kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по музыке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует ФГОС. Интересен по подборке материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке 4 класс»

Сценарий открытого урока музыки в 3-м классе по теме "Образ Богородицы в музыке Ф.Шуберта и С.Рахманинова"

Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Музыкальный материал.

  1. С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»

  2. Ф.Шуберт «Аве Мария».

  3. И.С. Бах - Гуно» Аве Мария».

  4. Песнопения о Богородице.

Ход урока.

У.- Ребята, тему нашего сегодняшнего урока Вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит (звучит молитва Рахманинова « Богородице Дево, радуйся»);

У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

Д.- В церкви (вариант в концертном зале).

У.- Кто исполняет это музыкальное произведение?

Д.- Хор.

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

Д.- Нет.

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

Д- «acapella».

У.- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, хрестоматию на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем слова (дети читают) Ребята, эти стихи или молитва?

Д.- Молитва.

У.- К кому она обращена?

Д.- К Богородице;

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избранна она между женами, и от нее воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!» Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Именно эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

Вопрос: Кто из вас был в храме и слушал церковную музыку? Ваши впечатления?

У.- Посмотрите на доску (выписана фраза молитвы Рахманинова.) и в учебник. Вы видите нотную запись фрагмента произведения Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!» Давайте попробуем спеть первую фразу. ( Учитель поет, затем разучивает первую фразу с детьми, акцентируя внимание на выразительном пении, интонации обращения, выделить слова «Богородице Дево», обратить внимание на слог «Ра» в слове радуйся. Этот распев в слоге Ра придает мелодии: большую радость, широту звучания.

У. Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик. Прочитайте, пожалуйста, стихи, помещенные под портретом. (Дети читают).

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!» (дети слушают музыку).

У.- На предыдущем уроке мы с вами разучивали песнопение, обращенное к Богородице. Давайте вспомним и выразительно, торжественно и светло исполним его (исполняется хором, поработать над интонацией, динамикой, фразировкой).

У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

Д.- Девой Марией. Мадонной.

У.- Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете-сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают).

У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?

Д.- С облаков.

У.- Какой цвет преобладает?

Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова.

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть - Сына. А сейчас мы с Вами послушаем музыку. Скажите, пожалуйста, в исполнении, какого музыкального инструмента она прозвучит? (Звучит отрывок из «Прелюдии» И.С. Баха в переложении на органе).

У.- Скажите, какой музыкальный инструмент прозвучал?

Д.- Орган.

У.- Скажите, а могла ли такая музыка прозвучать в храме?

Д.- Могла.

У.- А в православном храме можно услышать орган?

Д.- Нет.

У. – Правильно. В православных храмах признается только один музыкальный инструмент - человеческий голос. А в западноевропейских храмах орган сопровождает пение церковного хора.

На прошлом уроке мы разучивали песнопение, посвященное Деве Марии. Давайте его вспомним? Кто у нас сегодня будет исполнителем? (ученики поют). Вокальная работа над выразительностью исполнения. Обратить внимание на контраст частей. Светлая, легкая, воздушная первая часть и сосредоточенная, строгая вторая часть.

У.- К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети читают).

У.- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении Маши Ряпухиной (вариант Робертино Лоретти).

У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.

Класс делится на две команды. У доски два ученика срывают лепестки, на которых написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр. Дети выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся». На доске выписаны две первых фразы этих произведений. После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия.

Что общего в построении мелодии?

  1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.

  2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

  3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта. Присутствует и кульминация с появлением форте: в «Богородице Дево, радуйся!» на словах «Яко спаса родила» и у Шуберта в «Аве Марии» на словах «Тронись же скорбную мольбою» Кульминация форте выделяет главный смысл молитвы, и заканчивается музыка успокоением души, что подчеркивается пианиссимо. Но если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

Итог:

На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства. Ведь образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

(Звучит музыка Баха «Аве Мария» и дети под музыку выходят из класса).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по музыке 4 класс

Автор: Бицура Наталья Владимировна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Комплексный самоанализ урока музыки"
    ["seo_title"] => string(36) "komplieksnyi_samoanaliz_uroka_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "382045"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485004969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока музыки на тему:"Музыкальные инструменты. Звучащие картины""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_muzyki_na_tiemu_muzykal_nyie_instrumienty_zvuc"
    ["file_id"] => string(6) "446005"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513946903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока музыка 2 кл "Музыка Осени""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia_dlia_uroka_muzyka_2_kl_muzyka_osieni"
    ["file_id"] => string(6) "378042"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484141138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства