"В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее"
"В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее"
Урок дает целостное представление о музыкальном жанре симфония на основе восприятия русской и зарубежной музыкальной классики, учит видеть неповторимый почерк каждого композитора, знакомит с жанровым разнообразием симфонического творчества современных композиторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее"»
Уроки музыки в 8 классе
Тема урока: «В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее»
Цель урока: формирование целостного представления о музыкальном жанре симфония.
Задачи: нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия шедевров русской и зарубежной музыкальной классики, осознание ее духовно-нравственной ценности, слушание фрагментов из симфоний Ф. Шуберта, П. Чайковского, С. Прокофьева, научиться видеть в музыке неповторимый почерк каждого композитора; знакомство с жанровым разнообразием симфонического творчества современных композиторов; выяснить каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях; закрепление основных принципов строения сонатно-симфонического цикла; развитие культуры восприятия музыки, мышления, творческих способностей.
Тип урока: урок углубления и развития темы.
Ресурсы: видео и аудиоматериалы, раздаточный материал.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
(Звучит симфония № 40 В.-А. Моцарта - 1ч.)
Актуализация знаний для освоения новой темы.
- Кто исполняет музыку? (Симфонический оркестр), какого жанра эта музыка? (Симфонического)
- Что такое симфония? (Симфонией называется большое многочастное музыкальное произведение для оркестра).
- Есть ли в симфониях названия? (Некоторые композиторы давали названия своим симфониям, например, «Героическая» - у Бетховена, «Детская» - у Гайдна.
- Назовите основные принципы построения сонатно-симфонического цикла:
1 часть – 2 часть – 3 часть – 4 часть
аллегро – анданте – менуэт – финал
- Давайте попытаемся определить тему сегодняшнего урока. Где обычно исполняют симфонии? (В концертном зале) О каком музыкальном жанре я вас спрашивала? (О симфонии). Вы уже знакомились с симфониями Гайдна, Моцарта, Бетховена – композиторов 18-19 вв., т.е. симфонической музыкой прошлого времени. А в настоящее время эта музыка звучит в концертных залах? (Да) Каких два времени я упомянула в своих вопросах? (Прошлое и настоящее) И так запишите тему урока: «В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее». О прошлом симфонии мы уже немножко знаем. Хотелось бы узнать ее дальнейший путь развития? (Да) Данной проблемой мы и займемся.
Проблемное освоение новой темы. Вы уже знаете, что симфонией называется большое многочастное музыкальное произведение для оркестра. Это один из самых сложных жанров музыкального искусства. И, конечно, он складывался постепенно. Огромный путь прошла симфония от своего рождения до наших дней. Даже само слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. Посудите сами, в античные времена симфонией называли гармоничное, приятное слуху, сочетание музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».
Вы уже знакомы с классическими симфониями Гайдна, Моцарта, Бетховена. Здесь важно напомнить, что в творчестве Бетховена уже активно проявились черты романтизма.
Дальнейшее развитие симфонической музыки мы рассмотрим на примере творчества Ф. Шуберта, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева – композиторов, представляющих разные эпохи, разные страны и разные стили, но каждый из них отразил в своих симфониях современную действительность, пытался ответить на самые важные вопросы своей эпохи.
Величайшим новатором в симфоническом жанре стал австрийский композитор Франц Шуберт, которого можно назвать одним из основоположников музыкального романтизма, родившийся почти сразу после Французской революции, он впитал новые идеи изменившегося общества и нашел новые пути воплощения этих идей. Чем отличаются шубертовские симфонии от симфоний венских классиков? В-первую очередь, удивительной мелодичностью музыкального языка. Шуберт – автор множества песен, и такой же напевностью пронизаны его симфонические темы. Их можно назвать песенными симфониями. При этом в них слышны напевы австрийской, немецкой, чешской и венгерской народной музыки.
В звучании его симфоний угадываются и лирические, и героические, и трагические образы. Оркестр становится у Шуберта чутким искренним рассказчиком. Это уже другой тип симфонизма. Его симфонии можно назвать лирико-драматическими.
В творчестве каждого композитора есть произведения, которые не оправдали их ожидания. Так и Шуберт считал свою симфонию № 8 неудачной. Слушатели назвали ее «Неоконченной». В самом деле, в симфонии № 8: две части и это название за ней так и закрепилось.
На самом деле существует три версии относительно цельности симфонии. Одни исследователи считают, что восьмая симфония не понравилась автору, поэтому он сочинил 2 части и не стал к ней возвращаться. По другой версии последние части были просто потеряны. Композитор сразу после написания подарил ее одному музыкальному обществу, но Шуберт так и не услышал ее исполнения. Партитуру обнаружили только через несколько десятилетий после его смерти и, возможно, она сохранилась не полностью. А третье мнение гласит, что подаренная симфония была задумана двухчастной. Музыкальному слуху меломанов того времени не привычны были двухчастные симфонии. Что ж, эта мысль тоже не лишена оснований. Ведь, симфония № 8 слушается, как абсолютно завершенное, стройное произведение. Как напоминает эта симфония удивительно красивые, интонационно-богатые, полные чувств, шубертовские песни. (Слушание фрагмента)
Своего рода, обобщением песенного творчества Шуберта, стала его «Неоконченная» симфония № 8. Судьба человека, его размышление о любви и смерти, стремление к идеалу. Лирическая, восьмая симфония Шуберта, словно, подхватывает эстафету поколений героического пафоса Бетховена. Она продолжает и дополняет его темами, важными для всего человечества.
В жанре симфонии решает жизненно важные вопросы своей эпохи великий русский композитор П. И. Чайковский. Его перу принадлежит 6 симфоний. И каждая удивляет глубиной и разнообразием образов. В них есть и русские пейзажи, и зарисовки народного быта, светлые лирические мечты и философские размышления. Трагические роковые вопросы бытия воплотились в Симфонии № 5 Чайковского. Написаная в форме сонатного аллегро, 1 ч. этой симфонии открывается сумрачным зловещим вступлением. Скорбная покорность звучит в мрачной поступи рока, фатума и темы судьбы. Главная партия, словно, стремится сбросить с себя эти оковы и герою как будто удается освободиться от них. В побочной партии проглядывается луч света. Но не кажется ли вам, что подобные мысли симфонической музыки вы уже слышали? Да, верно, в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Именно, она начинается знаменитым мотивом судьбы. Тема борьбы человека с мрачными силами, которые преграждают путь к счастью, была близка таким разным композиторам. Вы помните, чем завершилась симфония Бетховена? Победой героя над судьбой, победой самого Бетховена. Как же завершает свою симфонию Чайковский? Музыковеды расходятся во мнениях. Одни утверждают, что в финале силы добра и света побеждают тьму, герой возобладал над своей судьбой, ведь тема вступления преображается в праздничное шествие, но другие говорят, что одержала победу и торжествует, именно, тема рока. Неслучайно, она превратилась в финале в ликующий марш. Каждый вправе услышать свой финал великой симфонии. Прислушайтесь к симфонии и к самому себе. (Слушание фрагмента)
Дух совсем другой эпохи, бодрость, энергия и сила звучит в музыке С. Прокофьева. Этого композитора называли восторженным певцом жизни, солнца и молодости. Его музыка дала людям ту радость и свет, которых им часто не достает. Говорил о своем великом современнике другой композитор XX в. Д. Б. Кабалевский: «Симфония № 1 имеет название «Классическая» и это не случайно. Ведь с точки зрения формы, композитор придерживается в ней строгих классических традиций. Ее отличает и скромная по меркам XX в. почти прозрачная оркестровка, изысканность мелодии скрипок в сопровождении фагота придает симфонии гайдновскую изящность и жизнерадостность». (Слушание фрагмента)
В некоторых темах симфонии угадываются черты танцевальных жанров 18 в., но прокофьевский гавот перепутать с музыкой венских классиков не возможно. Здесь уже звучит совершенно другой музыкальный язык с острыми, стремительными и яркими интонациями. Акценты и сопоставления, дерзкие гармонии предрасполагают к новой пластике движений. Не случайно, на музыку Симфонии № 1 так часто создавались авангардные хореографические постановки.
Современные композиторы продолжают творческий поиск. В своих симфониях они находят новое содержание и новые формы, обращаясь к религиозным темам, истории Отечества, литературной классике. В современных симфониях взаимодействуют различные виды искусств: драма, живопись, кинематограф, хореография, происходит смешение жанров и стилей. Одним из таких примеров современного симфонического искусства является Симфония-действо В. А. Гаврилина «Перезвоны», написанная им по мотивам литературных произведений В. Шукшина. (Слушание фрагмента)
Яркий стиль современной симфонии проявился в произведении В. Г. Кикты «ФрескиСофии Киевской». На языке оркестровых тембров композитор выразил глубоко личное отношение к бессмертному шедевру. В жанре концертной симфонии для арфы с оркестром заговорили старинные фрески древнего храма. (Слушание фрагмента)
Эволюция симфонической музыки продолжается. Этот жанр впитывает в себя все новые и новые тенденции развития искусства и общества и наверняка еще не раз удивит нас и порадует чем-то необычным за поворотом времени. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле, о которой поется в песне современных авторов – «Россия и я». (Исполнение песни)
Закрепление нового материала.
- Ответьте на следующие вопросы:
В каком жанре В. Гаврилин создал «Перезвоны», написанные по мотивам литературных произведений В. Шукшина?(Симфония-действо)
В каких симфониях встречается тема судьбы?(Симфонии № 5 Бетховена и Чайковского)
Назовите жанр «Фресок Софии Киевской» В. Кикты(Концертная симфония для арфы с оркестром)
Сколько частей в Симфонии № 8 (Неоконченной) Ф. Шуберта?(Две)
Назовите стили музыки по мере их появления в музыкальной культуре. (Классицизм, романтизм, импрессионизм)
Симфония № 1 С. Прокофьева названа автором как? (Классическая)
Кто дал название Симфонии № 8 Ф. Шуберта «Неоконченная»: автор, первые исполнители, слушатели?
Самостоятельная работа. Обучающимся дается задание по составлению синквейна со словом «симфония», чтобы выяснить, как они могут выражать в краткой форме свои мысли и выводы по данной теме. (Зачитывание синквейнов)
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
Сегодня я узнал …
Я научился …
Я смог ...
Было интересно …
Было трудно …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Сегодня на уроке мы попытались проследить за развитием симфонического творчества в потоке времени. Послушали фрагменты из симфоний Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева. Мы узнали, чем отличаются их симфонии от симфоний венских классиков. Заглянули в творческую мастерскую современных композиторов. Познакомились с жанровым разнообразием их симфонического творчества. Было интересно узнать, что в современных симфониях удивительным образом взаимодействуют различные виды искусств: драма, живопись, кинематограф, хореография, происходит смешение жанров и стилей. Выяснили, каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях, которые волнуют как исполнителей, так и слушателей.
Дом. задание: по учебнику стр. 52-53, вопр. и зад.