kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1. Образовательная:

1. Познакомить с творчеством Жамбыла и  Дины

2. Сформировать представление о жизни женщины - домбристки в XIX – начале XX в.в./расцвет тв-ва/

3. Послушать стихи, сделать записи.

4. Обобщить полученные знания, сделать вывод на уровне учитель - Курмангазы, ученица -  Дина.

5. Продолжить работу над песней

2. Развивающая:

1. Коротко  о творчестве и жизни Жамбыла и Дины Нурпеисовой.

 2.Послушать и  проанализировать музыку ученицы Курмангазы и стихи учителя, что общего  в их творчестве…

 3.Развивать умение сопоставлять творчество разных композиторов.

3. Воспитывающая:

1.Вызвать эмоциональный отклик.

2.Формировать представление о музыке и поэзии прошлого…

3.Воспитывать  культуру поведения.

4.Воспитывать уважение к деятелям казахстанской культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина. »

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА МУЗЫКИ


Урок № 1

Дата:

I четверть

Класс: 6


Тема урока: Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина.


Подтема: Казахский драматический театр

Цель урока:

1. Образовательная:

1. Познакомить с творчеством Жамбыла и Дины

2. Сформировать представление о жизни женщины - домбристки в XIX – начале XX в.в./расцвет тв-ва/

3. Послушать стихи, сделать записи.

4. Обобщить полученные знания, сделать вывод на уровне учитель - Курмангазы, ученица - Дина.

5. Продолжить работу над песней

2. Развивающая:

1. Коротко о творчестве и жизни Жамбыла и Дины Нурпеисовой.

2.Послушать и проанализировать музыку ученицы Курмангазы и стихи учителя, что общего в их творчестве…

3.Развивать умение сопоставлять творчество разных композиторов.

3. Воспитывающая:

1.Вызвать эмоциональный отклик.

2.Формировать представление о музыке и поэзии прошлого…

3.Воспитывать культуру поведения.

4.Воспитывать уважение к деятелям казахстанской культуры.

Тип урока: Урок углубления темы четверти

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный ряд:

1. Зарицкая Е. «Земля полна чудес» - вокально – хоровая работа, пение с солистами, с использованием треугольника.

2. Рассказ о Жамбыле, выяснение, что дети знают о нём

3. Д.Нурпеисова «Бул бул» или «Той бастар» (на выбор учителя и наличие времени на уроке) – слушанье, обсуждение манеры композитора, биографические данные. Учитель – ученица, связь времён.

Художественный ряд:

Стихи Жамбыла

Зрительный ряд:

Памятники поэту

Документальный фильм о Д.Нурпеисовой (если есть в видеотеке) – просмотр фрагмента

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие учителя. Психологическая подготовка учащихся к уроку, проверка готовности, напоминание правил поведения и техники безопасности в кабинете. Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности)

II. Актуализация.

Учитель сообщает тему и содержание урока.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

Краткий рассказ о Жамбыле, построен на знаниях детей о поэте, акыне.

Далее учитель переходит к личности ученицы- Д.Нурпеисовой.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Учитель проверяет знания, полученные на уроке и подводит к тому, что всё, что создают люди – прекрасно, если они любят свой народ, свою родину, гордятся своим учителем, стремятся продолжить его дело! Урок заканчивается исполнением песни Е.Зарицкой.

V. Этап информации о домашнем задании.

В учебнике прочитать с. 10- 13, выписать фамилии деятелей, даты, названия спектаклей.

VI.Подведение итогов урока.

VII. Этап рефлексии.

Оборудование: 1.Фонохрестоматия 2. Учебник с.10 – 13 3. Тетрадь

4. Фортепиано 5. Магнитофон 6.Портреты Жамбыла, Дины Нурпеисовой

Знания:

1.Знать о жизни и творчестве Дины Нурпеисовой и Жамбыла

2.Знать, каковы их заслуги в культуре казахского народа, как увековечена память.

Умения:

1.Уметь сопоставлять творчество разных композиторов на уровне учитель-ученик.

2. Уметь в просмотренном видео материале выделять главное, записывать в тетрадь.

3.Уметь сделать выводы о том, какую роль играет в жизни человека учитель.

Навыки:

1.Навыки на слух анализировать материал из док/фильма

2.Самостоятельной работы в тетради.

Методы музыкального обучения:

1.Наблюдения 2.Вариантности впечатлений 3. Обобщения

Принципы:

Единства воспитания, образования, обучения, наглядности, доступности, активности и увлеченности.

Формы работы на уроке: Словесная, наглядная, коллективная, индивидуальная

Виды деятельности на уроке:

Слушанье музыки, вокально-хоровая работа, рассуждения о строении, запись в тетради.

Предполагаемый результат:

Получение детьми дополнительных знаний о деятелях культуры Казахстана

Домашнее задание: с.10-13 выписать фамилии деятелей, даты, названия спектаклей.

Жамбыл

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну,

Вижу своды ваших мостов,

Зорь балтийских голубизну,

Фонарей вечерних рои,

Золоченых крыш острия...

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Не затем я на свете жил,

 Чтоб разбойничий чуять смрад;

Не затем вам, братья, служил,

Чтоб забрался ползучий гад

В город сказочный, в город-сад;

Не затем к себе Ленинград

Взор Джамбула приворожил!

А затем я на свете жил,

Чтобы сброд фашистских громил,

Не успев отпрянуть назад,

Волчьи кости свои сложил

У священных ваших оград.

Вот зачем на север бегут

Казахстанских рельс - колеи,

Вот зачем Неву берегут

Ваших набережных края,

Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя!

 Ваших дедов помнит Джамбул,

Ваших прадедов помнит он:

Их ссылали в его аул,

И кандальный он слышал звон.

Пережив четырех царей,

Испытал я свирепость их;

Я хотел, чтоб пала скорей

Петербургская крепость их;

Я под рокот моей струны

Воспевал, уже поседев,

Грозный ход балтийской волны

Где бурлил всенародный гнев.

Это в ваших стройных домах

Проблеск ленинских слов-лучей

Заиграл впервые впотьмах!

Это ваш, и больше ничей,

Первый натиск его речей

И руки его первый взмах!

Ваших лучших станков дары

Киров к нам привез неспроста:

Мы родня вам с давней поры,

Ближе брата, ближе сестры

Ленинграду Алма-Ата.

Не случайно Балтийский флот,

Славный мужеством

Двух веков,

Делегации моряков

В Казахстан ежегодно шлет,

И недаром своих сынов

С юных лет на выучку мы

Шлем к Неве, к основе основ,

Где, мужая, зреют умы.

Что же слышит Джамбул теперь?

 К вам в стальную ломится дверь,

Словно вечность проголодав,-

Обезумевший от потерь

Многоглавый жадный удав...

Сдохнет он у ваших застав!

Без зубов и без чешуи

Будет в корчах шипеть змея!

Будут снова петь соловьи,

Будет вольной наша семья,

Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя!

Джамбу́л Джаба́ев (1846-1945) каз. Жамбыл Жабаев; казахский и советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Джамбул родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты. Согласно семейному преданию, мать Джамбула, Улдан, родила его в то время, когда аул еда Джамбула спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Джамбул в верховьях реки Чу. Жабай, отец Джамбула, дал своему сыну имя горы. Ещё мальчиком Джамбул научился играть на домбре.

В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау. Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Джамбул пел исключительно на казахском языке. В конце XIX - начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др. Ко времени Октябрьской революции 1917 года Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы - «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Джамбула подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни - частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР. Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт рядовой Алгадай Жамбилов, сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области. Джамбул Джабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района, Алматинская область (район и аул названы в его честь. В этом ауле организовали музей Жамбыла (в доме, где он жил), около дома сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за п. Узынагач примерно 60 км от Алма-Аты. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев - известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора. Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей (поэмы - «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов» и др.

Сталинская премия второй степени (1941) — за общеизвестные поэтические произведения.

орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почёта», Почтовая марка Казахстана. Увековечение имени Именем Джамбула в 1938—1997 годах назывался город на юге Казахстана, который сейчас именуется Тараз. Область осталась называться Джамбульской. В городе ему установлен величественный памятник в полный рост. Джамбул прожил долгие годы под Алма-Атой в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу от Алма-Аты и в 10 км от автомагистрали «Алма-Ата-Бишкек». После его смерти здесь в 1947 году был открыт Литературно-мемориальный музей Джамбула, расположенный в доме, где акын прожил свои последние годы. Также его именем названо много улиц в других городах, в частности в России -переулок Джамбула в Санкт-Петербурге и в Липецке, улицы Джамбула в Киеве, Ужгороде, Кемерово, Кургане, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Хабаровске на проспекте Достык в Алма-Ате ему установлен бронзовый памятник — акын с домброй, присевший у водопада. Отсюда начинается улица Джамбула. В Есике (Алматинская область) поставлен памятник акыну и названа улица в честь него. В 2002 году в переулке Джамбула в Санкт-Петербурге казахскому акыну поставлен 4-х метровый бронзовый памятник — подарок Казахстана к 300-летию Санкт-Петербурга. Его имя присвоено Казахской государственной филармонии. Имя Джамбула носит областной драматический театр в Усть-Каменогорске  областной русский драматический театр им. Джамбула. Памятная монета Казахстана номиналом 20 тенге, посвящённая 150-летию со дня рождения Джамбула.

Дина Нурпеисова (1861-1955) - известный казахский композитор, кюйши, родилась и выросла в местечке "Бекетай кумы" в Жанакалинском районе Западно-казахстанской области. Похоронена в Алматы. Народная артистка Казахстана (1944); участвовала в республиканском смотре народного искусства в 1937 году, в возрасте 75 лет участвовала в первом Всесоюзном смотре народного искусства; в возрасте 83 лет Дина стала призером в декаде искусств в Ташкенте, где участвовали представители 5 республик Средней Азии. Она с детства так хорошо исполняла кюи Даулеткерея, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана и других, что ее прозвали "девочкой-домбристкой". Слава о ней разнеслась так далеко, что сам Курмангазы приехал послушать ее исполнение. Он был доволен игрой девочки, благословил ее, а в дальнейшем не выпускал ее из виду, брал с собой на различные состязания, показывал ей особые приемы игры на домбре. С 9 лет и до 19, пока ее не выдали замуж, становлением Дины руководил Курмангазы. То, что такой мастер кюя, как Курмангазы, был для Дины наставником, стало удачей не только для нее лично, но и для всех, кто любит искусство кюя. В 1880 году Дина вышла замуж за Канаса Турманулы из рода бескаска племени бериш, у них родился сын Нурпеис. Вскоре после этого муж умер. По обычаям того времени Дина вышла замуж за младшего брата мужа по имени Шапек. Тогда не положено было называть мужа прямо по имени, и она обращалась к нему "Жапек". Сын Нурпеис умер в возрасте 14 лет. Позже, во время какой-то счетной компании, то ли это были выборы, то ли перепись населения, Дина назвала вместо фамилии имя умершего сына; очевидно, так она поступила в связи с тем, что раньше не полагалось снохе называть имя свекра. С тех пор ее зовут Дина Нурпеисова. Жапек и Дина прожили счастливую жизнь. Мелодичные кюи Дины созданы в этот период под впечатлением радостей материнства. Выдавая ее замуж, отец подарил дочери коня с отметиной на лбу; так создан кюй "Қара қасқа ат". Подражая своим наставникам, Даулеткерею и Туркешу, она написала кюи "Бұлбұл", "Жігер", "Байжұма". В честь своих родственниц по мужу создан кюй "Кербез". Кюй "Он алтыншы жыл" Дина Нурпеисова создала, когда сына Журымбая в 1916 году призвали в армию по царскому указу; в честь дорогих друзей создан кюй "Қосалқа", в честь любимого сына Коныра ею создан кюй "Әсем қоңыр". Все эти кюй созданы ею в особенном, характерном для нее, стиле. Кюи Дины Нурпеисовой способствовали развитию казахского инструментального искусства и поставили ее вровень с лучшими домбристами. В советский период она продолжала творческую деятельность, выражая через музыку свои мечты, пожелания, надежды. Несмотря на возраст, в честь 20-летия Казахстана, она создала кюй "Тойбастар", в годы Отечественной войны кюи "Ана бұйрығы", "Жеңіс". В страшные годы репрессий и идеологической демагогии из Дины Нурпеисовой пытались сделать проповедника советского режима. Ее вдохновенным кюям присваивались совсем другие названия, чтобы использовать их в русле официальной идеологии. Так вышли в свет кюи "Герой труда", "Доярка", "Сталин", "Делегат" и другие. Но настоящее золото не ржавеет. Искусство самобытного композитора Дины Нурпеисовой продолжает жить и радовать людей.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина.

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "краткосрочный план урока в 6 классе «Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_uroka_v_6_klassie_vielikii_akyn_zhambyl_i_lieghiendarnaia_ki"
    ["file_id"] => string(6) "355673"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478363041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "среднесрочный план урока музыки «Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина»"
    ["seo_title"] => string(80) "sriedniesrochnyi_plan_uroka_muzyki_vielikii_akyn_zhambyl_i_lieghiendarnaia_kiuis"
    ["file_id"] => string(6) "355674"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478363139"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Календарно - тематическое планирование по музыке "
    ["seo_title"] => string(53) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "168879"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423313478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства