kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».

Нажмите, чтобы узнать подробности

С неподдельным интересом и любовью русский фольклор изучают композиторы.Народное творчество питает, как неиссикаемый родник, их любовью

Просмотр содержимого документа
««Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».»

Конспект урока по музыке в 5 « » классе. Дата


Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».


Цель: Углубление и расширение представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни, о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата.


Задачи урока:

- Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского.

- Способствовать развитию интереса к русской музыке.

- Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация.

- Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

- Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

- Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.


Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига.

Способствовать развитию интереса к русской музыке

Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация

Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с

высокохудожественными произведениями

Тип урока: комбинированный.


Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.


Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


Необходимое оборудование и материалы: Компьютер.


Музыкальный материал:

Музыкальный материал урока:

1. Русская народная песня «Камаринская».

2. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

2. П. И. Чайковский Симфония № 4, «Камаринская», «Концерт № 1».

3. «Камаринская» М. Глинка.

4. «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.











Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие учащихся.


II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Напомнить учащимся тему предыдущего урока, повторить его основные моменты,( Жанры инструментальной и вокальной музыки) вспомнить творчество композиторов,( Георгий Свиридов, С.Рахманинов) с творчеством которых состоялось знакомство учащихся на прошедшем уроке. Дать определения: песня без слов, баркарола.

Песня без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.

Баркарола - песня на воде.


Вступительная беседа.


В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.

А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

Ответы: Да

С неподдельным интересом и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?


Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариация.


2. Формулирование темы урока.


- Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской, авторской.

- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.

Какие задачи на уроке?

Ответы: Послушать произведения П. Чайковского;

  • Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;


  1. Работа над новым материалом.


Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.


1. Русская народная песня «Камаринская»


(ответы уч-ся)


Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.

Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.


2. «Камаринская» П. Чайковский.


3. «Камаринская» Глинка


(ответы уч-ся)


- А вы знаете еще произведения Чайковского, где он использовал народные песни?

- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?


4. «Концерт №1» П. Чайковский.


(ответы уч-ся)


Охарактеризуйте это произведение.

Физкультминутка

Учащиеся встают и вместе с учителем выполняют упражнение:

  1. Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     



Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?


5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.


6. Народная «Во поле березка стояла»


(ответы уч-ся)


- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?


(ответы уч-ся)


- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.


М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .


7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»


8. «Во саду ли в огороде» народная.


Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор.


Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».


9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».


В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".


10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»

Беседа по характеру.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.

IV. Подведение итогов урока.


Давайте вспомним, что мы с вами сегодня проходили?

Ответы: Народные песни, композиторов П.И.Чайковский, Римский – Корсаков, М.И.Глинка

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Сегодня на уроке прозвучали музыкальные произведения. Что их объединяет? ( Связь музыки с литературой)
- Кто дает вторую жизнь песням? (Композиторы делают обработки музыкальных произведений; исполнители- интерпретации )

Общий вывод урока: на примере двух произведений понятно, что композиторы дали вторую жизнь народным песням, так же познакомились с такими понятиями как, аранжировка – переложение музыкального произведения для исполнения на другом музыкальном инструменте, интерпретация – изменение художественного замысла произведения.


 Рефлексия.


Продолжи фразу:
Я узнал…
Я научился…
Я умею…
Оценивание.
- Хочу отметить на уроке работу учащихся….
Домашнее задание.
Составить ассоциативный ряд, начиная словом «Музыка» и закончить словом «литература »( ассоциативный ряд – это набор элементов, связанных друг с другом по какому-либо общему признаку.)

На примере двух произведений:

Финала симфонии №4

Современное исполнение Песни

Сольвейг

Мы увидели как эти произведения

Подводит итог

Анализируют информацию на

слайде.


дали вторую жизнь песням.

Познакомились с новыми понятиями.

АРАНЖИРОВКА – переложение

музыкального произведения для

исполнения на другом инструменте.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение

художественного замысла

произведения.


АРАНЖИРОВКА – переложение

музыкального произведения для

исполнения на другом инструменте.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение

художественного замысла

произведения.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».

Автор: Сайфуллина Юлия Радиковна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Живительный родник творчества". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-muzyki-zhivitiel-nyi-rodnik-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "165075"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422739497"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация урока музыки "Живительный родник творчества". "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-uroka-muzyki-zhivitiel-nyi-rodnik-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "165077"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422740156"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства