Просмотр содержимого документа
««Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».»
Конспект урока по музыке в 5 « » классе. Дата
Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».
Цель: Углубление и расширение представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни, о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата.
Задачи урока:
- Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского.
- Способствовать развитию интереса к русской музыке.
- Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация.
- Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.
- Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.
- Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.
Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига.
Способствовать развитию интереса к русской музыке
Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация
Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.
Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.
Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с
высокохудожественными произведениями
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:Компьютер.
Музыкальный материал:
Музыкальный материал урока:
1. Русская народная песня «Камаринская».
2. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
2. П. И. Чайковский Симфония № 4, «Камаринская», «Концерт № 1».
3. «Камаринская» М. Глинка.
4. «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие учащихся.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Напомнить учащимся тему предыдущего урока, повторить его основные моменты,( Жанры инструментальной и вокальной музыки) вспомнить творчество композиторов,( Георгий Свиридов, С.Рахманинов) с творчеством которых состоялось знакомство учащихся на прошедшем уроке. Дать определения: песня без слов, баркарола.
Песня без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.
Баркарола - песня на воде.
Вступительная беседа.
В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.
А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?
Ответы: Да
С неподдельным интересом и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.
Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
Ответы детей:Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариация.
2. Формулирование темы урока.
- Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской, авторской.
- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.
Какие задачи на уроке?
Ответы: Послушать произведения П. Чайковского;
Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;
Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.
1. Русская народная песня «Камаринская»
(ответы уч-ся)
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.
2. «Камаринская» П. Чайковский.
3. «Камаринская» Глинка
(ответы уч-ся)
- А вы знаете еще произведения Чайковского, где он использовал народные песни?
- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?
4. «Концерт №1» П. Чайковский.
(ответы уч-ся)
Охарактеризуйте это произведение.
Физкультминутка
Учащиеся встают и вместе с учителем выполняют упражнение:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.
6. Народная «Во поле березка стояла»
(ответы уч-ся)
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
(ответы уч-ся)
- Какой вывод можно сделать?
- Песням композитор дал вторую жизнь.
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .
7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»
8. «Во саду ли в огороде» народная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народныйфольклор.
Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".
10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»
Беседа по характеру.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.
IV. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, что мы с вами сегодня проходили?
Ответы: Народные песни, композиторов П.И.Чайковский, Римский – Корсаков, М.И.Глинка
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Сегодня на уроке прозвучали музыкальные произведения. Что их объединяет? ( Связь музыки с литературой) - Кто дает вторую жизнь песням? (Композиторы делают обработки музыкальных произведений; исполнители- интерпретации )
Общий вывод урока: на примере двух произведений понятно, что композиторы дали вторую жизнь народным песням, так же познакомились с такими понятиями как, аранжировка – переложение музыкального произведения для исполнения на другом музыкальном инструменте, интерпретация – изменение художественного замысла произведения.
Рефлексия.
Продолжи фразу: Я узнал… Я научился… Я умею… Оценивание. - Хочу отметить на уроке работу учащихся…. Домашнее задание. Составить ассоциативный ряд, начиная словом «Музыка» и закончить словом «литература »( ассоциативныйряд – это набор элементов, связанных друг с другом по какому-либо общему признаку.)