Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке 4 класс»
Сценарий открытого урока музыки в 3-м классе по теме "Образ Богородицы в музыке Ф.Шуберта и С.Рахманинова"
Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
Музыкальный материал.
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»
Ф.Шуберт «Аве Мария».
И.С. Бах - Гуно» Аве Мария».
Песнопения о Богородице.
Ход урока.
У.- Ребята, тему нашего сегодняшнего урока Вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит (звучит молитва Рахманинова « Богородице Дево, радуйся»);
У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?
Д.- В церкви (вариант в концертном зале).
У.- Кто исполняет это музыкальное произведение?
Д.- Хор.
У.- Есть ли музыкальное сопровождение?
Д.- Нет.
У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?
Д- «acapella».
У.- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, хрестоматию на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем слова (дети читают) Ребята, эти стихи или молитва?
Д.- Молитва.
У.- К кому она обращена?
Д.- К Богородице;
У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).
У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избранна она между женами, и от нее воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!» Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);
У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Именно эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.
Вопрос: Кто из вас был в храме и слушал церковную музыку? Ваши впечатления?
У.- Посмотрите на доску (выписана фраза молитвы Рахманинова.) и в учебник. Вы видите нотную запись фрагмента произведения Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!» Давайте попробуем спеть первую фразу. ( Учитель поет, затем разучивает первую фразу с детьми, акцентируя внимание на выразительном пении, интонации обращения, выделить слова «Богородице Дево», обратить внимание на слог «Ра» в слове радуйся. Этот распев в слоге Ра придает мелодии: большую радость, широту звучания.
У. Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик. Прочитайте, пожалуйста, стихи, помещенные под портретом. (Дети читают).
У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!» (дети слушают музыку).
У.- На предыдущем уроке мы с вами разучивали песнопение, обращенное к Богородице. Давайте вспомним и выразительно, торжественно и светло исполним его (исполняется хором, поработать над интонацией, динамикой, фразировкой).
У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?
Д.- Девой Марией. Мадонной.
У.- Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете-сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают).
У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?
Д.- С облаков.
У.- Какой цвет преобладает?
Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова.
У.- Белый цвет символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.
Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть - Сына. А сейчас мы с Вами послушаем музыку. Скажите, пожалуйста, в исполнении, какого музыкального инструмента она прозвучит? (Звучит отрывок из «Прелюдии» И.С. Баха в переложении на органе).
У.- Скажите, какой музыкальный инструмент прозвучал?
Д.- Орган.
У.- Скажите, а могла ли такая музыка прозвучать в храме?
Д.- Могла.
У.- А в православном храме можно услышать орган?
Д.- Нет.
У. – Правильно. В православных храмах признается только один музыкальный инструмент - человеческий голос. А в западноевропейских храмах орган сопровождает пение церковного хора.
На прошлом уроке мы разучивали песнопение, посвященное Деве Марии. Давайте его вспомним? Кто у нас сегодня будет исполнителем? (ученики поют). Вокальная работа над выразительностью исполнения. Обратить внимание на контраст частей. Светлая, легкая, воздушная первая часть и сосредоточенная, строгая вторая часть.
У.- К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети читают).
У.- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении Маши Ряпухиной (вариант Робертино Лоретти).
У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.
Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.
Класс делится на две команды. У доски два ученика срывают лепестки, на которых написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр. Дети выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся». На доске выписаны две первых фразы этих произведений. После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия.
Что общего в построении мелодии?
Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта. Присутствует и кульминация с появлением форте: в «Богородице Дево, радуйся!» на словах «Яко спаса родила» и у Шуберта в «Аве Марии» на словах «Тронись же скорбную мольбою» Кульминация форте выделяет главный смысл молитвы, и заканчивается музыка успокоением души, что подчеркивается пианиссимо. Но если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.
Итог:
На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства. Ведь образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.
(Звучит музыка Баха «Аве Мария» и дети под музыку выходят из класса).