kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В царстве Терпсихоры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята продолжают знакомство с музыкальным театром на примере балета П.И.Чайковского "Щелкунчик".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В царстве Терпсихоры"»

  1. МБОУ СШ №70.

  2. Карякина Ольга Валентиновна, учитель музыки, высшая квалификационная категория

  3. Предмет: музыка

  4. Класс: 5

  5. Разработано на основе программы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-9 классы (базовый уровень)

Используемый учебник: Музыка. Учебник для обучающихся 5 кл. общеобразоват. учреждений /Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение

  1. Тема урока «Второе путешествие в музыкальный театр. В царстве Терпсихоры.»

  2. Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа

  3. Задачи:

  1. Образовательная: продолжить накопление сведений оразличных жанрах музыки; познакомить учащихся систорией и строением балетного спектакля.

  2. Развивающая: продолжить работу по развитию музыкального слуха, памяти,чувства ритма, а также вокально-хоровых умений и навыков учащихся

  3. Воспитательная: воспитывать умение оценивать и анализировать явления музыкальной культуры,

9. Планируемые результаты:

Личностные:

  • у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

  • Ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения к музыке, устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Предметные:

  • ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; понимать термины "балет", "пантомима", "па-де-де", "па-де-труа" и др.;

  • Ученик получит возможность применять музыкальную терминологию в характеристике музыкальных произведений на примере балета П.И.Чайковского "Щелкунчик"


Метапредметные результаты:

Личностные:

  • ученик научитсяпроявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

  • ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные:

  • научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

  • получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные:

  • научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;

  • получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные:

  • научится организовывать работу в паре, группе;

  • получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.


9.Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано

10.Ход урока:


Действия учителя

Действия

учащихся

  • Организационный момент





–Ребята, вы сейчас­ услышали музыку. Скажите, пожалуйста, вы узнали ее? Кто ее автор?


–Я вам сейчас подскажу. Посмотрите на экран.




  • Введение в тему, целеполагание


–Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?


– Молодцы! Давайте сегодня поговорим с вами о балете и назовем наш урок так же, как и прошлый. Наш прошлый урок назывался ...



– А теперь назовите тему нового урока



–Но мы же с вами на волшебном уроке, поэтому и тема урока должна звучать сказочно, красиво, волшебно!

Давайте перенесемся в давние-давние времена, в мир Древней Греции и узнаем, связано ли искусство балета с каким-нибудь божеством или богиней? А поможет нам в этом Арсений Гиллер . Он даже приготовил небольшую презентацию.


– Давайте назовем наш урок по имени Музы Терпсихоры, которая покровительствовала танцу, музыке. В царстве........


–Молодцы! Скажите, о чем вы бы хотели узнать на этом уроке?




– Итак, главные вопросы, на которые мы должны будем ответить: ( На слайде)


1. История возникновения балета.

2. Из чего состоит балетный спектакль.


  • Работа по теме

– В вашем классе есть ребята, которые серьезно интересуются искусством, так пусть они будут нашими экскурсоводами в царстве балета. Слово Кате.


Балет - искусство довольно молодое, ему немногим больше четырехсот лет. Родился он в Италии в эпоху Возрождения. Слово "балет" произошло от французского ballet, что означает "танцевать". Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в Италии. Во Франции в XVIIвеке, при дворе Людовика XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовал король, королева и придворные.


– Скажите, похоже это на наш современный балет?

– В современном понимании балет появился только в XVIIIвеке. Он становится самостоятельным произведением. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. Поэтому международный язык балета какой?


О возникновении балета в России расскажет Лера



В России первый балетный спектакль был поставлен в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича

и назывался он «Балет об Орфее и Эвридике». Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов. В 1738 году открылась первая в России балетная школа – 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой прислуги (сейчас это известная на весь мир Академия Русского балета имени Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге). Через 3 года они стали профессиональными артистами, причем юноши и девушки не только танцевали, но и исполняли вокальные номера.




–Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIXвека, а настоящий переворот в балетной музыке произвел русский композитор…………. и его три замечательных балета ………




–Ребята, а вы можете назвать кого-нибудь из известных балерин прошлого и настоящего?


– Тогда вам задание на следующий урок: найти в интернете информацию о самых известных представителях балета России (2-3) и сделать о них небольшое сообщение

А теперь Варя покажет нам несколько движений балета




  • Физкультминутка


–А теперь пора немного подвигаться и показать, что не зря наш урок посвящен балету. Кто у нас сегодня будет великим хореографом ? Кстати, знаете, что означает это слово? Буквально оно означает «рисую танец».

Так вот, наш хореограф будет для нас рисовать не танец, конечно, ритмические движения. а мы, по возможности, будем их повторять.


  • Работа по теме

– Молодцы! Садитесь на свои места и продолжим урок. Сейчас мы поближе познакомимся со строением балетного спектакля, балетной терминологией, а для этого откройте нашу таблицу прошлого урока, где мы работали с оперными обозначениями.

Итак: под №1 у нас идет термин "либретто". Что он обозначает?

–А как вы думаете, в балете есть либретто?

Таким образом в таблицу вносятся термины "либретто", "увертюра", "вариации", "па-де-де", "па-де-труа", "кордебалет", параллельно вспоминаются оперные термины.

–А вы знаете как называется юбка балерины?

–А что значит "танцевать на пуантах"?

–А теперь, когда мы с вами стали почти "знатоками" балета, настало время познакомиться с самым сказочным, самым новогодним балетом П.И.Чайковского - "Щелкунчиком". Он написан по сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". Немного о содержании этого балета нам расскажет Дима Воробьев


"Щелкунчик" - сказка о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под радостную музыку ведет её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, хочется верить, что все это на самом деле, ведь в каждой сказке есть доля правды.


П.И.Чайковский произвел настоящий фурор в балетной музыке. Она по прежнему оставалась танцевальной, но при этом приобрела особую драматическую выразительность. Подробно о содержании балета и музыкальных номерах мы поговорим на следующем уроке, а сегодня я хочу, чтобы вы перенеслись за кулисы музыкального театра и приняли участие в подготовке балетного спектакля.


  • Мозговой штурм

–Но сначала давайте подумаем, какие виды искусства объединяются вместе для того, чтобы возникло это чудо - балет! Итак, с чего начинается работа над балетом?

–Правильно, с литературного произведения, со сценария. Вспомните, как называется литературное содержание оперы.............

–Молодцы! Своё либретто есть и у балета. Как называется вид искусства, "отвечающий" за сценарий?

–Очень хорошо! У вас на столах есть пазлы, из которых нам нужно составить снежинку. Возьмите один луч, напишите на нем ЛИТЕРАТУРА и приставьте к серединке (БАЛЕТУ).

Ну а самый главный вид искусства в балете - .........


–Пишем слово МУЗЫКА и приставляем этот луч к серединке.

Далее учитель объясняет значение ХОРЕОГРАФИИ, ЖИВОПИСИ, ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА и АРХИТЕКТУРЫ в создании балетного спектакля.

–А теперь давайте вместе сформулируем определение, что же такое "балет"?






–Посмотрите, какая красивая снежинка у вас получилась, совсем как в балете "Щелкунчик". В конце 1-го акта есть сцена в снежном лесу, на поляне. Маша и принц, в которого превращается уродливый Щелкунчик, идут в город сластей Конфитюренбург и их сопровождает вальс Снежных Хлопьев. Представьте, что по какой-то причине потерялись ноты этого вальса, эскизы костюмов Снежных Хлопьев. Но ваш класс приходит на помощь театру и сейчас за несколько минут мы решим эту проблему.

1-я группа (литераторы-сценаристы) - получает очень сложное задание. Она должна придумать историю об этих снежинках (учитель должен настроить детей на работу)

2-я группа (композиторы) - представляет, какой должна быть музыка этого танца, в каком ритме, темпе, какие инструменты должны исполнять мелодию.

3-я группа (художники) - занимается эскизами костюмов.


–А теперь каждая группа покажет свою работу, а другие оценят её по нашему звукоряду.




–Молодцы, хорошо поработали! Ребята, у меня радостная новость: пропажа нашлась! И музыка, и костюмы заняли свое положенное место в спектакле, и мы сейчас увидим эту сцену и сравним её с вашими фантазиями.


–Кто услышал в этом вальсе что-нибудь необычное?


–Правильно, Чайковский специально ввел в этот вальс звучание детских голосов, чтобы разогнать мрак и ужас зимнего ночного леса. Вспомните, как называется жанр вокальной музыки, когда мы слышим пение без слов..........

–Молодцы!

Рефлексия

–Сейчас возьмите ручки и в тетради запишите ответы на тест, который вы увидите на экране. Итак, начали:



–Ну что ж, урок подходит к концу. Выберите из нашего звукоряда ноту, которая соответствует общему настроению урока. Поговорим о том, что мы узнали сегодня.








– Всем спасибо за урок, до свиданья!


















Дети входят в класс под вальс из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик".


Возможно, ребята не узнают музыку

На экране отрывок из мультфильма "Щелкунчик", где звучит эта музыка


На экране слайд с коллажем на тему "Балет"

Ответы ребят



–Первое путешествие в музыкальный театр

–Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.





Выступление Арсения



" В царстве Терпсихоры»



Ответы ребят(как появился балет, из чего состоит балетный спектакль,











Выступление Кати Седых










Видео "Балет эпохи Барокко"


Ответы ребят





Ответы детей



Выступление Валерии Овчинниковой

















Портрет П.И.Чайковского



Ответы детей


Ответы детей





Выступление Вари с комментариями учителя











Звучит марш из балета «Щелкунчик»








Ответы ребят




Работа в тетради


пачка

на кончиках пальцев






Выступление Димы Воробьева























Ответы учащихся



Либретто


Литература





Музыка








Балет - музыкальный спектакль, объединяющий музыку, литературу, хореографию, живопись, театр и архитектуру

















Работа в группах



Показ и оценивание работ






Показ видеоролика


Звучит хор!






Вокализ




Видеотест и подведение его итогов





.Ребята выбирают ноту, а учитель спрашивает выборочно о том, что они узнали на уроке, что понравилось, а что не понравилось
































3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"В царстве Терпсихоры"

Автор: Карякина Ольга Валентиновна

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«путешествие в царство терпсихоры»"
    ["seo_title"] => string(35) "puteshestvie_v_tsarstvo_terpsikhory"
    ["file_id"] => string(6) "498021"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548998514"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Сценарий праздника "Посвящение в танцоры" "
    ["seo_title"] => string(48) "stsienarii-prazdnika-posviashchieniie-v-tantsory"
    ["file_id"] => string(6) "186327"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426325693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства