kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Среднесрочный план урока музыки «Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

краткосрочный план урока музыки в 6 классе Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«среднесрочный план урока музыки «Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина»»

Краткосрочный план в 6 классе.

1 четверть: «Современное музыкальное искусство Казахстана. Музыка и поэзия»

1 урок: «Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина»

Подготовила: Балабина Г.С.

Класс: 6

Дата:_______________________________

Цель: Активизация творческой и познавательной деятельности, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

Задачи: 

1. Дать понятие о «творчестве Дины и Жамбыла», с помощью демонстрации обогатить представление учащихся о связи искусства с жизнью;

2. развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух.

3. воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки.

План урока:

1. Музыкальное приветствие

2. Распевки

3. Проверка домашнего задания

4. Беседа по теме

5. Слушание кюй Дина «Наказ матери»(«Ананыңбұйрығы»), «Победа» («Жеңіс»), «Булбул»

6. Гимн РК

7.Разучивание песни. «Атамекен» Е.Хасангалиева

8. Разучивание песни о Родине.

Ход урока:

Актуализация прежних знаний:

1. Музыкальное приветствие

2. Распевки

3. Проверка домашнего задания

Формирование новых понятий и способов действий:

Показ : Презентации.

Жамбыл Жабаев – акын-импровизатор, один из самых знаменитых поэтов Казахстана. Жамбыл родился 28 февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты (Старшего жуза).

По семейному преданию, мать Жамбыла Улдан родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) в очередной раз спасался от набегов. Это случилось возле горы Жамбыл (что по-китайски значит крепость), на северо-востоке от нынешней станции Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь горы именем Жамбыл. В своей автобиографической поэме «Моя жизнь» акын впоследствии так излагал это семейное предание: В ночь у подножья Жамбыла горы, Сжавшись комочком у снежной норы, Мать моя, рабскую жизнь кляня, В стонах и муках родила меня. Молча собрался голодный аул, Дали казахи мне имя Жамбыл, Пели акыны под звуки домбры, Песню о мальчике, в бурю рожденном, Песню о мальчике, нареченном, Именем гордой и древней горы... Жамбыл рос независимым и озорным мальчиком, заводилой во многих ловких и смешных проделках.

Ему нравились шумные и весёлые пиры, многолюдные сборища.

Но больше всего он любил бывать у табунщиков, укротителей необъезженных скакунов, чабанов, которые знали множество песен, занимательных и веселых сказок. Заслушивался он и рассказами шежиреши (знатоков родословных преданий и легенд) о происхождении родов и племен, о выдающихся людях прошлого. Среди ближайших предков Жамбыла не было ни акынов, ни певцов.

Но дядя его матери Улдан – Канадан был прославленным музыкантом и композитором. Наблюдая, как маленький сын играл на домбре, мать говорила: «Музыкальный дар моего дяди Канадана передался ему». Жамбыл рано научился играть на добре. Его стали выделять среди акынов-сверстников. Отцу не нравилось увлечение сына, но Жамбыл не оставлял мечты стать акыном. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, он решился на отважный поступок – пришёл к отцу с домброй и попросил его благословения. Жабай не благословил сына. Но Жамбыл все-таки стал учеником знаменитого акына Суюнбая. Много лет сопровождал Джамбул своего учителя, слушал его выступления, перенимал опыт поэтического мастерства, прежде чем учитель смог сказать: «В добрый час, да сопутствует тебе удача, сын мой. Создавай стихи, которые народ будет с удовольствием запоминать, и которые не исчезнут из памяти народа, пусть внимают твоим стихам не отдельные лишь люди, а весь народ. Пусть льются твои стихи не из груди, а из сердца. Говоря о правде, воспевай справедливость, не иди по дороге, протоптанной другими, - найди свою тропу, подмечай и знай, что происходит вокруг. Пусть душа твоя будет богаче, чем ханская казна». Жамбылу было двадцать лет, когда он самостоятельно стал разъезжать по аулам, демонстрируя поэтическое мастерство. В одном ауле он повстречал известную красавицу Бурым. Акын и девушка полюбили друг друга, но по обычаю она была обещана другому. Счастье молодых длилось недолго. Чтобы не разразилась вражда между аулами, Жамбылу пришлось вернуть любимую. Бурым выдали замуж за человека, которому её предназначили родители. Это была глубокая рана в сердце поэта. В 1875 году на поминки по случаю годовщины со дня смерти одного из влиятельных людей казахского рода Шапрашты, Сарыбая, съехалось много народу.

Прибыл и известный акын Майкот. Сарыбай был близким родственником акына Суюнбая, и согласно казахскому обычаю, Жамбыл вместе с младшим братом СарыбаяСаржаном встретил их. Как поэт, он должен был приветствовать гостей стихами-импровизациями. Жамбыл пел о подвиге Сарыбая в борьбе с врагами, битве славных батыров рода Шапрашты с кокандскими захватчиками.

Его импровизация превратилась в историческое повествование, обнаружившее замечательный талант поэта широкого социального диапазона, живущего одними интересами с родным народом. Это было первое выступление акына перед большой аудиторией.

Слушатели единодушно назвали его акыном, чей талант не уступает дарованию прославленного Суюнбая. Известные в степи акыны признали в Жамбыле равного, увидели в нём друга и соратника по поэтическому мастерству.

Значительным событием в жизни Жамбыла, оставившим глубокий след в его творческой биографии, явилась встреча с акынами Шоже: «подобно руслу, вместившему в себе необъятное море поэзии», и Шашубаем, «вдохновенно исполнявшим прекрасные песни степей под аккомпанемент гармоники». Жамбыл долгое время не разлучался с ними. Он перенял у Шашубая песни многих сары-аркинских акынов, немало преданий об Асане-Кайгы – поэте и философе XV века. Именно предания об Асане-Кайгы вдохновили впоследствии Жамбыла на создание поэмы «Утеген-батыр», он назвал ее «Хикая», («хикаят» в Средней Азии занимательный сказ, рассказ о каком-нибудь событии.). В этой поэме описываются походы батыра Утегена, который бродит по свету в поисках лучшей земли и счастливой доли для своего народа. В творчестве Джамбула большое место занимает поэма «Суранши-батыр». Главная идея поэмы - борьба против порабощения и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими. Жамбыл в образной, обобщенной форме показал в ней борьбу казахского народа против кокандскихполчищ в 50-60-х годах XIX века. В основном акын останавливается на одном эпизоде нашествие кокандцев. И в этой поэме описанные события в полной мере соответствует историческим данным. Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Через несколько дней он сел на коня, чтобы вернуться в район Май-Тюбе. Как рассказывает СабитМуканов, Жамбыл подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Жамбыла. В эту же ночь Жамбыл сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Несколько своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города. Жамбыл говорил:


Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну,

- Вижу своды ваших мостов,

Зорь балтийских голубизну,

Фонарей вечерних рой,

Золоченых крыш острия...

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. Умер Жамбыл 22 июня 1945 года всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея. Дина Нурпеисова (1861-1955). Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры Дина Нурпеисова родилась и выросла в местечке «Бекетай кумы» в Жанакалинском районе Западно-Казахстанской области. Отец Дины Нурпеисовой, известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Дина так хорошо исполняла кюиДаулеткерея, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана, что ее прозвали «девочкой-домбристкой». Слава о ней разнеслась так далеко, что сам Курмангазы приехал послушать ее исполнение. Он был доволен игрой девочки, благословил ее, а в дальнейшем не выпускал ее из виду, брал с собой на различные состязания, показывал ей особые приемы игры на домбре. С 9 до 19 лет, пока ее не выдали замуж, становлением Дины руководил Курмангазы. В дальнейшем Дина стала продолжателем исполнительского искусства, своеобразного стиля своего знаменитого земляка. Среди ее первых произведений можно назвать «Бұлбұл», «Байжұма», «Көгентүп», в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа. Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 года. Один из кюев, созданных в этот период, так и называется — «1916 год», и носит отпечаток влияния кюяКурмангазы «Кішкентай», посвященного восстанию под предводительством ИсатаяТайманова и Махамбета Утемисова. Кюи Дины Нурпеисовой способствовали развитию казахского инструментального искусства и поставили ее вровень с лучшими домбристами. Композиторское дарование и исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получили свое дальнейшее развитие в советский период. В 1937 году она становится участницей Республиканского смотра исполнителей-музыкантов, а через два года участвует во Всесоюзном смотре исполнителей на народных музыкальных инструментах в Москве. На этом конкурсе ее называют «Жамбылом домбры». Произведения, созданные Диной Нурпеисовой после Октябрьской революции, разнообразны по своей музыкальной палитре, глубокому психологическому содержанию. В них она выражает через музыку свои мечты, пожелания, надежды. Наиболее известными произведениями этого периода являются кюи «Асемконыр», «Тойбастар», созданный в честь 20-летия Казахстана, «Ана аманаты», «Восьмое марта» и другие.

После возвращения из Москвы Дину Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей (кюи «Герой труда», «Доярка», «Делегат»).

Искусство неутомимого композитора из народа растет и крепнет, знаменуя собой начало нового этапа в ее большой творческой жизни. В пору наибольшего расцвета таланта Дины Нурпеисовой у нее рождается стремление к своеобразному объединению двух музыкальных направлений в развитии инструментальной культуры дореволюционного Казахстана — темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы с мягким, по преимуществу лирическим творчеством Даулеткерея и его последователей. Богатый материал как прошлой, так и современной музыкальной культуры казахского народа Д. Нурпеисова творчески перерабатывала, создавая при этом свои оригинальные кюи, свои особые приемы их исполнения.

В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность.

Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает кюй «Анабұйрығы» («Наказ матери»), а радостную весть об окончании войны она встречает кюем «Женіс» («Победа»).

Формирование умений и навыков:

Слушание: Что передает свей музыкой знаменитая кюйши Дина Нурпеисова? В творческом наследии выдающейся казахской домбристки и народного композитора Дины Нурпеисовой особенно ценными являются те произведения, в которых она, путем синтеза разных стилевых элементов, закладывает основы нового стиля казахской домбровой музыки. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения. Много замечательных кюев с помощью Нурпеисовой освоил Государственный оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы. Она обогатила его исполнительскую культуру целым рядом оригинальных приемов игры на домбре. Через нее пришли в оркестр и зазвучали в мощном симфоническом ансамбле кюиКурмангазы и многих других представителей казахской инструментальной музыки. Как настоящее золото не ржавеет, так и искусство самобытного композитора Дины Нурпеисовой продолжает жить и радовать людей.

Рефлексия: Что объединяет творчество поэта, акына Жамбыла Жабаева и кюши Дины Нурпеисовой?

Дом.задание: знать произведения Жамбыла и Дины. Подготовить сообщения на тему: творчество Махамбета Утемисова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
среднесрочный план урока музыки «Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина»

Автор: Балабина Галина Сергеевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства