Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 1 классе "Жанры. Садко. Музыкальные инструменты".»
План конспект урока музыки
Тема полугодия: « Музыка вокруг нас» ( 1 класс, 2 четверть) программа Е. Критской, Г. Сергеевой.
Тема урока: Жанры. Садко. Музыкальные инструменты.
Тип урока: комплексное применение новых знаний.
Цель урока: знакомство с жанрами народной музыки.
Задачи урока( УУД):
Личностные: усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений.
Познавательные: усвоение музыкального языка как средства создания музыкальных образов; овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений.
Регулятивные: оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства, мысли, ощущения.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процесс размышления о музыке; осуществление контроля, оценки действии партнера в коллективном музицировании.
Методы: метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.
Средства обучения: « Былинные наигрыши», фрагменты из оперы « Садко» Н.А. Римский –Корсаков « Заиграйте мои гусельки», «Колыбельная Волховы», р. н.п. « Ой сад во дворе», « Камышинка—дудочка» сл. В. Татаринова, муз. В. Полянского; «Полянка», фр. «Как под яблонькой», « Во кузнице», звучание ложок.
Структура урока:
1 Организационный момент.
Песенное приветствие « Здравствуйте ,ребята» Дети поют « Здравствуйте».
Сегодня мы с вами отправляемся во времена Древней Руси. Мы с вами вспомним какую музыку слушали и исполняли на Руси.
2 Повторение пройденного материала и подготовка к усвоению новых знаний.
Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.
Как обозначается музыкальный звук в нотной тетради?( ноты)
Музыкальный инструмент, на котором играл пастушок?(дудочка)
Духовой музыкальный инструмент, напоминающий свист? ( свирель)
Назовите имя гусляра?(Садко)
Кто создавал эти инструменты? (народ)
3 Постановка целей урока
Правильно дети—эти инструменты создавал русский народ. Как они называются? ( Дети – русские народные инструменты). А какую музыку они исполняют? ( русскую народную) Вот сегодня мы и познакомимся—какая бывает русская народная музыка?
4 Первичное усвоение новых знаний
Какой инструмент звучит? Покажите как на нём играют? ( звучит запись « Былинные наигрыши» --дети играют на воображаемых гуслях).
Как звучала музыка? ( медленно, напевно)
Что можно делать под эту музыку? ( сказки рассказывать, былины)
--Мы с вами на прошлом уроке познакомились с этим инструментом—это гусли. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных зала. Но он очень часто бывает героем сказок и былин. Появились гусли очень давно. Для их изготовлении использовали вначале конский волос, его натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высокий, и низкий и его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называли их крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их на колени и пел былины , народные песни.
Про какого гусляра вы прочитали былину? ( о Садко)
Что случилось с ним?
Где в былине звучит музыка? ( когда танцуют гости)
Какая будет звучать музыка? (Удалая, задорная, быстрая)
Давайте прослушаем эту песню Садко. ( слушание « Заиграйте мои гусельки»)
Какой жанр музыки прозвучал? ( танец пляска)
Где ещё звучит музыка в былине? ( Чернавушка поёт)
Какую песню? ( колыбельную)
Как нужно петь колыбельную? ( медленно, тихо, напевно)
Какой жанр музыки? ( песня)
4 Физминутка.
Давайте мы с вами покажем эту былину о приключениях Садко.
( инсценировка былины, учитель рассказчик)
5 Первичное закрепление знаний
Как вы думаете –что это такое? Правильно это ложки. А на них можно играть? Да. А кто делал их? (Народ) Мы можем с вами сказать, что это русский народный инструмент? ( Да, можем). Сейчас мы поиграем на ложках. ( дети под песню « Ой сад во дворе» играют на ложках ритмический рисунок песни) Как вы думаете –что под эту музыку люди в древней Руси делали? ( танцевали )
6 Вокально—хоровая работа.
Мы на прошлом уроке начали учить с вами песню. Что это за песня? (учитель играет мелодию-- дети отгадывают; песня « Камышинка—дудочка»)
--исполнение песни на слог «лё»;
--исполнение песни с изображением игры на дудочке и приём «эхо» во второй части песни.
7 Обобщение и закрепление знаний полученных на уроке.
С чем мы сегодня с вами познакомились на уроке? ( с русскими народными инструментами и народными танцами и песнями)
Скажите – какая бывает русская музыка, что под неё делают? ( танцуют, поют и рассказывают сказки былины)
Сейчас мы ещё раз послушаем и угадаем—где какой инструмент звучит?
( музыкальная викторина)
9 Рефлексия урока.
( Дети все встали) В концертном зале, когда зрителям нравится исполнение артиста, ему обычно хлопают. Кому понравился наш урок сегодня –громко хлопает, кому не понравился урок—тот просто опустит руки. Спасибо большое вам я тоже всем похлопаю.