kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Занятная музыкальная сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- познакомиться с тембрами инструментов симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.С. Прокофьева "Петя и волк".

Просмотр содержимого документа
«"Занятная музыкальная сказка"»


Конспект урока музыки на тему: «Инструменты симфонического оркестра

в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Задачи урока:

  1. Научится различать тембры музыкальных инструментов.

  2. Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.

  3. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Оборудование:

  1. ИКТ

  2. Презентация урока

  3. Мультипликационный фильм «Петя и волк» Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976

Методы:

  1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

  2. Просмотр и прослушивание симфонической сказки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Я хочу Вам предложить поиграть в игру, которая называется «Угадай».

Выходит, один ученик и встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.

Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?

Дети: по голосу.

Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Дети:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр.

(Слайд 3 - тембр)

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Дети: Да, есть!

Учитель: Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а также научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

*****

С болота, поросшего ряской,1

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Дети: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Дети: «Петя и волк»

Учитель: Да ! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив.

(Слайд 5 - лейтмотив)

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ.

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

(Слайд 6 – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Дети:

- Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

Учитель: Хорошо! Дальше, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). Какому инструменту поручил композитор эту роль?... Ее лейтмотив исполняет флейта.

-Какое настроение у птички? Какой Вы представили эту птичку?

Дети:

- Можно представить, что она сидит высоко на ветке дерева и поёт.

- Или птичка часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

Учитель: Молодцы!

Флейта, музыкальный инструмент, который относится к деревянно-духовой группе. Слушание темы.


Тему следующего персонажа исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой).

- Как Вы думаете, кто это может быть? Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Дети:

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

Учитель: Но вот появляется следующий персонаж! Кто же это? Конечно, кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Дети:

- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.

Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Дети: да!

Учитель: Еще один персонаж сказки… – волк! (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

- Что вы можете сказать об этом персонаже? Каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Дети:

-Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно, как он воет.

Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные).

- Как передвигаются Охотники, и чем заканчивается их встреа с Волком?

Послушайте внимательно их тему и попробуйте определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Дети:

-Это барабаны!

- Ударные инструменты!

Учитель: Да, это группа ударных инструментов: барабаны и литавры. А что именно изобразили эти инструменты?

Дети:

- Выстрелы.

Учитель: Действительно. Охотники выстрелили, но не убили Волка. Они его отвели в зоологический сад.

- Сегодня на уроке мы познакомились с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк». А помогли нам в этом инструменты симфонического оркестра.

-Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. И в заключении урока давайте посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева и постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня. (Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976). Просмотр мультфильма.

  1. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».


1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Занятная музыкальная сказка"

Автор: Дробышева Марина Викторовна

Дата: 17.05.2018

Номер свидетельства: 470030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час "Книга - твой друг, береги её"."
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyichasknighatvoidrughbierieghiieio"
    ["file_id"] => string(6) "266052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450089052"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Книга твой друг"
    ["seo_title"] => string(17) "knigha-tvoi-drugh"
    ["file_id"] => string(6) "262304"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449311736"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства