дышать во время пения.

             Знакомство с особенностями певческого дыхания

Слайд №3  Строение органов дыхания

   Воздух попадает во время вдоха через нос, или рот. Дальше он проходит через гортань, где находятся связки, трахею и попадают в лёгкие, которые состоят из бронхов. Лёгкие опираются на нижние рёбра.  Давайте провёдем линию от одного ребра до другого. Нащупайте нижние рёбра и проведите прямую линию, эта линия называется диафрагма – это опора певческого дыхания. Когда делаем вдох -  нижние рёбра расширяются. Получается, что воздуха  при таком дыхании поступает  больше, чем при поверхностном вдохе верхушкой лёгкого.

Диафрагмальное дыхание – это основа певческого дыхания. Эго называют ещё «брюшным», то есть  живот как бы надувается и спускается.

Поучимся правильно  дышать во время пения.

Слайд № 4  Правила певческого дыхания

  1.  Выдохнуть воздух.

  2.  Закрыть рот и вдохнуть  через нос (плечи не поднимать!).

  3.  Задержать дыхание.

  4.  Во время пения удерживать расширенное состояние грудной клетки.

Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.

                  «Наши плечи неподвижны,

                    Носом дышим еле слышно

                    Вдох – дыханье задержать

                    И спокойно выдыхать»

Сделаем упражнения на активизацию носового вдоха.    

                  

                    Дыхательная гимнастика Э.Чарели

                              Упр. №1

Погладить нос (боковые его части)

От кончика к переносице – вдох.

На выдохе – постукивать по ноздрям. (5 раз)

                                  Упр.№2

 По руке дирижёра:

Короткий вдох и длинный замедленный выдох со счётом: 1,2, 3, 4,5.

                                    Упр.№3

   Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер (контроль движений, положить ладони рук на нижние рёбра), выдох длинный на «ш» или «с» со счётом.  Вдох и выдох делать обязательно носом.

       Сделаем  точечный массаж: массаж гайморовых пазух будем делать указательным и средним пальцем по 9 раз по часовой стрелке и против часовой стрелки, сопровождая действия звуками «гм», «дм». Это массаж для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, гриппа.

                                      Упр.№4

Энергично произносить  (п - б, п - б)

Укрепляет мышцы губ.

                                       Упр.№5

Энергично произносить (т - д, т - д)

Укрепляет мышцы языка.

Слайд № 5  Артикуляция

                                   Артикуляция  

Тот, кто хочет лучше всех петь, должен научиться открывать рот.

Активная работа рта, нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении называется – артикуляция.

                          Правила артикуляции

  1.  Ртом резко очёркивать гласные: А- Е – И – О – У

  2.  Низко опускать челюсть: О – У

  3.  Стараться петь на улыбке: А – Е – И.

              

        

          Артикуляционная гимнастика В.Емельянова

1.Слегка прикусите зубами кончик языка (4 раза).

2.Сделайте языком круговое движение между губами. Тоже – в противоположном направлении («Чистка зубов»).

3.Достаньте  языком нёбо (4 раза).

4.Пощёлкайте языком, попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки – щелчки.

5.Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

6.Три пальца сложены вместе. Ладонь повёрнута к себе. Пальцы вставляются в рот вертикально и в этом положении произносятся гласные:

А – Э – Ы – О – У. (Цель – ощущение сильно открытого рта и произношение гласных при неподвижной челюсти).

                                Резонаторы

        

Слайд №6  Грудной резонатор

     

Положите ладонь себе на грудь и ещё раз проговорите гласные (А – Э – Ы -  О – У, как будто рот находится в груди. Вы почувствовали, что голос зазвучал громко, как у взрослых – это грудной резонатор – усилитель звука –   им мы будем петь низкие звуки, это потому что в груди находится дыхательная трубка, трахея, а в ней целый столб воздуха, и если говорить «через неё», то воздух раскачивается и усиливает звук. Споём распевку:  «Дон, дон, дон  загорелся Кошкин дом» с ощущением грудного резонатора.

   

 Слайд №7  Головной резонатор     

  

Кто из вас слышал, как лает собачка, или лягушку, громко квакающую, можно услышать за километр. Не знаете в чём секрет? У них есть усилители звука. Как называются усилители звука? Резонаторы. Они находятся в горлышке, в носу, во лбу, то есть в голове. Чтобы их включить, и собаки, и кошки приподнимают верхнюю губу и сморщивают нос, и обязательно толкают воздух низом живота. Попробуйте, как чайки спеть на «а».

У людей тоже есть головные резонаторы. Когда хорошие певцы поют, они как будто в горлышке и в носу поднимают занавеску и звук усиливается, становится звонким, светлым.

Итак, откроем хорошо рот, сделаем зевок, поднимем верхнюю губу, и толкнём животом воздух.

Споём вокальное упражнение: «Солнышко, выгляни скорей»  (соль – ми – до, соль – фа – ми – ре – до).

 

Споём  вокальное упражнение на соединение грудного и головного резонаторов:  « Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик».                                                                                                                                                                

 (До - до – соль – соль, до – до – соль – соль – 2 раза).

 

Валеологическая пауза: под музыку вальса поднимите руки вверх и медленно опустите. Повторить несколько раз.          

                  

                   Знакомство с музыкой Геннадия Гладкова

    

           Сейчас,  ребята, я вам наиграю ваши любимые мелодии, и вы попробуете ответить на мой вопрос, кто написал эту музыку?

(Звучат мелодии из м/ф «Бременские музыканты», «Приключения Маши и Вити», к/ф «Обыкновенное чудо»).

(Ученики отвечают, если затрудняются, учитель называет  фамилию композитора).

Эту музыку написал замечательный композитор Геннадий Гладков. Ему недавно исполнилось 75 лет.

Слайд №8 Композитор Геннадий Гладков

Слайд №9 Коллаж из его произведений

             

Сегодня мы с вами начнём разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

Слайд №10 Текст песни «Муха в бане»

  1.  Чтение текста песни.

  2.  Исполнение песни педагогом.

  3.  Беседа о содержании песни.  Какие герои в этой песне? ( Муха, таракан, пчела, муравей, кузнечики).

  4.  Оставили насекомые муху в беде? Может быть такая ситуация в мире людей? Как люди должны поступать, если нужна их помощь?

                          Разучивание песни «Муха в бане»

1.Обратить внимание на формирование первых четырёх  звуков «ре» I октавы – обязательно в грудном резонаторе. Поработать над унисоном, чистотой интонации.

2.Следующий звук «соль» уже формируется в головном резонаторе. Гласную букву «и», в слове «прилетела», собираем на верхней губе и чуть округляем, ближе к «ы».

3. На слове «попариться» - 1 слог «по» - формируем на «зевке» в головном резонаторе.

4.Следующая работа ведётся над  осознанным плавным соединением резонаторов, мелодическим рисунком и акцентами (ударениями в песне).

5.Разучиваем на этом занятии часть песни, предположительно до слов: «Ребро вывихнула…», с подключением  трещотки, треугольника.

                Подведение итогов открытого занятия

Ребята, вспомните, пожалуйста, как называлось наше занятие?

Вокальная азбука! Какие буквы мы сегодня с вами разучили в нашей необычной, вокальной азбуке? Давайте вспомним.

Д – дыхание. А – артикуляция. Р – резонаторы. Какое получилось слово? ДАР! Это три вокальных кита, три основы вокального искусства.

Умелое использование этих «китов» поможет вам научиться петь и доставлять радость пением и себе, и окружающим людям.

И в конце нашего занятия, я предлагаю вам дружно и с настроением исполнить песню Геннадия Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты».

Слайд №11 Слова песни «Ничего на свете, лучше нету.»

Спасибо за работу! Получите памятки об охране голоса.

При ларингитах  - поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые  складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но не  смыкание складок после них может затянуться. Всякое заболевание  носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс. Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические и тонзиллиты, не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности.  При них слизистая оболочка находится почти постоянно в воспалённом состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае  безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют оперативным путём.  Очень неблагоприятны для головых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся  кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными  толчками на голосовые складки,  с их травмированием.  Поэтому даже небольшой кашель может  ухудшить звучание  голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.

Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой аппарат от заболеваний.

-  Во время болезни пить как можно больше тёплого питья.

- Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.

- Делать компрессы на горло: а) из смеси водки с растительным маслом; б) из медовой лепёшки; - полоскать раствором соли, соды, йода.

- Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.

-Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.

- При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные, эвкалиптовые ингаляции, сделать раствор редьки с мёдом. Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.

 Самое главное – закрыть рот и молчать!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Знакомство с основами вокального искусства" методическая разработка урока

Автор: Артюхина Наталья Викторовна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Методическая разработка открытого урока по вокалу:«Знакомство с основами вокального искусства»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_vokalu_znakomstvo_s_osnovami_vokaln"
    ["file_id"] => string(6) "556701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1598796160"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства