Конспект занятия предназначен для дошкольного возраста по программе дошкольного образования. В программе это одно из занятий, знакомящих детей с миром музыки. Урок включает в себя элементы пения, слушания музыки и развития ритмических навыков в игровой форме.
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Эмоциональная отзывчивость на музыку детей в старшем дошкольном возрасте – ведущая составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, пробуждает к размышлениям о нем, его настроении. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе слушания. Отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Литература: И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм»
Л. Пилипенко «Азбука ритмов», О. П. Радынова «Музыкальные шедевры», С.В. Крупа-Шушарина , сл. М. Дружининой «Хрестоматия песен для детского сада», Железнов С, Железнова Е. Азбука потешка, Королькова И. Учимся, играя, Анцыпирович О.Н. В мире музыки, Тютюнникова Т.Э. Доноткино.
Ход занятия
Начало занятия
Педагог:
Ребята, сели ровненько, подтянули спинки,
Если прозвенел звонок,
Значит, начался урок.
Давайте поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»- исполняется педагогом и детьми.
Основная часть
Педагог:
Ребята, нам сегодня предстоит отправиться в путешествие, но прежде нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент - наш голос. Приготовились, подняли руки и споем песенку про «Мишку».
Молодцы, а сейчас от этой нотки (исполняется распевка «Мишка» от разных нот с показом рукой высоты звуков).
Ребята, скажите, а про кого эта песенка? (педагог наигрывает песенку «Лошадка», ребята отгадывают песенку по звучанию)
( «Мишка», «Лошадка» («Музыкальный руководитель» №5, 2013 год стр.11-12) с показом рукой).
Ребята: Про лошадку.
Педагог:
Конечно, про лошадку. Давайте споем песенку про «Лошадку» (исполняется распевка «Лошадка» от разных нот с показом рукой высоты звуков).
Педагог:
Молодцы, ребята, а сейчас садимся на паровоз и отправляемся в путешествие.
Исполняется песенка про паровоз.
«Паровозик, паровоз, ты куда нас всех повез, через горы и леса, там, где бродят чудеса»
Давайте прислушаемся….что вы услышали? Какой была музыка и что интересного вы заметили?
Звучат музыкальные фрагменты, и идет беседа о прослушанной музыке.
П. Чайковский «Мелодия» (Радынова Диск 1, №43)
Ребята: Музыка красивая, напевная, нежная….
Педагог:
А какой инструмент солирует?
Ребята: Скрипка.
Педагог: Да, правильно, скрипка. А какую партию играет скрипка, ее хорошо слышно, среди других инструментов? Давайте попробуем напеть партию скрипки (ребята пробуют напеть мелодию).
Ребята: Да, она как бы на первом месте. Ее очень хорошо слышно.
Педагог: Правильно. Вот и показалась нам хозяйка страны Музыки – это Мелодия. И сегодня мы у нее в гостях, во дворце королевы Мелодии. (Детям демонстрируется иллюстрация «Королевы Мелодии»). И композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал свое произведение «Мелодия» и хотел рассказать нам о королеве страны Музыки. (демонстрируется иллюстрация – портрет композитора). Без Мелодии не звучит ни одна музыка, она главная среди всех и она не приходит одна, с ней всегда ее король Ритм.
Ребята, а как вы думаете, меняется ли настроение у королевы?
Ребята: Да.
Педагог: Правильно. Ведь от настроения Мелодии, от ее характера зависит настроение и характер в музыке. Давайте прислушается….какое настроение у королевы сейчас?
Звучит фрагмент
М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (Радынова Диск 7, №19,20)
Ребята: Игривое, как будто она маленькая и она балуется.
Педагог: Правильно, Мелодия здесь скачущая, неуклюжая. Она как маленький птенчик. Давайте рассмотрим картинку. (Демонстрируется иллюстрация к произведению.) Композитор Модест Мусоргский (демонстрируется портрет композитора) так и назвал свое произведение «Балет невылупившихся птенцов» и хотел нам показать, как может перевоплощаться Мелодия даже вот в такого птенчика.
А сейчас, послушайте и скажите, в кого превратилась Мелодия на этот раз?
Звучит фрагмент
Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля» (Радынова Диск 7, №31)
Ребята: Она как будто кружится и жужжит.
Педагог: Правильно, ведь она превратилась в шмеля (демонстрируется иллюстрация к произведению) Так композитор Римский – Корсаков и назвал свое произведение «Полет шмеля» (демонстрируется портрет композитора).
Вот такой бывает Мелодия, и мы еще не раз будем в гостях у королевы, но нам пора возвращаться домой. Садимся в паровоз, скажем королеве до свидания и едем домой.
Исполняется песенка про паровоз.
«Паровозик паровоз, далеко ты нас привез, паровозик наш устал, отдохнуть нам час настал»
Педагог: Вот мы и …а куда же мы попали?Ребята, скажите, а Мелодия всегда одна или с королем Ритмом? Конечно, только с королем. Давайте с ними поиграем.
Возьмем в руки палочки и будем повторять за мной слова под музыку.
(Развитие ритма. «Веселые палочки»)
Вы скачите палочки
Как солнечные зайчики
Стучать по полу палочками на каждую четверть
Прыг-прыг
Скок-скок.
Стучать палочкой об палочку.
Прискакали на лужок,
Стучать палочками поочередно на каждую восьмую
Правой ножкой топ-топ,
Стучать палочкой в правой руке на каждую четверть
Левой ножкой топ-топ,
Стучать палочкой в левой руке на каждую четверть
На головку сели,
Сделать «рожки» и пошевелить ими
Песенку запели.
Стучать палочкой об палочку.
Педагог:
Молодцы, ребята, как хорошо мы поиграли с Мелодией и Ритмом. А в нашей песенке про маму какое настроение у Мелодии?
Ребята: Напевное, нежное, ласковое….
Педагог:
Правильно, нежное, ласковое, как сама мамочка. Давайте продолжим разучивать нашу песенку и потом подарим ее нашим мамам.
(Разучивание песен ко дню матери: «Мамочка моя», муз. Ю.Слонова, сл. О.Выготской «Наша мама», «Мама – первое слово» из к/ф «Мама»).
А сейчас садимся в паровозик и возвращаемся домой.
Исполняется песенка про паровоз.
«Паровозик, паровоз, ты домой нас всех повез, здесь встречают нас друзья- наша дружная семья»
Итог занятия. Закрепление нового материала:
Педагог:
Ну вот, занятие наше подошло к концу. Мы возвратились домой. Молодцы, ребята. Понравилось, вам наше путешествие? Где мы сегодня побывали, с кем познакомились? С какими композиторами и о чем нам они хотели рассказать?
(Педагог наводящими вопросами расспрашивает материал занятия и демонстрирует иллюстрации к произведениям и портреты композиторов)
Ребята:
Ответы детей.
Мы были в гостях во дворце у королевы Мелодии. Слушали в кого она превращалась. Она была то птенчиком, то шмелем.
Мы познакомились с композиторами Чайковским, Мусоргским, Римским –Корсаковым.Мы слушали музыку «Мелодию», «Балет невылупившихся птенцов», «Полет шмеля».
Педагог:
Молодцы, давайте попрощаемся.
Музыкальное прощание «Наш урок окончен»- исполняется педагогом и детьми.