Просмотр содержимого документа
«"Занятная музыкальная сказка"»
Конспект урока музыки на тему: «Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Задачи урока:
Научится различать тембры музыкальных инструментов.
Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Оборудование:
ИКТ
Презентация урока
Мультипликационный фильм «Петя и волк» Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976
Методы:
Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
Просмотр и прослушивание симфонической сказки.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Я хочу Вам предложить поиграть в игру, которая называется «Угадай».
Выходит, один ученик и встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.
Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Дети: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Дети:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр.
(Слайд 3 - тембр)
ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?
Дети: Да, есть!
Учитель: Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а также научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Изучение нового материала.
Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
*****
С болота, поросшего ряской,1
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Дети: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны
Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Дети: «Петя и волк»
Учитель: Да ! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив.
(Слайд 5 - лейтмотив)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ.
Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
(Слайд 6 – пионер Петя)
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.
Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Дети:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
Учитель: Хорошо! Дальше, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). Какому инструменту поручил композитор эту роль?... Ее лейтмотив исполняет флейта.
-Какое настроение у птички? Какой Вы представили эту птичку?
Дети:
- Можно представить, что она сидит высоко на ветке дерева и поёт.
- Или птичка часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.
Учитель: Молодцы!
Флейта, музыкальный инструмент, который относится к деревянно-духовой группе. Слушание темы.
Тему следующего персонажа исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой).
- Как Вы думаете, кто это может быть? Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?
Дети:
- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вот появляется следующий персонаж! Кто же это? Конечно, кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?
Дети:
- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.
- Похоже на ворчливого дедушку?
Дети: да!
Учитель: Еще один персонаж сказки… – волк! (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.
- Что вы можете сказать об этом персонаже? Каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Дети:
-Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно, как он воет.
Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные).
- Как передвигаются Охотники, и чем заканчивается их встреа с Волком?
Послушайте внимательно их тему и попробуйте определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.
Дети:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
Учитель: Да, это группа ударных инструментов: барабаны и литавры. А что именно изобразили эти инструменты?
Дети:
- Выстрелы.
Учитель: Действительно. Охотники выстрелили, но не убили Волка. Они его отвели в зоологический сад.
- Сегодня на уроке мы познакомились с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк». А помогли нам в этом инструменты симфонического оркестра.
-Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. И в заключении урока давайте посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева и постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня. (Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976). Просмотр мультфильма.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».