2.Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.
3.Введение в тему.
7.Анализ Вальса. Обобщение.
11. Задание на дом
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты, УУД |
I.Орг.момент (1 мин) | Разминка “Хорошее настроение” – Чтобы начать урок с хорошего настроения, проведем разминку, которая так и называется “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок! Похвалить детей! | Повторяют за учителем, настраиваются на урок. | Умение слушать и понимать речь других (КУД) |
II. Активизация ранее полученных знаний (3 мин) | - Давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке. - С каким композитором мы познакомились? - Какое его произведение мы слушали? - Напомните нам, что такое кантата? - Что лежит в основе кантаты «Александр Невский»? Какой сюжет? - Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? - А какие прилагательные мы можем сюда подобрать? -мужественная, открытая, решительная, четкая, торжественная. (выписаны на классной доске) Похвалить детей за активную работу на уроке | - Мы познакомились с композитором С.С.Прокофьевым – произведение «Александр Невский» - кантата -это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Оно исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами – солистами. - мужественная, открытая, решительная, четкая, торжественная. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые с помощью учителя (ПУД). Умение работать в группах (КУД). |
III.Подведение к теме урока (1,5 мин) | -Сегодня у нас в гостях два известных вам композитора (слайд 1). -Оба они сочинили много музыкальных произведений: и небольших, и крупной формы. -Теперь вспомним, с какими произведениями этих композиторов вы знакомы? (слайд 2) - Соедините линиями названия музыкальных произведений с их авторами, а я вам помогу – напомню мелодии этих произведений Учитель включает мелодии музыкальных произведений: - «Марш деревянных солдатиков» - «Сказочка» - «Болезнь куклы» - «Утренняя молитва» | Слушают рассказ учителя,
Рассказ учителя сопровождается рисунками, развешенными на доске.
Слушают и узнают музыку из «Детского альбома П.И. Чайковского | Закрепить и расширить ранее полученные знания о музыкальных жанрах малых форм (ПУД) |
IV.Сообщение новой темы (10мин) | -Мы продолжим знакомиться с творчеством С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского на уроках, но теперь мы будем знакомиться с произведениями крупной формы. Итак, мы, отправляемся в музыкальный театр (слайд 3) Произведения каких жанров мы можем увидеть и услышать в музыкальном театре? (слайд 4) Соедините линиями названия музыкального спектаклей и их определений. Даже в самих названиях этих жанров: «опера», «балет», есть подсказка. Пропеть слово «опера» (3 слога, «поющие» гласные). Какое движение хочется сделать руками? Пропеть слово «балет». Какое движение хочется сделать? Как же в балете мы будем понимать то, что происходит на сцене? Главное – музыка! Она ведёт нас за собой. Надо лишь услышать и понять её. | Просматривают слайды презентации и уясняют новые понятия урока: музыкальные жанры, опера, балет. Дети активно отвечают на вопросы учителя -плавное движение, «продирижировать» -взмахнуть и опустить руки, сделать полуприседание, полупоклон -по движению, пластике, музыке | Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу урока (РУД). |
V.Работа с учебником (3 мин.) | - Давайте прочитаем, как авторы учебника приглашают нас окунуться в детский музыкальный театр.(стр. 74). - Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? - Что автор хотел нам этим показать? - давайте прочитаем определения: опера, балет, театр, вальс. - В какой сказке вальс имеет очень важное значение для главных героев? -Так как мы поняли, что в балете движение идёт от музыки, её мелодии, настроения, то давайте знакомиться с прекрасным балетом С.С.Прокофьева «Золушка» (слайд 6). | Работают по учебнику. - На иллюстрации изображена «Волк и семеро козлят» -в сказке «Золушка» | Умение слушать и понимать речь других (КУД) |
VI.Слушание музыки «Вальс» (4 мин) | - А теперь давайте послушаем «Вальс» (фрагмент) – прослушивание аудиозаписи. Сядьте поудобнее и постарайтесь понять характер музыки. Постарайтесь определить, в чём заключается необычная выразительность восточной музыки? | Слушают музыку «Вальс» (фрагмент) | Развивать способность вслушиваться в характер музыки развивать внимание, память, воспитывать, слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). |
VI.Анализ прослушанного (5 мин) | - Мы прослушали «Вальс». (После прослушивания) -Что чувствовали Золушка и Принц во время вальса? Чего ждала Золушка от этого бала? -Что помешало Золушке и Принцу? -Как должен прозвучать бой часов? | (выписать на доске) Дети отвечают на вопросы учителя -счастья, любви, исполнения желаний -бой часов звучит в музыке Угрожающе, зло, жестоко | Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки; (ПУД), |
VII.Слушание музыки «Полночь» (4 мин) | - А теперь давайте прослушаем «Полночь» (фрагмент) | Слушают музыку «Полночь» | Развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). |
VIII.Анализ прослушанного (1 мин) | -Как композитор передал в музыке смятение, страх героев? -Обратите внимание, что движения всех героев резкие, быстрые – они подчинены музыке. - Как звучат последние звуки? - А теперь выполним задание на доске (слайд 7). Возле слов, передающих эмоциональное состояние музыки в начале вальса, ставим цифру 1; в середине (бой часов) – цифру 2; в конце – цифру 3. | -темп – быстрый, динамика – f. -печально | Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). |
IX.Работа с учебником (1 мин) | - Прочитаем в учебнике, как описывается эта музыка. | Читают в учебнике. | |
X.Обобщение по теме урока (1 мин) | - Вы прослушали «Вальс» В чем особенность вальса? Подытоживая, акцентированно повторять правильные ответы детей. |
Необычная мелодия, ритм и гармония (созвучия) придают мечтательность, романтичность, волшебство, загадочность | развивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством (ЛУД). |
XI. Динамическая пауза (1 мин.) | - А теперь мы с вами маленько отдохнем. Молодцы! Вы хорошо потрудились! А, сейчас – Весёлая зарядка под музыку!!! | Дети повторяют движения за учителем. Несколько учениц помогают учителю придумывать движения для разминки. | Физкультминутка с музыкальным сопровождением |
XII.Распевание (1 мин) | - Скажите, какой праздник будет в марте? -Вы бы хотели порадовать своих мам? - сегодня мы разучим песенку про мам. - Но сначала нам нужно подготовить наш голос к пению. Вспоминаем логопедическое упражнение на дикцию и артикуляцию. Си – си – си – си – си- си В водоеме караси Ся – ся – ся Ся – ся – ся Вот поймать бы карася Се – се –се – се – се – се Карасей ловили все Ся – ся – ся Ся – ся – ся | - 8 марта – международный женский день. -Да! Готовят голос к исполнению песни. Выполняют вслед за учителем упражнение на дикцию и артикуляцию | Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (ЛУД) |
XIII.Разучивание песни: - слушание (2 мин) - исполнение припева (1 мин) - ритмический рисунок куплета (2 мин) - разучивание мелодии (2 мин) - исполнение второго куплета (1 мин) - исполнение всей песни. (2 мин) | - А теперь приступим к разучиванию песни о маме. Мама очень дорогой человек для нас на земле, нужно порадовать своих мам. А с каким настроением нужно петь такие песни? - Правильно, с веселым, радостным. Давайте послушаем эту песню и попытаемся уловить ее ритм, манеру исполнения. - А теперь вместе со мной будем подпевать припев. Давайте разберем первый куплет. Будем делать это по предложениям, чтобы вам было легче запомнить слова и уловить мелодию песни. Разучим ритм каждого предложения. Заметьте, что ритм неодинаков. Попробуем прохлопать ритм вместе, при этом напевая куплет. А для того, чтобы закрепить звучание мелодии и вспомнить второй куплет, нам помогут Настя, Юля, Вера. Они исполнят для вас первые два куплета, а вы постарайтесь запомнить, для того, чтобы потом исполнить эту песню всем вместе. - ПОНРАВИЛОСЬ ВАМ ИСПОЛНЯТЬ, ДРУЖНО ПЕТЬ ПЕСНЮ? Поблагодарить за выразительное пение и девочек, и мальчиков | Слушают песню, следят за ее звучанием манерой исполнения, подпевают припев после первого куплета. Во время второго прослушивания дети поют припев вместе с учителем. Далее разбирается (по предложениям – двум строчкам) первый куплет: сначала прохлопывается его ритмический рисунок, а затем учитель показывает тональность с помощью движения рук. Второй куплет поют заранее подготовленные девочки. Дети обращают внимание на характер исполнения МЕЛОДИИ КУПЛЕТА И ПРИПЕВА песни. После этого песня поется всеми учениками. Всем классом: *запевы поют подготовленные «артисты-солисты», а припевы - хором | Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать (ЛУД) |
XIV.Итог урока. Рефлексия (2 мин) | Ребята! А теперь, внимание! Посмотрите на доску. Взгляните в страницы учебника музыки. Вспомните всё, что мы делали с вами на уроке. - Что нового мы узнали на уроке сегодня? - Какой характер Вальса?
- Оцените свою работу на уроке. Ребята, скажите, хорошо ли мы с вами потрудились на уроке? Я ТОЖЕ ХВАЛЮ ВАС ВСЕХ ЗА АКТИНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ. Отличные отметки в дневниках ставлю: ………………………………………………………………. Быстро, чётко назвать всех отличившихся на уроке школьников и попросить дневники. Урок окончен! | Слушали музыку русских композиторов. ИЗВИЛИСТАЯ, ВОЛНИСТАЯ, ЗАТЕЙЛИВАЯ, ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ, ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ, УБАЮКИВАЮЩАЯ, ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ, ШУМНАЯ, ПЁСТРАЯ, МУДРАЯ, ВЕСЕЛАЯ, ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ЭКЗОТИЧЕСКАЯ, ЗНОЙНАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ. (выписано на доске) Дети отвечают по руке учителя – хором Х О Р О Ш О ! ! !
Дети выходят из класса под музыку «Песни о Хоттабыче» | Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, характеризовать музыку и средства музыкальной выразительности проводить самооценку и самоанализ, (РУД). |