Просмотр содержимого документа
«Всенощная С.В. Рахманинов»
План конспекта урока:
Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений
«Музыкальное зодчество России»
Цель: Познакомить учащихся с образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
На доске: тема урока «Музыкальное зодчество России», высказывания:
«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души».
Святой Афанасий Великий
ХОД УРОКА:
Учитель: Искусство – это послание потокам. Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира.
Тема нашего урока – «Музыкальное зодчество России».
Что такое зодчество? У-ся: Архитектура - (лат.architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения
Учитель: не маловажный вклад в развитие архитектуры древней Руси внесли и первые русские «архитекторы» – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.
Зодчество Древней Руси прошло в своем развитии длительный и сложный путь. Самые ранние монументальные сооружения встречаем мы в пределах Киевской Руси. За ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимиро - Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величественные соборы и дворцы Москвы – собирательницы русских земель.
Наивысшего расцвета русское зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности. ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм (Слайд№ 4)
Первые памятники зодчества были деревянными. Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.
Показ слайдов архитектурных памятников древней Руси. ( слайд2-9)
Учитель: Охарактеризуйте облик первых деревянных храмов древней Руси
Уч-ся: Эти храмы строгие, величественные и в тоже время очень красивые.
Учитель: Как вы думаете, какая музыка должна звучать в этих храмах?
Уч-ся: Духовная.
Учитель: Что такое духовная музыка?
Уч-ся: Музыка, предназначенная для духовного богослужения.
Учитель: По своему характеру, музыка, может быть какая?
Уч-ся: Это одноголосное духовное произведение, исполняемое без сопровождения мужским хором. Музыка мелодичная, распевная, спокойная.
величественно – торжественного характера.
Учитель: В Киеве ещё в середине Xв. появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками.
В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева (10370) и Новгорода (1052), церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор Владимира (1194-1197), соборы и дворцы Москвы и многие другие произведения.
Показ слайдов№ 11-15
Учитель: Что изменилось со временем в облике храмов?
Уч-ся: Храмы стали более изысканными, более богатыми, появились купольные пирамиды.
Учитель: Произошли ли изменения в духовной музыке?
Уч-ся: От одноголосья до многоголосья.
Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о музыке, которая была навеяна архитектурой храмов древней Руси.
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды»- эти слова принадлежат С.В. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Слайд№16
«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны ( в начале1915г) Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей прозвучала как противостояние несправедливости бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатления новгородского Софийского собора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки.
«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения.
Прочтем стихотворение И.А.Бунина.
ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ
Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющим огнями, Перед молящейся толпой. Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой, Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе. И в час, когда хор тихо пел О "Свете Тихом", — в умиленьи Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел… Прошли года, прошли надежды, Переменилися мечты. В душе уж нет теперь, как прежде, Такой сердечной теплоты. Но те святые впечатленья Над сердцем властны и теперь, И я без слез, без раздраженья Переживаю дни сомненья, Дни оскорблений и потерь.
Учитель + презентация слайд№18-20
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.
Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений
— подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами.
Вслушайтесь в звучание хора «Приидите,поклонимся». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Начинается произведение двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный и мелодичный хор, звучащий мелодично и строго, как вступление к действию.
Учитель: Спойте мелодию этого хора и сравните её с главной темой Концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что в них общего?
Уч-ся: Интонации.
Звучит хор «Ныне отпущаеще» (№5).Слайд №22
Учитель: Какой смысл несёт в себе полифоническое звучание хора « Ныне отпущаеще»? Что вносят в характер звучания глубокие мужские голоса (басы), а что высокие (сопрано)?
Уч-ся: Этот хор подобен умиротворённой колыбельной, в которой мужские голоса звучат как аккомпанемент, а женские как мамины напевы.
Учитель: Сейчас прозвучит знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни»
Учитель: Проникнуто лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковых композиций. Активно и утверждающе звучит хор « Хвалите имя господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.
Звучит хор «Хвалите имя господне». Слайд №24
Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.
Учитель: В чём заключается драматическое развитие музыки «Всенощной»?
Уч-ся: В контрастных образах «Вечерни» и «Утрени».
Учитель: Определите средства музыкальной выразительности церковного пения.
Учащиеся работают с таблицей ( презентация слайд№25)
Учитель: Как вы считаете, почему «Всенощную» С.Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры?
Уч-ся: В своем произведении С.Рахманинов стремился передать всё лучшее, что есть в России. А это и зодчество и музыка и вся культура.
Учитель: Почему это произведение родилось именно в России?
Уч-ся: Это произведение могло родиться только в России. Во всём Русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочетание, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».
Учитель: «Всенощная создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижёра В.Чернушенко, - вся Россия. С лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов. С иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов её, с её добрым и умным народом… Слайд№26
Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас - в любви и преданности земле своей.