kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Всенощная С.В. Рахманинов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 8 классе на тему: Всенощная С.В.Рахманинов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Всенощная С.В. Рахманинов»

План конспекта урока:


Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений

«Музыкальное зодчество России»


Цель: Познакомить учащихся с образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.


На доске: тема урока «Музыкальное зодчество России», высказывания:

«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души».

Святой Афанасий Великий


ХОД УРОКА:


Учитель: Искусство – это послание потокам. Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира.

Тема нашего урока – «Музыкальное зодчество России».

Что такое зодчество?
У-ся: Архитектура - (лат.architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения 

Учитель: не маловажный вклад в развитие архитектуры древней Руси внесли и первые русские «архитекторы» – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.

Зодчество Древней Руси прошло в своем развитии длительный и сложный путь. Самые ранние монументальные сооружения встречаем мы в пределах Киевской Руси. За ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимиро - Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величественные соборы и дворцы Москвы – собирательницы русских земель.

Наивысшего расцвета русское зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности. ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм (Слайд№ 4)

Первые памятники зодчества были деревянными. Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.


Показ слайдов архитектурных памятников древней Руси. ( слайд2-9)


Учитель: Охарактеризуйте облик первых деревянных храмов древней Руси

Уч-ся: Эти храмы строгие, величественные и в тоже время очень красивые.

Учитель: Как вы думаете, какая музыка должна звучать в этих храмах?

Уч-ся: Духовная.

Учитель: Что такое духовная музыка?

Уч-ся: Музыка, предназначенная для духовного богослужения.

Учитель: По своему характеру, музыка, может быть какая?

Уч-ся: Созвучная облику храмов.

Звучит одноголосный древнерусский распев. Слайд № 10

Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке?

Уч-ся: Это одноголосное духовное произведение, исполняемое без сопровождения мужским хором. Музыка мелодичная, распевная, спокойная.

величественно – торжественного характера.

Учитель: В Киеве ещё в середине Xв. появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками.

В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева (10370) и Новгорода (1052), церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор Владимира (1194-1197), соборы и дворцы Москвы и многие другие произведения.

Показ слайдов№ 11-15


Учитель: Что изменилось со временем в облике храмов?

Уч-ся: Храмы стали более изысканными, более богатыми, появились купольные пирамиды.

Учитель: Произошли ли изменения в духовной музыке?

Уч-ся: От одноголосья до многоголосья.

Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о музыке, которая была навеяна архитектурой храмов древней Руси.

«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды»- эти слова принадлежат С.В. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Слайд№16

«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны ( в начале1915г) Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей прозвучала как противостояние несправедливости бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатления новгородского Софийского собора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки.

«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения.

Прочтем стихотворение И.А.Бунина.


ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О "Свете Тихом", — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.

Учитель + презентация слайд№18-20

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.

Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.

Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений

— подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами.

Вслушайтесь в звучание хора «Приидите,поклонимся». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?


Звучит хор «Приидите,поклонимся»- своеобразный эпиграф – приглашение.Слайд№21


Начинается произведение двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный и мелодичный хор, звучащий мелодично и строго, как вступление к действию.

Учитель: Спойте мелодию этого хора и сравните её с главной темой Концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что в них общего?

Уч-ся: Интонации.

Звучит хор «Ныне отпущаеще» (№5).Слайд №22

Учитель: Какой смысл несёт в себе полифоническое звучание хора « Ныне отпущаеще»? Что вносят в характер звучания глубокие мужские голоса (басы), а что высокие (сопрано)?

Уч-ся: Этот хор подобен умиротворённой колыбельной, в которой мужские голоса звучат как аккомпанемент, а женские как мамины напевы.

Учитель: Сейчас прозвучит знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни»

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) Слайд №23


Учитель: Проникнуто лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковых композиций. Активно и утверждающе звучит хор « Хвалите имя господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.

Звучит хор «Хвалите имя господне». Слайд №24


Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.

Учитель: В чём заключается драматическое развитие музыки «Всенощной»?

Уч-ся: В контрастных образах «Вечерни» и «Утрени».

Учитель: Определите средства музыкальной выразительности церковного пения.

Учащиеся работают с таблицей ( презентация слайд№25)


Учитель: Как вы считаете, почему «Всенощную» С.Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры?

Уч-ся: В своем произведении С.Рахманинов стремился передать всё лучшее, что есть в России. А это и зодчество и музыка и вся культура.

Учитель: Почему это произведение родилось именно в России?

Уч-ся: Это произведение могло родиться только в России. Во всём Русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочетание, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».


Учитель: «Всенощная создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижёра В.Чернушенко, - вся Россия. С лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов. С иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов её, с её добрым и умным народом… Слайд№26

Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас - в любви и преданности земле своей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Всенощная С.В. Рахманинов

Автор: Захарова Елена Александровна

Дата: 18.05.2020

Номер свидетельства: 550192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему: "Всю жизнь несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112517"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408713316"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему: "Несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112520"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408714254"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Музыка 7 класс-тесты за I семестр ( Сергеева,критская) "
    ["seo_title"] => string(59) "muzyka-7-klass-tiesty-za-i-siemiestr-sierghieieva-kritskaia"
    ["file_id"] => string(6) "137201"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417283706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства