Просмотр содержимого документа
«Комплексный самоанализ урока музыки»
При проведении комплексного самоанализа урока музыки необходимо рассмотреть следующие положения:
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся класса. Какие особенности учтены учителем при планировании данного урока.
Каково место урока в теме, разделе, программном курсе. Как он связан с предыдущими уроками, на что опирается. Как данный урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы курса, в чем его специфика, каковы его тип, вид и жанр.
Какова главная цель и направленность урока. Какие задачи обучающего, развивающего и воспитывающего характера решались учителем в ходе урока. Была ли обеспечена их комплексность и взаимосвязь. Что являлось главным, стержневым в уроке. Насколько успешна реализация этих параметров.
Какова структура урока. Насколько логично и последовательно выстроены эго этапы. Какое место в уроке занимали опрос, беседа, диалог с учащимися, изучение нового материала, закрепление и обобщение пройденного, проверка и определение домашних заданий. Как в них рассматривалась тема. По какому принципу выстроена драматургия урока.
Какое содержание было предложено учащимся. Как данное содержание «отвечало» теме урока, какую проблему оно раскрывало. Что было наиболее важным и существенным. Какие этапы урока являлись кульминационными. Какие виды музыкально-творческой деятельности способствовали реализации содержания. Насколько полно и эффективно оно освоено учащимися.
Какое сочетание методов, приемов и техник обучения было избрано учителем для достижения поставленной цели. Насколько оптимален их выбор. Какие элементы требуют коррекции на последующих уроках.
Какие формы работы были предложены на уроке. Имел ли место индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. Соответствовал ли уровень сложности особенностям учащихся класса.
В чем выражалась «обратная связь» учащихся с учителем. Как был организован контроль качества образования. В каких формах и какими методами он осуществлялся. Какие результаты выявлены в ходе контроля. На что в дальнейшем следует обратить внимание учителя.
Каково оснащение урока. Как «работал» на урок кабинет музыки и избранные средства обучения (аудио-визуальные, технические, дидактические и др.).
Насколько высока работоспособность учащихся в течение всего урока, за счет чего она обеспечивалась. Как поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера урока. Какой стиль общения доминировал. В чем проявлялось воспитательное влияние личности учителя.
Рационально ли использовано время урока. Как предупреждались перегрузки школьников.
Присутствовали ли на уроке моменты педагогической импровизации, насколько они оправданы. Возникали ли в ходе урока непредвиденные педагогические ситуации, какими способами они разрешались.
(Самоанализ урока заверяется руководителем ООУ)
Самоанализ урока музыки
Класс: 1
Тема урока: «Музыка осени»
Тип урока: урок открытия новых знаний
При планировании данного урока учитывались реальные учебные возможности учащихся первого класса. У всех детей преобладает эмоциональная и познавательная мотивация в обучении. Ученики в основном правильно понимают содержание предлагаемого материала, эмоционально правильно его принимают, правильно определяют характер предлагаемой музыки. Большая часть класса работоспособны, хорошо развито внимание, быстрое включение в работу. Практически все способны регулировать свое поведение на основе взаимодействия с одноклассниками и с учителем. Но есть дети, нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя.
Место данного урока определяется ведущей темой полугодия «Музыка вокруг нас». Это 5-й урок в календарно-тематическом планировании, который продолжает тему «Душа музыки – мелодия» и предвосхищает изучение следующей темы «Сочини мелодию». Все эти три урока логично связаны между собой по содержанию: что такое мелодия, как определить ее характер, дети учатся слушать мелодии, сравнивать их, учатся сами сочинять мелодии.
Цель урока: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Урок был направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке и другим видам искусства, чувства уважения к национальной культуре, внимательного и родственного уважения к природе, эмпатии, чувства коллективизма, ответственности за выполненное дело; на формирование сознательного отношения к музыке – умение слушать музыку, определять ее характер и высказываться о ее звучании, узнавать звучание музыкальных инструментов, закреплять названия музыкальных произведений, имен композиторов, музыкальных понятий; на формирование деятельно-практического отношения к музыке во всех видах музыкальной деятельности: пении, игре на детских инструментах, музыкально-пластическом движении.
Планируемые результаты урока.
Предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова; эмоционально откликаться на музыку, определять образное содержание и характер музыки, высказываться о ее звучании, сравнивать произведения; осознанно и выразительно исполнять музыку во всех видах музыкальной деятельности – пении, музыкально-пластическом движении; узнают названия произведений, имена композиторов, художников, музыкальных инструментов, понятия музыка, живопись, литература, характер настроения, напевность.
Метапредметные УУД
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкального сочинения, построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: воспринимать музыкальные произведения и мнение других людей о музыке, работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир, природу, произведения искусства, продуктивное сотрудничество с учителем, одноклассниками при работе в парах, внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.
Реализация поставленных цели и задач способствовало логичное и последовательное построение урока, все этапы которого вытекали друг из друга.
Музыкальная разминка -музыкальное приветствие, дыхательнаягимнастика, распевание, игра на свирелях. Применялся деятельно-практический метод, здоровье сберегающие технологии, которые были направлены на развитие певческих и исполнительских навыков уч-ся.
Повторение и закрепление материала урока «Мелодия – душа музыки» Дети отвечают на поставленные вопросы, дают определениямелодии, слушают музыку, угадывают музыкальные жанры – песню, танец, марш, называют имя композитора, который написал эту музыку. (Наглядный, наглядно-слуховой, игровой методы)
Актуализация знаний для освоения новой темы «Музыка осени».
Отвечают на вопросы учителя о временах года, отгадывают загадки про осень, называют тему урока, учитель ставит проблему урока как определитьхарактер осенней музыки, что для этого нужно? Отвечают – послушать осенние мелодии. Исполнение «Осенней песенки» сдвижениями. (Проблемно-поисковый, наглядный, практический).
Проблемное освоение новой темы «Музыка осени». Работа с учебниками. Учитель спрашивает, что нам сегодня предлагает Муза, в каком образе она предстает перед нами? В плаще, с зонтиком; рассказать какой бывает осень. Дети выразительно читают стихотворения. Эмоциональный рассказ учителя про осень, которая может быть радостной, теплой, в пышном убранстве и та же осень, но уже грустная, с дождем. Спрашивает что за две осени такие? Отвечают – золотая и поздняя осень. Учитель предлагает для просмотра осенние пейзажи Левитана и Ван Гога, просит с помощью листиков определить, где золотая, а где поздняя осень. Дети рассматривают картины, выбирают нужный цвет и объясняют свой выбор. Учитель перед прослушиванием музыки Чайковского задает вопрос – какую осень нарисовал композитор музыкальными красками, какими чувствами наполнена эта музыка, какое стихотворение, какая картина по настроению близко к этой музыке. Дети слушают музыку, определяют ее характер, сравнивают с картинами и со стихами об осени. размышляют, определяют инструмент(работа в парах с карточками). Слушание музыки Свиридова, показ портрет композитора, отвечают на вопросы о характере мелодии, какой инструмент исполнял, чем похожи эти две осенние мелодии Чайковского и Свиридова.
Разучивание 1 куплета новой песни «Скворушка прощается».
Вывод. Учитель говорит о том, что на уроке мы попытались войти в мир красоты осенней музыки. Что вдохновляет композиторов, художников, поэтов создавать прекрасную музыку, живопись, поэзию об осени и других временах года? Отвечают – красота природы. (Наглядный, наглядно-слуховой, проблемно-поисковый, практический, словесный, сравнения, эмоционального воздействия).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.Учитель спрашивает, что нового узнали на уроке, какого характера может быть музыка осени, что делали на уроке, какое музыкальное произведение понравилось больше всего. Дети отвечают, благодарят Музыку за прекрасные осенние мелодии. (Словесный, обобщения).
Домашнее задание. Прогулка в осенний лес – вспомни, исполни, нарисуй музыку осени.
Наиболее важным, существенным этапом урока был 4-й этап, содержание которого «отвечало» теме урока, раскрывало его проблему – как определить характер осенней музыки. На этом этапе дети читали стихи, рассматривали картины, отвечали на вопросы, высказывали собственное мнение, учились эмоционально воспринимать осенние мелодии, определяли характер настроения, знакомились с композиторами, художниками, поэтами, с новыми понятиями музыка, живопись, литература, напевность, учились определять музыкальные инструменты, работать в паре,разучивали осеннюю песню, учились делать вывод.
На уроке использовались фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Использовались как общедидактические методы обучения и воспитания, так и музыкально-педагогические, способствующие приобщению детей через сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства. Использование данных методов свидетельствует о применении следующих педтехнологий развивающего обучения: ИКТ, проблемного обучения, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие. Все это позволило осуществить достижение поставленной цели и задач данного урока.
Повышению эффективности урока послужило использование различных средств обучения: дидактических и технических (учебники, карточки, фигуры на магнитной доске, портреты композиторов, презентация с картинами, музыкальные инструменты, телевизор, DVD-плеер, запись музыки).
Работоспособность детей на уроке была высокая за счет применения разнообразных методов обучения и разнообразных видов деятельности. Урок прошел интересно, с эмоциональным настроем.